Модели олигополии и их проявление в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Понятие «экономика», как наука появилось еще в Древней Греции благодаря ученому Ксенофонту и его работе «Экономикос» (в переводе «домострой»). С течением времени менялась как внешняя оболочка этой науки (напр. название), так и внутреннее содержимое, а именно предмет экономической теории, методы изучения и применения экономических основ.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ОЛИГОПОЛИИ 5
1. Понятие «Олигополия» и ее признаки. 5
2. Причины формирования олигополий 8
3. Механизм ценообразования в условиях олигополии 9
3. Кривая спроса в условиях олигополии 12
Глава 2. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ 13
1. Модель А. Курно 13
1.1. Равновесие Курно и кривые реагирования. 15
2. Модель Штакельберга 18
3. Картель – модель, основанная на сговоре. 19
4. Модель Чемберлина 27
5. Теория игр 28
5.1. Процесс принятия решений 30
Глава 3. МЕСТО ОЛИГОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ. 32
3.1. Особенности российских олигополистических отраслей 32
3.2. Рынок сотовой связи в России. 33

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ МИКРОЭКОНОМИКА.docx

— 558.01 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

 

Кафедра «Микроэкономика»

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

на тему:

 

 

«Модели олигополии и их проявление в современной экономике россии»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: 

студентка группы ФК 1-9 Криничанская О.Ю.

 

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент     

Щербина М.В.     

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. СУЩНОСТЬ ОЛИГОПОЛИИ 5

1. Понятие «Олигополия» и ее признаки. 5

2. Причины формирования олигополий 8

3. Механизм ценообразования в условиях олигополии 9

3. Кривая спроса в условиях олигополии 12

Глава 2. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ 13

1. Модель А. Курно 13

1.1. Равновесие Курно и кривые реагирования. 15

2. Модель Штакельберга 18

3. Картель – модель, основанная на сговоре. 19

4. Модель Чемберлина 27

5. Теория игр 28

5.1. Процесс принятия решений 30

Глава 3. МЕСТО ОЛИГОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ. 32

3.1. Особенности российских олигополистических отраслей 32

3.2. Рынок сотовой связи в России. 33

Заключение 35

Список литературы: 37

Приложение №1 38

Приложение №2: Ссылки на  использованный материал: 39

 

 

 

Введение.

Понятие «экономика», как наука появилось  еще в Древней Греции благодаря  ученому Ксенофонту  и его работе «Экономикос» (в переводе «домострой»). С течением времени  менялась как внешняя оболочка этой науки (напр. название), так и внутреннее содержимое, а именно предмет экономической теории, методы изучения и применения экономических основ.

Современное поколение имеет отличную возможность наблюдать за одним из самых ярких этапов развития экономики и принимать непосредственное участие в ее совершенствовании. Посудите сами. Сейчас существует огромное количество возможностей для реализации или приобретения товара, как для производителя, так и для потребителя: регулирование экономической деятельности законом, принцип «невидимой руки» рынка, не говоря уже о множестве способов распространять и получать информацию о товарах.

Например, представим ситуацию: мы уже не видим нашу жизнь без средств мобильной связи, и приняли решение приобрести SIM-карту для нового мобильного телефона. В центре сотовой связи нам предлагают трех операторов: МТС, Мегафон и Билайн. Безусловно, существует еще несколько фирм, предлагающих такие же услуги, а в некоторых аспектах возможно даже более выгодные, но основной спрос обращен именно к тем трем операторам. Именно они задают рыночную кривую спроса, тем самым формируя цены на свои услуги. Но возникает вопрос: как в таком случае охарактеризовать  рынок сотовой связи. Существует две «крайности» в экономической теории -  совершенная конкуренция и монополия. Совершенная конкуренция – ситуация на рынке, при которой большое количество фирм предлагает однородную продукцию. Противоположную ситуацию называют монополией – господство одной фирмы на рынке.  Но отрасль мобильной связи не подходит ни под одно из этих описаний. Получается, что рынок отраслей, подобных сотовым операторам, включает в себя несколько конкурирующих фирм, но в то же время к производителям, принимающим цену, мы их отнести не можем, вследствие отсутствия высокой интенсивности конкуренции. Экономисты, относят такие отрасли к рынку несовершенной конкуренции. Особенно интересен для изучения ее частный случай, которым можно было бы охарактеризовать ситуацию с мобильными операторами,  а именно олигополия и ее модели.

Актуальность  выбранной темы не вызывает сомнений. В современной экономике олигополия – является одним из самых распространенных типов рынка. Многие отрасли российской промышленности являются олигополиями: нефтепереработка, черная и цветная  металлургия, трубная и химическая промышленность. К тому же олигополия привлекает к себе внимание своим специфическим строением, а именно небольшим количеством участников отрасли, но одновременно с этим высоким уровнем степени их взаимосвязи и взаимовлияния. В связи с этим бесспорной является необходимость детального изучения  многообразия форм олигополии.

Цель данной работы -  подробное изучение моделей олигополии и их проявления в современной экономике России. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Изучить общее понятие олигополии
  2. Выявить основные модели олигополии и рассмотреть их особенности
  3. Исследовать олигополистический рынок в России, изучить проблемы и перспективы его развития.

Объектом  исследования будут являться модели олигополистического рынка, а предметом  – стратегии фирм – олигополистов  в зависимости от выбранной модели действий. В данном исследовании будет рассмотрено общее понятие олигополии и выявление ее признаков и характеристик, в качестве обобщающей (вступительной) части. Во второй главе будет раскрыта сущность и принципы действия моделей олигополии, таких как: модель А. Курно, модель П. Суизи и К. Форхаймера, модель Э. Чемберлина, а также принципы тайного сговора и картели. Третья глава будет нацелена на выявление практической ценности представленной информации, и основной задачей третьей главы является изучение олигополистических отраслей России.

 

Глава 1. СУЩНОСТЬ ОЛИГОПОЛИИ

  1. Понятие «Олигополия» и ее признаки.

Согласно  определению из учебника «Managerial Economics» олигополия – одна из самых распространенных структур рынка в современной экономике, одна из форм несовершенной конкуренции,  для которой характерны действия нескольких крупнейших фирм - производителей на рынке. К олигополистическим структурам принято относить такие отрасли, в которых существует от 2 до 24 производителей (предел обусловлен тем, что с 25 производителей начинается отсчет структур монополистической конкуренции).

Существует  несколько признаков, характеризующих  олигополистический рынок:

Схема 1. Признаки олигополий

 

Рассмотрим  подробнее каждый из этих признаков:

  1. Однородность и разнородность продукции – характеризует наличие или отсутствие дифференциации товара в отрасли. В соответствии с этим признаком различают два вида олигополий:
    1. Дифференцированная олигополия (автомобилестроение, электротехника, электроника)
      1. Значительная дифференциация продукта
      2. Действие закономерностей монополистической конкуренции:

- распад единого рынка  на ряд сегментов

- особое значение придается  неценовой конкуренции

 

 

    1. Недифференцированная олигополия

(цементная, нефтяная промышленности, большинство отраслей металлургии)

      1. Продукт стандартизирован
  1. Малочисленность и крупные размеры фирм – обратимся к первоначальному значению самого слова «олигополия». В переводе с греческого «олиго» - немногие, «полио» - продаю, что характеризует олигополистический рынок – как господство нескольких фирм. Это говорит о том, что на рынке действует несколько крупных производителей. В связи с их малочисленностью, фирмы – конкуренты зависят друг от друга, что означает необходимость каждого производителя учитывать и принимать во внимание решения каждого из своих конкурентов, а также их возможную реакцию на собственные действия. Однако степень олигополизации рынка устанавливается, учитывая не столько количество, сколько долю крупных фирм в производстве. Существует несколько подходов для рассмотрения видов олигополий в зависимости от количества фирм и их долей на рынке. Так например, если во всей отрасли господствуют две или три фирмы, то такую олигополию называют «жесткой», а если шесть или семь крупных производителей делят между собой около 70 или 80 % рынка, в то время как их более мелкие конкуренты удовлетворяют спрос оставшейся части рынка, то такая олигополия называется «расплывчатой». Если принимать во внимание именно количество фирм, а не их долю, то в олигополистической структуре выделяют несколько видов олигополий.    Ситуация, когда на одном рынке действуют два производителя идентичной продукции, при этом монополизируя рынок, называется дуополией. Если количество ведущих компаний в отрасли равно 3 или 4, то олигополия называется классической, если количество лидирующих производителей колеблется от 5 и выше, то это аморфная олигополия.

*Еще один подход для  разделения типов олигополий  был предложен экономистами П.  Самуэльсоном и В. Нордхаусом. Согласно данному подходу разделение олигополии на подвиды происходит в зависимости от степени контроля предприятий над ценой:

- тайная олигополия;

- доминировавшая олигополия;

- монополистическая конкуренция

 

 

  1. Еще одной чертой олигополии являются высокие барьеры входа на рынок, это обуславливается большими размерами фирм-производителей, господствующих на данном рынке. В данном случае свою роль играют финансовый барьер и барьер емкости рынка.
    1. Финансовый барьер – Связан прежде всего с эффектом масштаба, то есть с экономией на масштабе производства. Эффект масштаба можно по праву назвать одной из самых главных причин возникновения и широкого распространения олигополий в отраслях. Он заключается в том, что эффективный объем выпуска для некоторых отраслей предполагает производство очень большого количества продукции, что способны себе позволить только крупные предприятия. Сложность в том, что содержание этого предприятия, как и сам выпуск продукции, требует огромных капиталовложений и инвестиций, что может себе позволить не каждая фирма. Соответственно создаются объективные условия для закрепления ведущего положения производителей – гигантов. Примером может являться автомобильная промышленность. Огромная стоимость заводов и высокий уровень затрат на производство привели к тому, что в наше время количество автомобильных компаний сведен к минимуму и каждую из этих компаний по праву можно назвать «гигантом».
    2. Барьер емкости рынка – Предполагает, что даже если некоторому дополнительному количеству компаний удастся преодолеть финансовый барьер, большинство из них придет к банкротству или будет вынуждено уйти из отрасли. Это произойдет в связи с ограниченностью емкости рынка. Отрасли, в которых возникает олигополистическая структура, характеризуется тем, что спрос может быть практически полностью удовлетворен  несколькими крупными производителями. При появлении новых конкурентов предложение будет превышать спрос, а издержки производства будут только расти, что как раз таки и может привести к выходу из отрасли или банкротству. Тем более появление новых конкурентов нанесет ущерб производителям, давно занимающим эту «нишу», что может привести к ценовой войне или другим способам нечестной конкуренции и новый производитель в любом случае будет вытеснен с рынка.

 

  1. Несовершенная информация, как субъективный фактор – При оценке поведения конкурентов несовершенство информации характерное для олигополий в связи с взаимозависимостью фирм становится субъективным фактором производства. Фирмы – олигополисты не обладают достаточными сведениями о решениях, принятых конкурентами, что заставляет их пытаться «предугадывать» возможное поведение других производителей данной отрасли.

Также хотелось бы отметить три основные разновидности  олигополии, которые отличаются в  зависимости от цели деятельности и  степени взаимовлияния и взаимосвязи:

1. Нескоординированная олигополия:

-отсутствие сговора и общей цели у фирм – конкурентов;

-выбор оптимального объема производства в условиях нескоординированной  монополии

-ломаный  характер кривой спроса, разрывы  кривой предельного дохода;

-потеря гибкости цен и блокирование механизмов саморегуляции рынка при нескоординированной олигополии

2. Картели:

- общая цель  фирм-конкурентов – монополистическая  прибыль;

- наличие  соглашений между олигополистами (квоты производства, раздел рынков, ценообразование, общая политика  в отношении к поставщикам  факторов производства)

3. Картелеподобная  структура рынка

- общая цель  фирм - олигополистов – равновесие  Курно и максимизация олигополистической  прибыли;

- существование  принципа предсказуемого поведения  (лидерство в ценах, схема «издержки  плюс»);

  1. Причины формирования олигополий

 

Мы рассмотрели  сущность и признаки олигополий, и  логическим продолжением этого исследования будет изучение причин появления олигополий. Для начала перечислим их:

  1. Эффект масштаба производства - Эффект масштаба - эффект снижения затрат на единицу произведенной продукции при распределении постоянных затрат на все большее количество произведенной продукции.
  2. Крупные барьеры для вступления на рынок
  3. Преимущество слияния.

Так как  вторую причину мы уже рассмотрели  в признаках олигополии, предлагаю подробнее остановиться на первой и третьей причинах формирования олигополий. 

Эффект  масштаба - эффект снижения затрат на единицу произведенной продукции при распределении постоянных затрат на все большее количество произведенной продукции.

Эффект  масштаба обуславливается факторами, которые в долгосрочном периоде  сокращают средние издержки производства по мере того, как фирма увеличивает  размеры предприятия (объем продукции).

Отрасль рынка становится олигополистической, если  крупный размер предприятия  способствует экономии на затратах.  Более того, в процессе модернизации техники и внедрения новых  технологий в производство оптимальные  размеры производства достигают  масштабов, которые становятся значительным препятствием для входа в эту отрасль для новых производителей. Крупные фирмы приобретают значительные преимущества над мелкими. Это является результатом                                                                                                                      ограниченности финансов, низких издержек производства, которые достигнуты в результате эффекта масштаба, и к тому же более рационального использования ресурсов несколькими производителями в сравнении с большим количеством конкурентов с незначительными объемами производства.  

Информация о работе Модели олигополии и их проявление в современной экономике России