Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:40, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является обоснование теоретико-методологических положений и разработка методических и практических рекомендаций по формированию эффективной системы управления инновационным развитием сельского хозяйства.
3. Методологический
инструментарий формирования
к инновационному развитию
В условиях перехода сельского хозяйства к инновационному развитию система управления отраслью на различных уровнях должна максимально использовать преимущества в управлении агроэкономикой как открытой системой с синергетическими свойствами. Обобщение всех рассмотренных подходов, принципов, моделей и методов позволило сформировать качественно новый методологический инструментарий управления сельским хозяйством в условиях перехода к инновационному развитию (рис. 5).
Рис. 5. Основные элементы методологии формирования эффективной системы управления сельским хозяйством
Предлагаемый методологический инструментарий сочетает институциональный и синергетический подходы к управлению; учитывает системные свойства агроэкономики как сложного объекта управления; основывается на методологических принципах управления (системной взаимосвязи, социальной приоритетности, институциональной согласованности, комплексности и непрерывности); ориентируется на преимущественное применение моделей адаптивного управления и включает систему критериев комплексной оценки различных видов эффективности сельского хозяйства на разных уровнях управления.
Данный методологический
инструментарий является основой для
– формирования системы управления,
способной привести современное
многоукладное и, преимущественно,
низкоэффективное сельское хозяйство
к инновационному типу развития, к
состоянию динамично
Синергетический подход к
управлению подразумевает поиск
альтернативных путей и способов
достижений поставленных целей за более
короткий период времени посредством
использования механизма
Для обеспечения инновационного развития сельского хозяйства необходима эффективная система управления инновационными процессами в аграрном секторе экономики, сложности формирования которой обусловлены не только специфическими особенностями отрасли, но и характером протекания инновационных процессов в сельском хозяйстве (рис. 6).
Рис. 6. Методологические особенности управления инновационными процессами в сельском хозяйстве
Принципиальным положением
современной методологии
Индивидуальный подход к
инновационным проектам и адаптивное
управление – один из основных принципов
управления инновационными процессами
в АПК. Выбор приоритетов
4. Модель управляющей системы трансляции инноваций
в сельском хозяйстве
Вектор целей развития агарного сектора экономики России, обозначенный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития и в Доктрине продовольственной безопасности РФ, содержит амбициозные задачи, решать которые необходимо в условиях инерционно продолжающегося системного кризиса отрасли. На фоне наметившихся в последние годы позитивных тенденций увеличения общих объемов производства сельскохозяйственной продукции внутри отрасли продолжают сохраняться тенденции, вызывающие опасения. Во-первых, это в определенной степени продолжающееся разукрупнение сельскохозяйственного производства, преобладание мелкотоварного сектора в виде личных подсобных хозяйств населения, которые не могут выступать локомотивом развития отрасли. Серьезные проблемы с этим в овощеводстве и животноводческих отраслях, особенно в молочном скотоводстве, где за последние пять лет не произошло позитивных изменений в развитии крупных производств (рис. 7).
1) Включая индивидуальных предпринимателей.
Рис. 7. Структура производства основных продуктов животноводства
по категориям хозяйств
(в % от общего объема
производства в хозяйствах
Технологический прогресс во
всем мире связан с укрупнением производства
и повышением уровня производительности
труда. Сельское хозяйство России по
этим параметрам продолжает откатываться
назад: количество крупных сельскохозяйственных
предприятий значительно
Вторая основная проблема
– это сложное финансово-
– всего организаций
– число убыточных
организаций
Рис. 8. Динамика численности сельскохозяйственных предприятий РФ
за 2005–2009 гг.
Таблица 3
Основные финансово-
деятельности сельскохозяйственных предприятий России
Виды животных |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2009 г. в % к | |
2006 г. |
2008 г. | |||||
Число организаций, тыс. |
25,3 |
24,0 |
23,0 |
22,5 |
88,9 |
97,8 |
в т.ч. прибыльных |
16,4 |
18,1 |
18,0 |
16,2 |
98,8 |
90,0 |
убыточных |
8,9 |
5,9 |
5,0 |
6,3 |
70,8 |
126,0 |
Уровень рентабельности, включая субсидии, % |
9,9 |
17,2 |
15,3 |
9,7 |
98,0 |
63,4 |
Уровень рентабельности без субсидий, % |
2,6 |
8,1 |
2,3 |
-3,3 |
-126,9 |
-143,5 |
Прибыль (убыток), включая субсидии, млрд руб. |
50,1 |
105,8 |
117,4 |
83,6 |
166,9 |
71,2 |
в том числе субсидии из бюджета, млрд руб. |
36,8 |
56,0 |
99,7 |
112,0 |
304,3 |
112,3 |
Прибыль (убыток) без субсидий, млрд руб. |
13,3 |
49,8 |
17,7 |
-28,4 |
-213,5 |
-160,5 |
Выручка от реализации всей продукции (работ, услуг), млрд руб. |
566 |
734 |
888 |
970 |
171,4 |
109,2 |
Затраты на основное производство, млрд руб. |
650,7 |
783,4 |
1038,9 |
1088,8 |
167,3 |
104,8 |
Кредиторская задолженность – всего, млрд руб. |
599,3 |
827,4 |
1148,6 |
1314,5 |
219,3 |
114,4 |
Кредиторская задолженность, в % к выручке |
105,8 |
112,7 |
129,4 |
135,5 |
128,1 |
104,7 |
Среди продолжающих функционировать
крупных хозяйств есть предприятия,
применяющие передовые
Рис. 9. Структура инвестиций в основной капитал АПК в 2009 г.
Увеличение государственного финансирования сельского хозяйства в рамках реализации федеральных и региональных целевых программ безусловно способствует росту объемов производства. Обследование регионов Приволжского федерального округа РФ позволило выявить положительную связь нелинейного характера между объемами государственного финансирования сельского хозяйства и стоимостью валовой продукции отрасли (рис. 10).
Государственное финансирование в расчете на 1 га пашни, руб.
Рис. 10. Влияние размеров государственного финансирования на объемы
сельскохозяйственного производства
Нелинейный характер взаимозависимости
свидетельствует о том, что в
условиях недофинансирования прирост
валовой продукции будет
Рис. 11. Концептуальная модель управляющей системы трансляции инноваций в сельском хозяйстве
Предложенная модель управляющей системы обладает следующими преимуществами:
1. Она предполагает вовлечение
в инновационные процессы всех
уровней государства и
2. Разработанная модель имеет сегментацию по стадиям принятия управленческих решений, включающим следующие этапы: 1) формулирование целей и задач; 2) способ реализации целей и задач; 3) определение конечных результатов; 4) формализацию результатов в правовом поле или в виде ценностных установок неформального характера.
3. Модель имеет замкнутый
контур управления, обеспечивающий
устойчивую обратную связь,
В содержательном аспекте ключевым элементом предлагаемой модели являются региональные модельные сельскохозяйственные предприятия, которые, по нашему мнению, должны выступать в качестве эталонных, образцовых предприятий и играть роль основных создателей и распространителей инноваций в сельском хозяйстве. Региональные модельные сельскохозяйственные предприятия должны трансформировать инновационные достижения, новые технологии, изобретения и прочие новации в конкретные достижимые результаты хозяйственной деятельности, которые можно представить на рынке образовательных и информационно-консультационных услуг в виде практических знаний и умений. Результаты работы модельных предприятий должны быть формализованы в виде нормативной базы продуктивности агроклиматических зон региона. Освоение нормативов продуктивности другими предприятиями должно являться основной целью для районного уровня управляющей системы, достижение которой возможно только посредством тиражирования нормативного уровня в хозяйствах через те же типичные модельные предприятия.
Формирование в