Монетаризм: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение версий экономического роста и роли государства с позиций современного монетаризма. Изучение теории монетаризма, а также возможность применения этой экономической модели на практике.
Задачи:
Подробнее изучить идеи Чикагской школы и ее принципы.
Ознакомиться с теорией монетаризма и ее лидером.
Проанализировать методы применения этой теории на практике.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Сущность теории монетаризма 4
Глава 2. Милтон Фридман и Чикагская школа 7
Кривая Филлипса и ее интерпретация монетаристами 13
Различия кейнсианской и монетарной систем. 15
Глава 3. Монетарная (денежно-кредитная) политика 19
Денежно-кредитная политика 19
Основные цели денежно-кредитной политики 20
Инструменты денежно – кредитной политики 22
Операции на открытом рынке 23
Политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования 24
Изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков. 26
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 73.60 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет экономики и финансов

Специальность таможенное дело и логистика

Курсовая  работа

на тему:

«Монетаризм: теория и практика»

Автор работы:

студентка I курса

очной формы обучения

Сапрыгина В.Г.

Подпись__________________

 

Работу  проверил:

к.э.н., д.

Сикацкий В.А.

Оценка  ___________________

Подпись__________________

 

Санкт – Петербург

2013 г.

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Сущность теории монетаризма 4

Глава 2. Милтон Фридман и Чикагская школа 7

Кривая Филлипса и ее интерпретация монетаристами 13

Различия кейнсианской и монетарной систем. 15

Глава 3. Монетарная (денежно-кредитная) политика 19

Денежно-кредитная политика 19

Основные цели денежно-кредитной политики 20

Инструменты денежно – кредитной политики 22

Операции на открытом рынке 23

Политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования 24

Изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков. 26

Заключение 29

Список используемой литературы 31

 

Введение

Монетаризм — экономическая теория, которая основывается на том, что определяющим фактором для развития экономики является то количество денег, которое находится в обращении.

Денежные категории, денежно-кредитные инструменты, банковская система, денежно-кредитная политика располагаются в центре внимания монетаристов. Они рассматривают эти процессы и категории для выявления связи между объемом денежной массы и уровнем совокупного дохода. По мнению монетаристов, банки являются ведущим инструментом регулирования экономики, при участии которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг1.

Главную причину  нестабильности экономики представители  этой школы усматривают в неустойчивости денежных параметров2.

Можно сказать, что монетаризм представляет собой науку, которая выдвигает денежную массу, находящуюся в обращении, в качестве определяющего фактора в макроэкономической теории, практике и политике. Это теория, которая при помощи денежно-кредитных инструментов обосновывает специфические методы регулирования экономики.

За три десятилетия своего существования монетаризм превратился в достаточно развитую экономическую теорию, которая опирается на обширные теоретические и эконометрические исследования и выступает с вполне определенными практическими рекомендациями. Активными темпами идет изучение отдельных аспектов этой экономической модели и в наши дни. На этом основании можно сделать вывод, что данная тема является актуальной.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение версий экономического роста и роли государства с позиций современного монетаризма. Изучение теории монетаризма, а также возможность применения этой экономической модели на практике.

Задачи:

    1. Подробнее изучить идеи  Чикагской школы и ее принципы.
    2. Ознакомиться с теорией монетаризма и ее лидером.
    3. Проанализировать методы применения этой теории на практике.

 

 Данная работа поможет извлечь полезную информацию из монетаристского экономического учения: уяснить взгляды монетаристов на позиции экономического роста и развития, извлечь рациональное начало из взглядов на роль государства  в экономической сфере.  

 

 

Глава 1. Сущность теории монетаризма

Монетаризм – это экономическая  теория, в которой главную роль в развитии и стабилизации рыночной экономики играет денежная масса, находящаяся в обращении. 3

Это теория определяет специфические методы регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов. Также можно отметить, что монетаризм  -  это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства.

Возникает монетаризм в 50-х годах ХХ века, хотя имеет давние исторические корни, уходящие в XVIII век, к временам классиков Д. Юма,  Д. Риккардо, А. Смита, Ж. Б. Сея.4 Внимание же к монетаристской теории возросло со второй половины 70-х — начала 80-х годов, когда выяснилось, что кейнсианские методы регулирования экономики дают сбои. Начались активные поиски новых подходов к восстановлению экономического равновесия. Если Кейнс главной проблемой определял безработицу, обеспечение занятости и экономического роста, то теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции. Быстрая инфляция вызвала расстройство экономики, падение объема производства и значительную безработицу. Возникла стагфляция, то есть падение и застой производства при одновременном росте инфляции. Началась переоценка методов регулирования и теоретических концепций. Экономисты стали отказываться от методов активного вмешательства и регулирования и приступили к разработке новой доктрины – монетаризма и «экономики предложения». Среди них набирал популярность лозунг "назад к Смиту".

Монетаризм является одним из основных течений современного неоконсерватизма. Сформировался монетаризм наряду с теорией предложения. Американский экономист Карл Бруннер в 1968 году впервые использовал термин "монетаризм" и объяснил с помощью него, что количество денег, которое находится в обращении, является определяющим фактором развития экономики. Используется этот термин для характеристики Чикагской экономической школы, которая утверждает, что совокупный денежный доход оказывает первоочередное влияние на изменение денежной массы.

Монетаристы утверждают, что  деньги - главная движущая сила рыночной экономики, и что центральный банк может влиять на денежное предложение. Следовательно, большинство проблем рыночного хозяйства рассматриваются и решаются через вопросы денежного обращения.

Подход монетаристов состоит  в  том,  что  рынки  достаточно конкурентны, и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической  стабильности. Это объясняется тем, что гибкость цен и ставок заработной платы, обеспечиваемая рыночной конкуренцией, ведет к тому,  что колебания совокупных  расходов  воздействуют  на  цены продукции и ресурсов,  а не  на   уровень   производства   и   занятости. На этом основании можно сделать вывод, что рыночная система, которая не подвергается вмешательству в  функционирование экономики, отличается значительной макроэкономической стабильностью.

Монетаристы – ярые приверженцы свободного рынка. По их мнению, свободный рынок сам по себе способен обеспечить значительную макроэкономическую стабильность, но государственное вмешательство вопреки своим благим намерениям подрывает эту  способность.

Монетаристы  считают, что государство  оказывает  вредное  влияние  на экономику  путём проведения фискальной и кредитно-денежной  политики. Эти мероприятия, хотя и имеют благую  цель,  способствуют возникновению той самой нестабильности, для борьбы с которой они предназначены. Из этого следует, что государственный сектор должен быть как можно меньше.

Для достижения стабильности экономики следует  стабилизировать  темп прироста денежной массы на уровне 3-5 % в год. Иначе будет нарушаться механизм частного предпринимательства, и как следствие будет возрастать инфляция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Милтон Фридман и Чикагская школа

Чикагская школа -   является одной из современных направлений экономической мысли, стоящей на позициях неолиберализма. Возникает она в середине 60-х гг. 20 века. Её главными представителями были М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер. Чикагская школа считает, что государство не должно вмешиваться в экономику, и объясняет это тем, что её функционирование может обеспечить рыночный механизм. Монетаристы считают, что регулирование денежной массы – это главный инструмент, воздействующий на экономику. Безработица и циклические колебания производства определяются как естественные проявления саморегулирования рынка.

Основателем экономической теории монетаризма  принято считать Милтона Фридмана, который в своем труде "Капитализм и свобода", опубликованном в 1962 году доказал, что влияние государства на рыночную экономику должно быть минимальным. Как писал Фридман: «Попытки государства симулировать потребительский спрос и создать новые рабочие места ведут лишь к росту инфляции и ослаблению экономики». По мнению Фридмана, на экономическом рынке должен существовать контроль над денежной массой.

Милтон Фридман создал свою теорию монетаризма, объединив  множество отдельных теорий, имеющих  самостоятельные значения, в количественную теорию денег. В этой теории идея экономической свободы считается основой для развития капитализма. И реализуется она только тогда, когда государство перестанет вмешиваться в экономику страны.

Фридман говорит о том, что вмешиваясь в экономику страны, государство препятствует действиям  стихийных регуляторов, которые способствуют достижению равновесия, так как оно направлено на краткосрочную перспективу, так как любые непредусмотренные внешние влияния могут вызвать отклонения от намеченного направления. Касательно внешней торговли, монетаристы считают, что государство не должно использовать протекционистских способов для регулирования этого сектора экономической деятельности. Законы рынка должны иметь пространство для действий и в этой области экономики страны.

Изучая экономическую  теорию США, Милтон Фридман доказывает, что денежный фактор оказывает особое влияние на цикличность экономического развития. А именно:  недостаточное количество денег в обороте ведет к кризису производства, а повышенное количество денег – к инфляции. Он приходит к выводу, что центральный банк должен поддерживать стабильный темп прироста денежной массы и не допускать ее колебаний.  Цикличность экономического развития Фридман объясняет с помощью «уравнения обмена», по которому общая цена созданного в стране продукта должна равняться произведению величины денежной массы на скорость оборота. MV = PQ,

где М - предложение  денег;

V - скорость обращения денег;

Р - уровень цен;

Q - объем производимых услуг.

Это макроэкономическое соотношение  считается неотъемлемым инструментом монетаристской доктрины. Из этого  уравнения следует, что масса денег в обращении прямо пропорциональна уровню цен и объему производства (продаж) товаров и обратно пропорциональна скорости обращения денег.

В таком случае, стоимость денег и цены будут оставаться неизменными, и как следствие, инфляции не будет существовать.

Монетаристская концепция  хоть и опирается на количественную теорию денег, ее интерпретация немного отличается от традиционной.

Количественная  теория утверждает о том, что существует прямая связь между количеством денег и уровнем цен. А также то, что цены определяются количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денег обусловливается уровнем цен. Увеличение денежной массы приводит к росту цен. И наоборот, сокращение денежной массы приводит к снижению цен. При прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег.

Монетаристы рассматривают деньги как финансовую основу и важнейший стимулятор экономического развития. Регулируя денежную массу через систему банков можно воздействовать на распределение ресурсов между отраслями, способствовать техническому прогрессу, а также поддерживать экономическую активность.

В случае, когда происходит небольшое увеличение количества денежной массы, которое в свою очередь приводит к повышению цен, происходит формирование необходимых предпосылок для равновесия между денежным и товарным секторами. Если же цены растут быстро, то развивается неконтролируемая инфляция и как следствие, снижается покупательная сила денег. Потребность же в них начинает возрастать, так как увеличивается объем товарооборота (в номинальном выражении). Это приводит к нехватке денежных средств, которое в дальнейшем приводит к кризису платежей и расчетов.5

Монетаристы также изучают инфляцию. Инфляция рассматривается ими как чисто  денежное явление.

Фридман считает, что  «инфляция всегда и везде представляет собой денежный феномен». Причина инфляции заключается в избытке денежной массы. То есть «много денег — мало товаров».

Монетаристы различают две разновидности  инфляции:

    • ожидаемую (нормальную)
    • непредвиденную (не соответствующую прогнозам и представлениям участников экономического процесса).

При ожидаемой  инфляции создаются необходимые условия для того, чтобы достигнуть равновесия на рынках товаров и услуг, а именно: темп роста цен соответствует ожиданиям и расчетам людей. Поэтому государство способно проинформировать о предполагаемом росте цен, и к этому смогут приспособиться производители, продавцы и покупатели.

Иное дело, если темп инфляции выходит за границы  ожидаемого.6 Цены стремительно растут, и как следствие, возникают различные нарушения и отклонения от привычного ритма хозяйственной деятельности.

Милтон Фридман был против регулирования цен. По его мнению, контроль над ценами и заработной платой не поможет устранить инфляцию.

Непредвиденная инфляция, в отличие от ожидаемой, приводит к увеличению безработицы. Если в краткосрочном периоде существует обратная связь между безработицей и инфляцией, то в долгосрочном периоде эта зависимость пропадает. В долгосрочном периоде не существует альтернативы между уровнем инфляции и размерами безработицы. Постоянно возобновляемая политика денежного стимулирования совокупного спроса порождает не стабильную, а все увеличивающуюся инфляцию; среднегодовой рост цен составляет уже не 3%, а 6%, затем 10% и т.д. Вместе с ростом цен происходит увеличение числа безработных.

 Из этого делаем вывод, что необходимо перекрыть каналы, порождающие непредвиденную инфляцию.

Нужно устранить дефицит  государственного бюджета («дефициты  бюджета часто служат источником денежной экспансии», «дефициты являются источником инфляции», если «они финансируются  путем денежной эмиссии»). Нужно ограничить давление профсоюзов; сократить государственные расходы, в том числе средства, выделяемые на поддержание полной занятости («политика полной занятости может стать источником инфляции, если она рождает чрезмерную денежную эмиссию»).

Информация о работе Монетаризм: теория и практика