Модель системного управления процессом внедрения инновационных ресурсосберегающих технологий в сельскохозяйственных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является обоснование теоретико-методологических положений и разработка методических и практических рекомендаций по формированию эффективной системы управления инновационным развитием сельского хозяйства.

Файлы: 1 файл

На примере России.docx

— 80.01 Кб (Скачать файл)

3. Методологический  инструментарий формирования эффективной  системы управления сельским  хозяйством в условиях перехода 

к инновационному развитию

В условиях перехода сельского  хозяйства к инновационному развитию система управления отраслью на различных  уровнях должна максимально использовать  преимущества в управлении агроэкономикой как открытой системой с синергетическими свойствами. Обобщение всех  рассмотренных подходов, принципов, моделей и методов позволило сформировать качественно новый методологический инструментарий  управления сельским хозяйством в условиях перехода к инновационному развитию (рис. 5).

 

Рис. 5. Основные элементы методологии  формирования эффективной системы  управления сельским хозяйством

 

Предлагаемый методологический инструментарий  сочетает институциональный и синергетический подходы к управлению; учитывает системные свойства агроэкономики как сложного объекта управления; основывается на методологических принципах управления (системной взаимосвязи, социальной приоритетности, институциональной согласованности, комплексности и непрерывности); ориентируется на преимущественное применение моделей адаптивного управления и включает систему критериев комплексной оценки различных видов эффективности сельского хозяйства на разных уровнях управления.

Данный методологический инструментарий является основой для  – формирования системы управления, способной привести современное  многоукладное и, преимущественно, низкоэффективное сельское хозяйство  к инновационному типу развития, к  состоянию динамично развивающейся  инновационной агроэкономики, рационально  использующей биоклиматические, земельные, трудовые, материально-технические и финансовые ресурсы. Использованием институционализма в качестве основной теории позволит вовлекать в процесс управления не только формальные, но  неформальные институты.

Синергетический подход к  управлению подразумевает поиск  альтернативных путей и способов достижений поставленных целей за более  короткий период времени посредством  использования механизма резонансного возбуждения точек роста современной  аграрной экономики. Правильный выбор  точек роста и ключевых направлений  развития позволит рассчитывать на получение  синергетического эффекта, обеспечивающего  большую отдачу от вкладываемых средств  в современных условиях ограниченности ресурсов и динамичное продвижение  инноваций в аграрной сфере.

Для обеспечения инновационного развития сельского хозяйства необходима эффективная система управления инновационными процессами в аграрном секторе экономики, сложности формирования которой обусловлены не только специфическими особенностями отрасли,  но и характером протекания инновационных процессов в сельском хозяйстве (рис. 6).

 

Рис. 6. Методологические особенности  управления инновационными процессами в сельском хозяйстве 

 

Принципиальным положением современной методологии управления инновационной деятельностью в  сельском хозяйстве является необходимость  разделения инновационного процесса на 2 стадии: 1) создание и освоение инноваций; 2) массовое распространение инноваций. По нашему мнению, такой подход необходим в связи с тем, что, во-первых, большое количество конечных потребителей инноваций – сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет выходить сразу на массовое тиражирование инноваций, без предварительной апробации на отдельных предприятиях; во-вторых, деление общего инновационного процесса на две стадии позволит лучше сгруппировать и организовать участников инновационной деятельности, поскольку на каждой стадии свои потребители инноваций, свои особенности и технологии их распространения.

Индивидуальный подход к  инновационным проектам и адаптивное управление – один из основных принципов  управления инновационными процессами в АПК. Выбор приоритетов инновационной  деятельности в сельском хозяйстве  также должен носить индивидуальный характер и учитывать не только природно-климатические, экономические и социальные факторы, но и особенности институциональной  среды, особенно неформальных институтов, специфичных не только на уровне отдельных  регионов, но и сельских районов. В  связи с этим приоритеты инновационной  деятельности должны обосновываться на региональном уровне.

4. Модель управляющей  системы трансляции инноваций 

в сельском хозяйстве

Вектор целей развития агарного сектора экономики России, обозначенный в Концепции долгосрочного  социально-экономического развития и  в Доктрине продовольственной безопасности РФ, содержит амбициозные задачи, решать которые необходимо в условиях  инерционно продолжающегося системного кризиса отрасли.  На фоне наметившихся в последние годы позитивных тенденций увеличения общих объемов производства сельскохозяйственной продукции внутри отрасли продолжают сохраняться тенденции, вызывающие опасения. Во-первых, это в определенной степени продолжающееся разукрупнение сельскохозяйственного производства, преобладание мелкотоварного сектора в виде личных подсобных хозяйств населения, которые не могут выступать локомотивом развития отрасли. Серьезные проблемы с этим в овощеводстве и животноводческих отраслях, особенно в молочном скотоводстве, где за последние пять лет не произошло  позитивных изменений в развитии крупных производств (рис. 7).

1) Включая индивидуальных  предпринимателей.

Рис. 7. Структура производства основных продуктов животноводства

по категориям хозяйств 

(в % от общего объема  производства в хозяйствах всех  категорий)

Технологический прогресс во всем мире связан с укрупнением производства и повышением уровня производительности труда. Сельское хозяйство России по этим параметрам продолжает откатываться назад: количество крупных сельскохозяйственных предприятий значительно сократилось  и продолжает сокращаться, более  того, в последние годы отчетливо  наметился рост числа убыточных  хозяйств (рис. 8).

Вторая основная проблема – это сложное финансово-экономическое  положение сельскохозяйственных предприятий  России. Доходность сельскохозяйственного  производства даже с учетом государственной  поддержки из бюджетов различных  уровней не позволяет предприятиям вести нормальное воспроизводство, не говоря уже о расширенном, необходимом  для инновационного развития.  Уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий не превышает уровень процентных ставок по кредитам, и накапливающаяся в последние годы кредиторская задолженность хозяйств может привести к негативным последствиям (табл. 3).

–  всего организаций  

– число убыточных    

 организаций

Рис. 8. Динамика численности  сельскохозяйственных предприятий  РФ

за 2005–2009 гг.

Таблица 3

Основные финансово-экономические  показатели

деятельности  сельскохозяйственных предприятий  России

Виды животных

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г. в % к

2006 г.

2008 г.

Число организаций, тыс.

25,3

24,0

23,0

22,5

88,9

97,8

в т.ч. прибыльных

16,4

18,1

18,0

16,2

98,8

90,0

 убыточных 

8,9

5,9

5,0

6,3

70,8

126,0

Уровень рентабельности, включая  субсидии, %

9,9

17,2

15,3

9,7

98,0

63,4

Уровень рентабельности без  субсидий, %

2,6

8,1

2,3

-3,3

-126,9

-143,5

Прибыль (убыток), включая  субсидии, млрд руб.

50,1

105,8

117,4

83,6

166,9

71,2

в том числе субсидии из бюджета, млрд руб.

36,8

56,0

99,7

112,0

304,3

112,3

Прибыль (убыток) без субсидий, млрд руб.

13,3

49,8

17,7

-28,4

-213,5

-160,5

Выручка от реализации всей продукции (работ, услуг),    млрд руб.

566

734

888

970

171,4

109,2

Затраты на основное производство, млрд руб.

650,7

783,4

1038,9

1088,8

167,3

104,8

Кредиторская задолженность  – всего, млрд руб.

599,3

827,4

1148,6

1314,5

219,3

114,4

Кредиторская задолженность, в % к выручке 

105,8

112,7

129,4

135,5

128,1

104,7


Среди продолжающих функционировать  крупных хозяйств есть предприятия, применяющие передовые технологии и осваивающие инновации, но их очень  немного. Нехватка оборотных денежных средств вынуждает сельскохозяйственных товаропроизводителей  экономить на применении удобрений, средств защиты растений и животных, высококачественных семян и кормов, что негативно сказывается на объемах производства сельскохозяйственной продукции и ее качестве. В сложившихся условиях не приходится говорить о массовом техническом перевооружении сельского хозяйства России, что также сдерживает применение многих инноваций и повышение производительности труда. Несмотря на увеличение государственной поддержки, главным источником инвестиций в основной капитал остаются средства предприятий (рис. 9).

Рис. 9. Структура инвестиций в основной капитал АПК в 2009 г.

Увеличение государственного финансирования сельского хозяйства  в рамках реализации федеральных и региональных целевых программ безусловно способствует росту объемов производства. Обследование регионов Приволжского федерального округа РФ позволило выявить положительную связь нелинейного характера между объемами государственного финансирования сельского хозяйства и стоимостью валовой продукции отрасли (рис. 10).

Государственное финансирование в расчете на 1 га пашни, руб.

  

 

Рис. 10. Влияние размеров государственного финансирования на объемы

сельскохозяйственного производства

Нелинейный характер взаимозависимости  свидетельствует о том, что в  условиях недофинансирования прирост  валовой продукции будет опережать  темпы увеличения объемов государственной  поддержки. Увеличение государственного финансирования положительно влияет не только на объемы производства сельскохозяйственной продукции, темпы развития отрасли, но и на инвестиционную привлекательность и инновационную активность отрасли. Вместе с тем для обеспечения не только количественного роста, но и качественного инновационного развития, эффективного использования выделяемых государством средств необходима система управления сельским хозяйством, способная параллельно с финансированием отрасли транслировать инновации, определять направления развития, формировать реальные механизмы инновационного хозяйствования для сельскохозяйственных товаропроизводителей различных категорий, типов и размеров. Это требует формирования эффективной управляющей системы трансляции инноваций в сельском хозяйстве,  модель которой предложена в диссертационном исследовании (рис. 11).

 

Рис. 11. Концептуальная модель управляющей системы трансляции инноваций в сельском хозяйстве 

 

Предложенная модель управляющей  системы обладает следующими преимуществами:

1. Она предполагает вовлечение  в инновационные процессы всех  уровней государства и экономики  – от федерального до муниципального. Взаимодействие уровней обеспечивается  не только функциональным разграничением  и распределением масштабов ответственности,  но и последовательной алгоритмизацией  действий в рамках единой системы. 

2.  Разработанная модель имеет сегментацию по стадиям принятия управленческих решений, включающим следующие этапы: 1) формулирование целей и задач; 2) способ реализации целей и задач; 3) определение конечных результатов; 4) формализацию результатов в правовом поле или в виде ценностных установок неформального характера.

3. Модель имеет замкнутый  контур управления, обеспечивающий  устойчивую обратную связь, реализуемую  через неформальные общественные  институты, отражающие состояние  отдельного человека и общества  в целом. 

В содержательном аспекте  ключевым элементом предлагаемой модели являются региональные модельные сельскохозяйственные предприятия, которые, по нашему мнению, должны выступать в качестве эталонных, образцовых предприятий и играть роль основных создателей и распространителей  инноваций в сельском хозяйстве.  Региональные модельные сельскохозяйственные предприятия должны трансформировать инновационные достижения, новые технологии, изобретения и прочие новации в конкретные достижимые результаты хозяйственной деятельности, которые можно представить на рынке образовательных и информационно-консультационных услуг в виде практических знаний и умений. Результаты работы модельных предприятий должны быть формализованы в виде нормативной базы продуктивности агроклиматических зон региона. Освоение нормативов продуктивности другими предприятиями должно являться основной целью для районного уровня управляющей системы, достижение которой возможно только посредством тиражирования нормативного уровня в хозяйствах через те же типичные модельные предприятия.

Формирование в агроклиматических  зонах регионов сети модельных сельскохозяйственных предприятий позволит решить важные задачи: 1) максимально сблизить создание и потребление инноваций, что  повысит качество инновационных  разработок и их  востребованность за счет учета местных условий и особенностей; 2) существенно увеличить скорость продвижения и массового тиражирования инновационных достижений в сельском хозяйстве; 3) повысить качество научно-образовательной  и информационно-консультационной деятельности за счет реального участия  научных и образовательных учреждений, информационно-консультационных служб во всех стадиях и на всех уровнях инновационных процессов. В этом случае может быть обеспечено  рентабельное функционирование большинства сельскохозяйственных предприятий и созданы условия для массового вовлечения в агробизнес малых предприятий и частных хозяйств на основе их взаимодействия с крупными предприятиями.

Информация о работе Модель системного управления процессом внедрения инновационных ресурсосберегающих технологий в сельскохозяйственных предприятиях