Модели регулирования национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Основной целью нашей курсовой работы является стремление изучить одну из наиболее важных тем в макроэкономике это «государственное вмешательство в рыночное равновесие»;
указать и раскрыть основные её вопросы: необходимость государственного вмешательства;
формы и методы, а так же попытаться рассмотреть государственное регулирование в нашей республике

Содержание работы

Введение.
1.Необходимость государственного вмешательства в национальной экономике. Формы, методы, и инструменты гос. регулирования экономики.
2.Модели государственного вмешательства в рыночную экономику.
3.Особенности проблемы и перспективы государственного регулирования в Белоруссии.
Заключение.
Литература

Файлы: 1 файл

Anketa_gp.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

          Даже  тогда, когда « невидимая рука»  работает в высшей степени  эффективно ее действие может  привести к крайне неравному  распределению дохода. По мнению некоторых людей, распределение дохода в условиях не  контролируемой   конкуренции является столь же произвольным, как и дарвинистское распределение пищи и добычи среди зверей в джунглях. В наиболее бедных странах избыточный доход, который можно перераспределить от богатых к малоимущим невелик. Однако, по мере того, как общество становится богаче, оно отводит больше ресурсов для обеспечения услуг для малообеспеченных; распределение доходов представляет собой вторую важную функцию правительства. Богатые государства Северной Америки и Западной Европы отводят значительную часть своей выручки для того, чтобы поддерживать минимальные стандарты здоровья, дохода и питания.

 

 

 

Таблица 1.     Способы, методы и инструменты государственного регулирования инфраструктуры.

 

 

СпособыЗаконодательныеАдминистративныеСудебныеМетодыПрямые

Ограничение частного бизнеса

Государственное предпринимательствоКосвенные

Кредитно-денежные налоговые, бюджетные планирование      Инструменты-лицензирование

-регистрация

-регламентация

-антимонопольные запреты

-лимиты цен

-квотирование

-минимизация заработной платы

-планы и комплексные программы

-стандарты

-нормативы

-тарифы

-государственные инвестиции

Учетная ставка; резервная ставка операции открытого рынка. Валютные интервенции; кредитные льготы.

     Налоговые ставки; таможенные  пошлины; налоговые льготы.

     Государственные заказы, займы, дотации, субсидии, компенсации.

     Прогнозы индикативны  перспективе. 

          Важная  функция экономической политики  заключается в гармонизации законов и уменьшении торговых барьеров для установления плодотворной международной специализации и разделении труда. В последние годы между разными странами были заключены несколько торговых соглашений по поводу снижения тарифов и других торговых барьеров на сельскохозяйственные и промышленные товары и услуги.

          В богатых  странах существует множество  программ,   созданных для помощи  малоимущим гражданам других  стран.

          С увеличением  экономической взаимозависимости  страны обнаружили, что их макроэкономическая политика должна быть скоординирована с макроэкономической политикой других стран для того, чтобы бороться с инфляцией и безработицей. Валютные курсы не управляются сами собой; установление тщательно функционирующей системы валютных курсов

является необходимым условием эффективности международной торговли.

          Приведенные  методы и инструментарии государственного  регулирования требуют их комплексного  использования взаимосвязанного  инструментария при воздействии  на равновесный экономический рост.

          Применение  односторонних методов, например, исключительно манитористского  воздействия на системное равновесие, не может оказать положительного  стабилизирующего эффекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 

Модели государственного вмешательства

в рыночное равновесие.

 

          Исторически  сложилось два ведущих методологических  подхода к регулированию рыночной  экономики развитых стран: кейнсианская  школа (теория государственного  регулирования хозяйственного механизма)  и синтез неокейнсианских под  час  консервативных доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.

          Оба  эти теоретические течения имеют  общие основы. Они рассматривают  государство, как субъект экономической  системы, обладающий определенной  собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики направленной на достижение стратегических целей общества.

          Различия  между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия вплоть до полного отрицания этого воздействия. Так австрийский экономист Хайск отмечал, что государство должно выполнить роль «ночного сторожа», не вмешиваясь   в экономические процессы.

          Д.Ж.М. Кейнс посткейнсианские представители считают, что снижение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое не равновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направленно на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка.

          Следует  отметить, что в вопросах государственного  регулирования экономики кейнсианство  неоднородно. Оно распадается  на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.

          Левое  кейнсианство ищет выход из  противоречий современной экономики  путем увеличения расходов государства  на общественные цели: жилищное  строительство, здравоохранение,  социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а так же увеличение доходов фермерам, мелких предпринимателей и заработной платы рабочих. Консервативное направление кейнсианство делает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибылей и сохранение консервативной структуры экономики.

          Неоклассическая  школа и её представители полагают, что путем эффективной кредитно  – денежной и фискальной политики  можно осуществить интеграцию  микро и макровмешательства, государства в определении уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, формирования прогрессивной отраслевой структуры и т.д.

          Цели  государственного регулирования,  находясь в тесной взаимосвязи  неравнозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. Различают следующие типы государственного регулирования:

полным государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был  характерен для СССР и стран социалистического  содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;

различные сочетания рыночных и  государственных регуляторов. Реализованы  в «японской», «шведской» моделях, в (д) модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ. Австралии  в «китайском» варианте развития.

Крайний либерализм, признающий эффективным  только условия неограниченного  частного предпринимательства. Главным  образом присущ США.

          Эффективность  госрегулирования  предопределяе-  тся наличием сильной законодательной,  исполнительной и судебной государственной власти.

          Институциональные  структуры государственного регулирования  включает в себя административные  органы. Степень обособленности  этих органов управления, определяющая  возможность реализации экономических  интересов и последовательность в принятии решений, зависит от уровня централизации управления в стране. Так для Великобритании характерны более низкая, чем во Франции, степень централизации контроля бюрократии над политикой. В высших административных структурах США преобладает значительное число относительно автономных органов. Для ФРГ характерна более интегрированная система управления – механизм посредничества и агрегирования  интересов и их моделей. Так корпоративная модель  предполагает  создание специальных институтов для достижения равновесия интересов. Это либеральный корпоративизм  Швеции, Новой Зеландии, частный  капитализм в Японии, «социлетарный» капитализм в Швейцарии.

          В плюралистической  модели (Италия, Великобритания)  отсутствует  специальные механизмы согласования интересов. Они осуществляются в рамках политических процессов с участием парламента правительства профсоюзов и партий.

          В итоге  выделяется две главные модели  государственного  регулирования  через определенные органы государства.

 

Реактивная (адаптационная модель, характерная для США, она позволяет чётко  реагировать на изменения и «осечки» рынка. Это обеспечивается подвижностью структур и функций  регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования макро- микро уровней, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.

Проактивная модель госрегулирования (Япония) предполагает предупреждение различных сбоев в рыночном механизме  путем «точной» дозировки  объемов  государственного вмешательства, использования прогнозирования координирующих и корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.

 

          Конкурентные  рынки отнюдь не гарантируют  того что доход и потребление  обязательно достанутся наиболее  нуждающимся или самым достойным. Распределение дохода и потребление обязательно достанутся наиболее нуждающимся или самым достойным. Распределение дохода и потребление в условиях рыночной экономики отражает первоначальную обеспеченность наследственными талантами и благосостоянием, а так же зависит от множества факторов – расы пола, места жительства, затраченных усилий здоровья и удачи.

          В условиях  политики невмешательства государства  совершенная конкуренция может  привести к сильно выраженному  неравенству, к недоеданию детей, которые будут вырастать, что бы  производить еще более недоедающих детей, а так же к сохранению прочного неравенства доходов и богатства поколение за поколением. Или если бы первоначальное распределение дохода, наследственных способностей образования и навыков   было бы достаточно равномерным, совершенная конкуренция привела бы к возникновению общества в котором размеры заработной платы, величина доходов и собственности были бы примерно равными для всех его членов.

          Короче  говоря, Адам Смит не был абсолютно прав, утверждая, что «невидимая рука» успешно направляет тех кто эгоистично  преследует собственные интересы, по пути служения, «интересам общества» - конечно интересы общества включают справедливое распределение дохода и собственности. Доказать это утверждение обеспечить практически постоянную полную занятость. Этот вывод основывается на законе Сэя и предположения об эластичности цен и заработной платы.

          Экономисты  классики утверждали, что  поскольку  предложение создаёт  спрос, то общее перепроизводство невозможно. Этот вывод как считалось действителен и тогда когда имеет место сбережения, ибо денежный рынок в частности ставка процента, автоматически приводит в соответствие планы домохозяйства по сбережениям и инвестиционные планы предприятий.

          Согласно  классической теории занятости  даже если произойдет временное  сокращение обоих расходов, то  оно будет компенсировано снижение  цен и заработной платы, так,  что реальный объем производство  занятость и реальный доход  не снизится.

         ( В соответствии  с классической теорией  совокупное  предложение определяет уровень  реального объема производства  при полной занятости, а совокупный  спрос уровень  цен. Совокупный  спрос обычно стабилен, но если  бы он, скажем, упал,  с АD1 до AD2, то уровень быстро бы снизился с P1 до P2, в результате чего временное (положение) превышение предложения АВ устраняется и восстанавливается полная занятость в точке С. С кейнсианскской точки зрения, совокупный спрос не стабилен, цены и заработная плата не эластичны в направлении понижения. Падение совокупного спроса с AD1 до AD2 не оказывает воздействия на уровень цен, более того реальный объем производства снижается с Qr до Qu и может оставаться на этом равновесном уровне неопределенно долго.)

          Кейнсианской теорией отвергается положение о том, что ставка процента уравнивает сбережения и инвестиции, поскольку считается, что субъекты сбережений и инвесторы представляют совершенно разные группы, принимающие решения о сбережениях и инвестициях по разным причинам, которые в основном для субъектов сбережений, не связаны со ставкой процента. Кроме того, из-за изменений в: а) величине денег на руках у населения; б) ссудах, предоставляемых банками и другими финансовыми учреждениями, предложение средств может повысить или быть меньше текущих сбережений, в связи с тем, что сбережения и инвестиции не равны.

          Кейнсианцы  ставят под сомнение положение  об эластичности цен и заработной  платы, исходя из практических  и теоретических соображений.  Они утверждают, что:

а) наличие профсоюзов и монополий, законодательство о минимальной  ставке заработной платы и масса  других подобных факторов по существу устраняют возможность существенного  снижения цен и заработной платы  и, что:

б) снижение цен и заработной платы уменьшает общий доход, а значит и спрос на труд.

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.

Особенности государственного регулирования экономики в Республике Беларусь.

 

           Объективные  предпосылки для функционирования  в республике рыночного механизма  не созданы, а между тем сфера государственного регулирования резко снизилась. Следствие этого – значительное падение управляемости экономическими процессами, иными словами, на смену командно-административной системы пришла анархия, которую нередко отождествляют с рынком. В условиях, когда ослабление государственного регулирования не было (да и не могло быть в такие сроки) компенсировано рыночным регулированием, личные и групповые интересы хозяйствующих субъектов взяли верх над народнохозяйственными. Это выразилось в стремительном росте цен, изменении в структуре производства в сторону высокодоходных товаров, перекачивании средств в сферу обращения и т. д. Таким образом можно констатировать, что на современном этапе реформ средство достижения цели – внедрение рыночных отношений и расширение самостоятельности предприятий – пришло в противоречие с целью – повышение социально-экономической эффективности производства.

Информация о работе Модели регулирования национальной экономики