Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:06, курсовая работа
Понятие «экономика», как наука появилось еще в Древней Греции благодаря ученому Ксенофонту и его работе «Экономикос» (в переводе «домострой»). С течением времени менялась как внешняя оболочка этой науки (напр. название), так и внутреннее содержимое, а именно предмет экономической теории, методы изучения и применения экономических основ.
Введение. 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ОЛИГОПОЛИИ 5
1. Понятие «Олигополия» и ее признаки. 5
2. Причины формирования олигополий 8
3. Механизм ценообразования в условиях олигополии 9
3. Кривая спроса в условиях олигополии 12
Глава 2. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ 13
1. Модель А. Курно 13
1.1. Равновесие Курно и кривые реагирования. 15
2. Модель Штакельберга 18
3. Картель – модель, основанная на сговоре. 19
4. Модель Чемберлина 27
5. Теория игр 28
5.1. Процесс принятия решений 30
Глава 3. МЕСТО ОЛИГОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ. 32
3.1. Особенности российских олигополистических отраслей 32
3.2. Рынок сотовой связи в России. 33
Что касается третьей причины формирования олигополий, то можно отметить, что, так как в основе олигополистического рынка лежит механизм рыночной конкуренции, он вытесняет с рынка слабые предприятия либо через их банкротство, либо поглощение или слияние с более сильными конкурентами, которое происходит на основе финансовых операций по приобретению акций, доли капитала или всего предприятия целиком. Слияние может иметь как добровольный характер, так и являться экономически вынужденным.
В любом случае все эти процессы ведут к сосредоточению основной доли рынка у нескольких крупных производителей, что означает олигополистическую структуру рынка.
Теорию
олигополистического
Так, например,
если на рынке господствует один производитель,
т.е. рынок характеризуется
Далее исследование
механизма ценообразования в
условиях олигополии получило свое развитие
благодаря американскому
Интересной особенностью олигополистического ценообразования является тот факт, что производители в процессе принятия решений о ценообразовании помимо эластичности спроса и показателей затрат производства учитывает такой фактор, как предположительная реакция конкурента на действия этой фирмы.
Более того существует несколько характеристик практического применения ценообразования:
- Обеспечение выживаемости (сбыта): используются заниженные цены для того, чтобы пробиться на олигополистический рынок
- Максимизация прибыли:
дается оценка спроса и
- Удержание рынка (прибыли):
необходим тщательный анализ
ситуации, динамики цен, появления
нового товара, а также необходимость
не допустить чрезмерного
Кривая спроса при олигополистической структуре рынка имеет свойство сильно изменяться под влиянием ценовой политики даже одного из олигополистов. Поэтому при ценообразовании необходимо учитывать ломаный характер кривой спроса на продукцию, причем спрос будет определять верхний уровень цены.
Валовые издержки в отличие от спроса будут определять нижний предел цены, что немало важно при снижении цен, особенно при ведении ценовых войн. Исследование издержек зачастую применяется для реализации стратегии «Издержки плюс», более того это может послужить стимулом для использования новинок НТП или проведению активной неценовой политики.
Необходим в связи с высокой степенью взаимозависимости фирм. Олигополист принимает свои решения, основываясь на предполагаемой реакции других производителей, которые, в свою очередь, принимают во внимание ценообразование данной фирмы.
Этап, в котором фирма определяет цену на товар, исходя из условия, что оптимальная цена должна полностью возмещать издержки производства и сбыта продукции, а также обеспечивать получение прибыли.
Этот этап состоит в формировании окончательной цены, её проверки на соответствие ценовой политике фирмы, на соответствие психологическому восприятию потребителем, а также в прогнозе реакции остальных олигополистов на установленный уровень цен.
Также выделяют несколько специфических типов формирования цен:
- Лидерство в ценах - ситуация на олигополистическом рынке, когда одна из фирм признается лидером, и соответственно изменения в ценах объявляются этим ведущим производителем, а ценовая политика остальных следует за ценовой политикой лидера.
- Лидерство доминирующей фирмы – подвид лидерства в ценах – ситуация на олигополистическом рынке, когда один производитель контролирует не менее 50 % производства, а остальные предприятия слишком малы, чтобы путем индивидуальных решений в ценовой политике влиять на ценообразование всей отрасли.
- Ценовое лидерство на базе низких издержек – ситуация, при которой у одной из фирм – олигополистов есть возможность без убытка для себя поддерживать более низкие, чем у других, цены.
Более подробная
схема ценообразования
Огромное практическое значение для менеджера имеет тот факт, что при олигополии существует не одна, а множество кривых спроса на продукцию фирмы, а именно для каждого уровня выпуска одного из олигополистов существует особая кривая спроса на продукцию остальных фирм этой отрасли11. Существует несколько моделей кривых спроса в условиях олигополии, в частности модель Курно и модель Суизи – модель ломаной кривой спроса, согласно которой в условиях нескоординированной олигополии при снижении или повышении цен кривая спроса становится ломаной.
*Подробнее
эти и другие модели
Если рынок имеет олигополистическую структуру, то необходимо еще раз отметить, что каждый крупный производитель оказывает существенное влияние на действия конкурентов и на состояние всей отрасли. Для изучения стратегий поведения фирм в условиях олигополии существует достаточное количество моделей, но ни одну из них нельзя считать универсальной. Однако лучше всего изучить закономерности поведения олигополистов помогает анализ моделей дуополии – упрощенной ситуации олигополии, предполагающей, что на рынке действуют два производителя и производят они одинаковый продукт. Начать исследование моделей дуополии я хотела бы с самой известной, а именно с модели Курно.
Модель Курно, или модель дуополии, названа так в честь французского математика, который впервые начал ее исследовать. Она часто подвергалась критике, так как основывалась на условных предпосылках:
- на рынке присутствуют только две фирмы;
- каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем;
- объем производства
конкурента считается
Согласно модели Курно предполагается допущение, что на рынке есть только два производителя определенного товара. Потребителю приходится покупать этот товар у одного из этих двух производителей, причем товар обеих фирм стандартизирован и не имеет различий в качестве. Также его модель ограничивается условием, что ни один другой производитель не может войти в эту отрасль.
Рассмотрим на примере, в чем заключается алгоритм поведения дуополиста согласно этой модели:
1 этап: Фирма А начала производить товар первая, До тех пор, ока Фирма В не включится в производство, фирма А предполагает, что выпуск фирмы В всегда будет равен нулю и считает себя монополистом в этой отрасли; кривая спроса на ее продукцию будет совпадать с отраслевой кривой спроса. Объем производства и цену продукции она выберет исходя из правила MR=MC (на графике P1 и Q=50, причем Q оптимальное будет равно половине спроса по отрасли в связи с тем, что кривая предельного дохода с ростом выпуска падает в два раза быстрее)
2 этап: После действий фирмы А на рынке появляется фирма В и пока Фирма А бездействует, сама производит 50 единиц товара по цене Р1. Соответственно на долю Фирмы А остается 50 единиц неудовлетворенного спроса. Так как по цене Р1 потребители не купят больше 50 товаров, то Фирма А принимает решение снизить цену, в результате чего смещается ее кривая спроса в положение D1 и кривая предельных издержек в положение MR1. Снова учитывая правило максимизации прибыли MR=MC, фирма А устанавливает для себя новый объем выпуска Q= 50/2=25 и новую цену на продукцию P2.
3 этап: В качестве ответного шага Фирма В начинает производить 75 единиц продукции по цене Р2, что снова заставляет Фирму А пересмотреть цену и оптимальный размер выпуска продукции.
Рассмотрим,
как менялся уровень
1 этап: на рынок поставляется 50 единиц продукции
2 этап: на рынок поставляется 25+50=75 единиц продукции
3 этап: на рынок поставляется 12,5+75=87,5 единиц продукции из необходимых 100 единиц.
Соответственно можно сделать вывод, что при нескоординированной дуополии Курно потребительский спрос почти удовлетворен или же стремится к полному удовлетворению.
Рисунок 2. Поведение фирмы - дуополиста по модели Курно
Из этого вывода вытекает практическое значение модели Курно для определения стратегии поведения фирмы – дуополиста: каждый из конкурентов изменяет свой объем производства продукции в ответ на изменения выпуска другой фирмы до тех пор, пока такие изменения увеличивают прибыль.
Однако стоит отметить, что модель Курно не учитывает одно важное обстоятельство: в основе модели лежит предположение, что первая фирма после того, как вторая отняла у нее часть спроса на продукцию, «сдается», снижая объем производства и цены на продукцию. Соответственно модель Курно не охватывает тот вариант, если бы первая фирма начала предпринимать активные действия и, к примеру, значительно снизив цены на продукцию, не допустила бы конкурента на рынок.
Модель
Курно наглядно показывает тот факт,
что для олигополистов
Равновесие Курно — комбинация объемов выпуска фирм-дуополистов, при которой ожидаемый объем производства является фактическим и одновременно с этим оптимальным для обеих фирм. Иначе говоря, это просто пара объемов выпуска, при которых пересекаются две кривые реакции. В такой точке каждая фирма производит объем выпуска, максимизирующий ее прибыль при заданном выборе объема выпуска другой фирмы.
Рассмотрим график, расположенный ниже:
Рисунок 3. Кривые реакции
По горизонтали
откладываются размеры
Практическая ценность данного сопоставления объемов производства двух фирм состоит в том, что мы исследуем результат, который получится, если обе фирмы начнут подстраивать свой объем производства под объем производства другой фирмы и выясняем, существует ли такой объем производства, который был бы приемлем для обеих фирм.
Информация о работе Модели олигополии и их проявление в современной экономике России