Монетаризм: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение версий экономического роста и роли государства с позиций современного монетаризма. Изучение теории монетаризма, а также возможность применения этой экономической модели на практике.
Задачи:
Подробнее изучить идеи Чикагской школы и ее принципы.
Ознакомиться с теорией монетаризма и ее лидером.
Проанализировать методы применения этой теории на практике.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Сущность теории монетаризма 4
Глава 2. Милтон Фридман и Чикагская школа 7
Кривая Филлипса и ее интерпретация монетаристами 13
Различия кейнсианской и монетарной систем. 15
Глава 3. Монетарная (денежно-кредитная) политика 19
Денежно-кредитная политика 19
Основные цели денежно-кредитной политики 20
Инструменты денежно – кредитной политики 22
Операции на открытом рынке 23
Политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования 24
Изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков. 26
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 73.60 Кб (Скачать файл)

Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита)

В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:

  1. политики денежно-кредитной рестрикции, то есть ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении;
  2. политики денежно-кредитной экспансии, которая заключается в стимулировании кредитных операций через снижение нормы процента и увеличении денежной массы в обращении. Политика денежно-кредитной рестрикции (политика "дорогих денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления.

Многие экономисты утверждают, что основные цели монетарной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.

Приоритет целей денежно-кредитной  политики определяется состоянием  государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, а также наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

В этом случае, представляется нецелесообразным пытаться описать подробно цели денежно-кредитной политики без их привязки к характеристике социально-экономического уровня развития государства.

В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

  • регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
  • достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
  • создание безинфляционной экономики.

Инструменты денежно – кредитной политики

Рассмотрим теперь основные инструменты денежно-кредитной политики, с помощью которой центральный  банк осуществляет  свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.

Тремя основными наиболее эффективными средствами осуществления денежно-кредитной  политики являются:

    1. операции на открытом рынке, то есть на рынке казначейских ценных бумаг;
    2. политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
    3. изменение норматива обязательных резервов.

 

Кроме трех основных вышеприведенных  инструментов денежной  политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

В настоящее время в  мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки  или продажи на открытом рынке  государственных ценных бумаг центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке  проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных  банков и других финансово-кредитных  учреждений.

Схема проведения этих операций такова:  

 Предположим, что на  денежном рынке наблюдается излишек  денежной массы в обращении, и центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Что, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.

Предположим теперь, что на денежном рынке - недостаток денежных; средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и  населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) - к увеличению денежного  предложения. При этом процентная ставка падает.

Политика  учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования

Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный  банк  предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - процент (дисконт) по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении  кредита коммерческими банками  увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной  ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые  коммерческие банки, имеющие заемные  резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок, то есть ставок рефинансирования, занимает второе место после политики центрального банка на открытом рынке. Да и проводится она обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Так при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.

Изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков.

Механизм действия этого  инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

  1. если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;
  2. при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и вызывать значительные изменения в кредитной политике коммерческих банков.

Большинство экономистов  рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики.

 

Выделяют две разновидности кредитно-денежной политики:

    1. Мягкая кредитно-денежная политика или политика "дешевых денег" Центрального Банка направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.
    2. Жесткая кредитно-денежная политика или политика "дорогих денег" носит ограничительный (рестриктивный) характер, сдерживает рост денежной массы и может быть использована в качестве противодействия инфляции.

 

К преимуществам денежно-кредитной  политики следует отнести:

  • быстроту и гибкость (предложение денег можно изменять без законодательных процедур);
  • независимость от политического давления (существует закон о ЦБ, определяющий его функции и полномочия);
  • "мягкость", определенная "деликатность" в реализации основных задач в сравнении с официальной политикой.

 

И так, монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, воздействующих на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и постепенного снижения инфляции. Она является одним из важнейших методов вмешательства государства в экономику страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Монетаризм приобрел популярность в 70-х годах, когда экономисты осознали, что кейнсианские методов не способны в полной мере обеспечить высокую занятость и преодолеть инфляцию.

Монетаристы выявили причину  экономической нестабильности – она заключается в нарушениях функционирования денежного сектора и в чрезмерном росте денежной массы.

Положения и  выводы монетаристской школы опираются  на количественную теорию денег, признание  способности рыночной экономики  к саморегулированию. Подчеркивается исключительная роль денег, как особого товара, позволяющего максимизировать доходы от других видов активов.

Для монетаристов главное — это обеспечить ценовую стабильность, устойчивость денежной единицы. Милтон Фридман даже разработал так называемое «денежное правило»: в котором говорится, что для достижения стабильности экономики следует стабилизировать  темп прироста денежной массы на уровне 3-5 % в год. Иначе будет нарушаться механизм частного предпринимательства, и как следствие будет возрастать инфляция.

Как показала практика, бездумное  использование монетаристских рецептов не способно обеспечить решение задач  переходного периода. Теория монетаристов не должна рассматриваться как универсальная. Рекомендации монетаристов следует  использовать с учетом реальных условий, в сочетании с другими мерами экономической политики.

 

 

Список используемой литературы

  1. Бартнев С.А. История экономических учений. - М.: Юрист, 2001.
  2. Бартнев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: Издательство БЕК, 1996.
  3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
  4. Бункин М.К. «Монетаризм». М.: АО «ДИС», 1994.
  5. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: «ИНФРА-М», 1996.
  6. Гусейнов В.Н. История экономических учений. Новосибирск: СибУПК, 1997.
  7. Долан Э.Дж., Колин Д.Кэмпбелл, Розмари Дж.Кэмпбелл  Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика.
  8. История экономических учений. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  9. История экономических учений. Учебник для экономических ВУЗов. М.: Норма-М, 1998.
  10. Костюк В.Н. История экономических учений. – М.: ОАО «Дата», 1997.
  11. Курс экономики: Учебник./Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2001.
  12. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М.: «Туран», 1996.
  13. Макроэкономика. Учебное пособие./Под ред. Бункина М.К. – М.: ООО «Хатбер», 1998.
  14. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д.. Основы экономики./Учеб. пособие. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001.
  15. Основы экономической теории./Учебник под ред. Камаева. М: «Владос» МГТУ Баумана, 1995.
  16. Титова Н.Е. История экономических учений. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997.
  17. Усоскин В.М. Теория денег. М.: «Мысль», 1976.
  18. Фридмен М., Шварц А. История монетаризма в США. 1867 – 1960.
  19. Фридмен М. Если бы деньги заговорили. М.: Дело, 1998.
  20. Ховард К., Эриашвили Н.Д., Никитин А.М. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  21. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: «Инфра-М», 1997.

Информация о работе Монетаризм: теория и практика