Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:06, курсовая работа
Понятие «экономика», как наука появилось еще в Древней Греции благодаря ученому Ксенофонту и его работе «Экономикос» (в переводе «домострой»). С течением времени менялась как внешняя оболочка этой науки (напр. название), так и внутреннее содержимое, а именно предмет экономической теории, методы изучения и применения экономических основ.
Введение. 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ОЛИГОПОЛИИ 5
1. Понятие «Олигополия» и ее признаки. 5
2. Причины формирования олигополий 8
3. Механизм ценообразования в условиях олигополии 9
3. Кривая спроса в условиях олигополии 12
Глава 2. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ 13
1. Модель А. Курно 13
1.1. Равновесие Курно и кривые реагирования. 15
2. Модель Штакельберга 18
3. Картель – модель, основанная на сговоре. 19
4. Модель Чемберлина 27
5. Теория игр 28
5.1. Процесс принятия решений 30
Глава 3. МЕСТО ОЛИГОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ. 32
3.1. Особенности российских олигополистических отраслей 32
3.2. Рынок сотовой связи в России. 33
Теперь, обратимся ко второму виду картелей: картели, регулирующие размежевание рынка. Этот тип предполагает сегментацию рынка по региональному принципу. В основу этой сегментации положена дифференциация цен и качества продукции в зависимости от региона сбыта. Так например, сигареты "Marlboro", произведенные на одной из табачных фабрик России, существенно отличны от сигарет той же марки, произведенных в США.2
*Однако помимо получения монопольной прибыли в качестве причин образования картеля можно рассматривать резкое сокращение спроса по отрасли, в результате которого возникает необходимость в картеле, как в способе защиты от ценовой конкуренции и сохранения производственных мощностей.
Несмотря на то, что картель – достаточно прибыльная организация, существует достаточное количество нестабильности картельных соглашений:
В связи с последней в списке, но не последней по значимости причиной разрушения картеля на практике производители прибегают к картелеподобной структуре рынка («игра по правилам»)- ситуация на рынке, когда производители осознанно делают свое поведение и свои решения предсказуемыми, для того, чтобы вместе достичь эффекта близкого к картелю.
Выделяют
несколько видов
Рисунок 9. Модель ценового лидерства
Фирма – лидер знает кривую рыночного спроса D и кривую предложения последователей Sn=2MCn, определяет кривую спроса на свой продукт DL как разность между отраслевым спросом и предложением конкурентов. Иначе говоря, ценовой лидер определит свою кривую спроса как остаточный спрос: DL= QD(PL) – qSn(PL). Оптимизируя свой выпуск по правилу MR=MC Лидер установит цену на уровне PL при объеме выпуска QL. Установленная лидером цена принимается последователями в качестве равновесной, и каждая из фирм-последователей оптимизирует свой выпуск в соответствии с этой ценой. При цене PL суммарное предложение последователей составит qSn, что следует из PL=Sn. В результате совокупное рыночное предложение сформируется в объеме QD=qL+qSn
Для простоты расчета в данной формуле используются не средние общие издержки, а средние переменные издержки, так как вблизи точки технологического оптимума AVC являются постоянной величиной.
Коэффициент К устанавливается таким образом, чтобы цена покрывала средние постоянные издержки AFC и принесла некоторую запланированную прибыль.
Рисунок 10. "Издержки плюс"
В предыдущем параграфе была рассмотрена скоординированная модель олигополии – картель, запрещенная законодательством многих стран, в том числе и России. Чаще на практике производители сталкиваются с неведением относительно действий конкурентов, т.е. существуют на рынке в условиях нескоординированной олигополии. Особого внимания при изучении такой олигополистической структуры рынка заслуживает модель ломаной кривой спроса, также известная как модель Суизи, предложенная в 1939 г. П. Суизи и независимо от него Р. Холлом и К. Хитчем. Данная модель рассматривает изменение кривой спроса с учетом реакций фирм-конкурентов в условиях олигополий. Сущность модели Суизи состоит в предположении, что на снижение одним из олигополистов цены на продукцию остальные конкуренты прибегнут к ответному, но адекватному снижению цены, а при повышении цены одной из фирм остальные оставят свои цены неизменными.
В данной модели рассматривается ситуация, когда на олигополистическом рынке несколько фирм производят схожий продукт, причем рынок находится в состоянии равновесия P* и q*. Стремясь увеличить свою прибыль, Фирма А, имея кривую спроса Dа на свою продукцию, принимает решение расширить производство до q1, одновременно с этим снижая цену до уровня P1. Однако это приведет к оттоку определенного количества покупателей от других производителей в пользу Фирмы А, что безусловно вызовет у них ответную реакцию. Остальные фирмы олигополиста на подобнее действия тоже адекватно снижают цену, в результате чего снизится эластичность спроса на данный товар и кривая спроса для Фирмы А переместится в положение Dб. После такого изменения при снижении цены до P1 Фирма А может рассчитывать только на уровень производства, равный q*1. Если обобщить ситуацию, то для отраслевого спроса тоже будет характерна ломаная кривая спроса с двумя участками, где т. Е будет являться точкой перегиба, определяющей равновесную рыночную цен
Информация о работе Модели олигополии и их проявление в современной экономике России