Монополии. Формы и роль в Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить. Когда рассматривается взаимодействие спроса и предложения, считается обычно, что равновесная цена возникает в точке их пересечения, но при этом подразумевается, что конкурируют между собой многие производители, а в реальности на рынке может быть всего несколько фирм или даже одна фирма и тогда приведенная выше картинка уже становится неверной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________________________3
ГЛАВА I Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике
Возникновение и сущность монополии_____________________________________5
Определение монополии. Ее формы и виды_________________________________6
Монопольная цена. Монополия и конкуренция__________________________________________________________11

Глава II Особенности современной монополизации народного хозяйства_____________13
Глава III Монополии в Российской федерации____________________________________17
Глава IV Антимонопольная политика на современном этапе
Федеральная антимонопольная служба____________________________________20
Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики________________23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________________26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________________________27

Файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 47.27 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Байкальский государственный университет  экономики и права

Факультет налогообложения  и таможенного дела

Кафедра налогов и таможенного  дела

Специальность 080115 «Таможенное  дело»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

 

на тему: «Монополии. Формы  и роль в Российской экономике»

 

Руководитель:                                                                             Анохов Игорь                                          

                                                                                                         Васильевич

 

 

Исполнитель:                                                                               Егоров Д.А

                                                                                                          группа: ТД-09-01

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2010 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ_______________________________________________________________2

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________________________3

ГЛАВА I Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике

  1. Возникновение и сущность монополии_____________________________________5
  2. Определение монополии. Ее формы и виды_________________________________6
  3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция__________________________________________________________11

 

Глава II Особенности современной монополизации народного хозяйства_____________13

Глава III Монополии в Российской федерации____________________________________17

Глава IV Антимонопольная политика на современном этапе

  1. Федеральная антимонопольная служба____________________________________20
  2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики________________23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________________26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________________________27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На совершенном конкурентном рынке  действует достаточно продавцов  и покупателей товара, и поэтому  ни один продавец или покупатель в  отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными  правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как  заданную, решая, сколько производить  и продавать, а потребители принимают  ее как заданную, решая, сколько купить.

Когда рассматривается взаимодействие спроса и предложения, считается  обычно, что равновесная цена возникает в точке их пересечения, но при этом подразумевается, что конкурируют между собой многие производители, а в реальности на рынке может быть всего несколько фирм или даже одна фирма и тогда приведенная выше картинка уже становится неверной.

В данной работе будет рассмотрен как раз тот случай, когда на рынке какого-либо товара господствует один производитель или поставщик, т.е. монополию (от греч. mono - один, poleo - продаю) и отметить ее особенности в Российской экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава І. Монополистические  тенденции и монополии в рыночной экономике.

  1. Возникновение и сущность монополий.

 

В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю  развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции  возникли существенные препятствия  в виде монополистических образований  в экономике.

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции  в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений —  кризисов и монополий — указывает  на одну из причин монополизации, а  именно: попытку многих фирм найти  спасение кризисных потрясений в  монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической  литературе получили название “детей кризиса”.

Что представляют собой монополистические  образования? Если обратить внимание на промышленное производство, то это  отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности  влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более  высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие  монопольного положения. Последнее  определяется как доминирующее положение  предпринимателя, которое дает ему  возможность самостоятельно или  вместе с другими предпринимателями  ограничивать конкуренцию на рынке  определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия. Оно позволяет  им избежать целый ряд проблем  и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию  на рынке, концентрируя в своих руках  определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций  силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

  1. Определение монополии. Ее формы и виды.

Монополия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар (ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Этот термин можно связать  и с определенной структурой рынка  или производства, и с соответствующим  типом экономических отношений.

Как единственный производитель  товара монополист находится в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более  низкую цену, захватят большую часть  рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. 
    Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере если его целью является максимизация прибыли. 
     Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

    • Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

Естественная монополия возникает  вследствие объективных причин. Она  отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени  удовлетворяется одной или несколькими  фирмами. В ее основе — особенности  технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна..

 

    • Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Административная монополия возникает  вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке как один хозяйственный  субъект и между ними не существует конкуренции.

 

 

    • Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

 

Различают пять основных форм монополистических  объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения  возникли простейшие формы монополистических  объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность  на средства производства и произведенный  продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат  — это объединение ряда предприятий  одной отрасли промышленности, участники  которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность  на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У  синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные  формы монополистических объединений  возникают тогда, когда процесс  монополизации распространяется и  на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более  высокая форма монополистических  объединений как трест.

Трест —  это объединение ряда предприятий  одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность  на средства производства и произведенный  продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право  принимать участие в управлении и присваивать соответствующую  часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение  десятков и даже сотен предприятий  различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная  фирма осуществляет над другими  участниками объединения финансовый контроль.

Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц)  — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов.

Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке

  • Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель
  • Олигополия — контроль над рынком осуществляется несколькими крупными независимыми субъектами, обеспечивающими высокий порог входа на рынок и ориентирующимися на ценовую политику друг друга

 

 

  1. Монопольная цена. Монополия и конкуренция.

 

Особого внимания  требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Последние, используя свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены — монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.

Информация о работе Монополии. Формы и роль в Российской экономике