Модели регулирования национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Основной целью нашей курсовой работы является стремление изучить одну из наиболее важных тем в макроэкономике это «государственное вмешательство в рыночное равновесие»;
указать и раскрыть основные её вопросы: необходимость государственного вмешательства;
формы и методы, а так же попытаться рассмотреть государственное регулирование в нашей республике

Содержание работы

Введение.
1.Необходимость государственного вмешательства в национальной экономике. Формы, методы, и инструменты гос. регулирования экономики.
2.Модели государственного вмешательства в рыночную экономику.
3.Особенности проблемы и перспективы государственного регулирования в Белоруссии.
Заключение.
Литература

Файлы: 1 файл

Anketa_gp.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

          Важное  условие эффективности рыночной  реформы – обеспечение взаимосвязанного  развития двух процессов: во-первых, создания конкурентной среды и рыночной инфраструктуры; во-вторых, замены государственного регулирования рыночным. У нас же получилось наоборот: то, что действительно способствует становлению рынка – демонополизация, помощь предпринимателям, организациям коммерческих банков, фондовых бирж, венчурных страховых компаний и т.д. – осуществляется медленно. А то, что в условиях переходного периода должно регулироваться или контролироваться государством, -  формирование цен, ассортиментов товаров и услуг, внедрение в производство научно-технических достижений – отдано на волю предприятий.

          Выбранная  модель реформ, с моей точки  зрения, не соответствует социально-экономическим  условиям, сложившимся в республике. Многие элементы регулирования экономических процессов механически перенесены из хозяйственной практики капиталистических стран. Так наш закон «О противодействии монополистической деятельности и развития конкуренции» по своему содержанию напоминает  аналогичные законы стран с развитой рыночной экономикой. Но там совершенно иная социально-экономическая ситуация, и главная задача антимонопольной деятельности регулирование взаимоотношений между предприятиями, производящими или реализующими аналогичную продукцию.

         Что касается  Беларуси, то здесь на современном этапе основные проблемы таковы: контроль за деятельностью предприятий, большинство из которых являются единственными производителями тех или иных видов товаров и услуг; создание новых производств.

          Поэтому  закон об антимонопольной деятельности в первую очередь должен был обеспечить действенный контроль за деятельностью большинства предприятий республики, а также механизм по осуществлению работ демонополизации и созданию конкурентной среды. Между тем основное внимание в законе уделено проблеме урегулирования отношений между предприятиями-конкурентами.

          Наиболее  актуальные сегодня статьи этого  закона, предусматривающие контроль  за ценами, качеством товаров  и т.д. фактически не работают. В них не получила отражение экономическая ситуация, сложившаяся в республике. Таким образом, сложилось противоречие  в подходе к преодолению монопольной деятельности. Общепризнанно, что к предприятиям –монополистам нужно применять меры по ограничению цен, контролю за объемом производства, ассортиментом, качеством товаров и услуг. Также общепризнанно, что большинство предприятий республики является монополистами.

          В условиях, когда рыночный механизм фактически  не работает, порождает серьезные  негативные последствия для потребителя. Так за годы реформы усилилась тенденция «вымывания» дешевого ассортимента товаров за счет повышения удельного веса высокодоходных изделий. Диктат производителя еще больше усилился.

          Плановая  и рыночная экономика противоположности,  а противоположности могут переходить из одной в другие только через посреднические звенья. Иными словами, нужен хозяйственный механизм переходного периода, построенный на сбалансированном сочетании методов плановой и рыночной экономики.

          Один  из наиболее сложных объектов государственного регулирования представляют собой цены. Адекватной переходному периоду является такая система, при которой цены на большинство товаров и услуг разрабатываются предприятиями, но контролируются государством. Контроль за ценами не означает их замораживание. Сейчас, когда неуклонно возрастает стоимость сырья, материалов и энергоресурсов, а также уровень цен в соседних государствах, рост цен в Беларуси неизбежен и экономически обоснован. Однако этот процесс должен регулироваться государством.

          Основная  форма контроля за ценами –  согласование их уровню с государственными  органами. Свободные цены на данном  этапе целесообразно применять  только на отдельные группы  товаров – предметы роскоши,  импортные товары, продукцию кооперативов, индивидуальных производителей, а также тех производств, где существует конкуренция производителей.

          Следует  разрабатывать на основе нормативов  материальных и трудовых затрат  рекомендуемые цены и периодически  их представлять предприятиям. К этой работе необходимо привлечь представителей концернов, предприятий и профсоюза. Целесообразно также рассчитывать по (областям) отраслям рекомендуемые уровни по заработным платам категориям работников. Предприятия, которые не выходят за рамки рекомендуемых уровней заработной платы и цен должны иметь преимущественное право на получение кредитов, обеспечение сырьем и материалами. На товары и услуги, уровень цен на которые контролируется государственными органами, предприятия должны иметь право повышать цены лишь с разрешения местных органов власти. При этом они должны предоставлять расчетные материалы, обосновывающие необходимость роста цен. Такой подход применяется в ряде стран с рыночной экономикой.

           Необоснованный  рост заработной платы приводит к более серьезным негативным последствиям в экономике, чем получение сверхприбыли. Целесообразно сверхплановую прибыль за вычетом налога, исчисленного по повышенной ставке, зачислять на специальный счет в банке и использовать только на развитие производства такого предприятия.

          Сейчас  выкупленные предприятия только  в течении трех лет обязаны  сохранять профиль производственно-хозяйственной  деятельности. Такой подход не  обеспечивает приоритетность интересов  населения и экономики республики  в целом.

          Предоставление  предприятиям права самостоятельно  распоряжаться прибылью привело  не расширенному воспроизводству,  а к резкому увеличению средств,  направляемых на оплату труда,  «проеданию» прибыли.

          С помощью  экономических методов не удалось обеспечить оптимальное соотношение между ростом заработной платы и производительностью труда.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

          Роль  правительства в экономике значительно  возросла за последние сто  лет. Правительство воздействует  на экономику частного сектора  и контролирует ее с помощью налогов, расходов и прямого регулирования.

          Современное  государство выполняет четыре  экономические функции: а) устраняет  последствия несостоятельности  рынка; 

б) перераспределяет доход и ресурсы;

в) применяет политику макроэкономической стабилизации для того, чтобы сгладить колебания уровня безработицы, сдерживать инфляцию и способствовать долгосрочному экономическому росту;

г) ведет переговоры относительно взаимовыгодных соглашений с другими  странами.

          Подобно  тому, как «невидимая рука» может допускать ошибки, существуют и несостоятельности правительства. Таковы случаи, когда, при необходимости принятия неединодушных решений, могут возникать неэффективные результаты. Примерами являются захват законодательных органов богатым меньшинством или лоббистами, тенденция правительства слишком долго финансировать чрезмерно дорогие программы и краткосрочные цели, причиной которых являются конкурентные предвыборные соглашения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

Вопросы экономики. 1992, № 3, с.11.

Вопросы экономики. 1999, № 16, с. 88.

Добрынина А.И., Тарасевич В.Д. Экономическая  теория. М., 1997.

Мировые экономические и международные  отношения. 1998,№ 10, с. 51.

Мировые экономические и международные  отношения. 1998,№ 10, с. 51.Современная Белоруссия. 1992, 3 апр.

Современная экономика. Р-н-Д. 1998

Управление государственной собственностью. М, 1997.

ФУА – 1997, № 11, с. 25.

Человек и экономика. 1995, № 4, с. 18.

Человек и экономика. 1994, № 4, с. 34.

Экономика государственного сектора. М, 1997, с. 66.

Экономист. 1999, № 1, с. 25.

Экономист. 1998,№ 9, с. 3.

Экономикс. Макконнелл К.,  Брю С.Л.

Дж. Сакс. Макроэкономика. М, 1997.   


Информация о работе Модели регулирования национальной экономики