Монополии. Формы и роль в Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить. Когда рассматривается взаимодействие спроса и предложения, считается обычно, что равновесная цена возникает в точке их пересечения, но при этом подразумевается, что конкурируют между собой многие производители, а в реальности на рынке может быть всего несколько фирм или даже одна фирма и тогда приведенная выше картинка уже становится неверной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________________________3
ГЛАВА I Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике
Возникновение и сущность монополии_____________________________________5
Определение монополии. Ее формы и виды_________________________________6
Монопольная цена. Монополия и конкуренция__________________________________________________________11

Глава II Особенности современной монополизации народного хозяйства_____________13
Глава III Монополии в Российской федерации____________________________________17
Глава IV Антимонопольная политика на современном этапе
Федеральная антимонопольная служба____________________________________20
Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики________________23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________________26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________________________27

Файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 47.27 Кб (Скачать файл)

Особенность монопольной цены заключается в  том, что она сознательно отклоняется  от реальной рыночной, которая устанавливается  в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в  зависимости от того, кто ее формирует  — монополист или монопсонист. В  обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или  мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему  части продукта. Таким образом, монопольная  цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить  тем, кто занимает монопольное положение.

Особого   рассмотрения   требует   соотношение  конкуренции    и  монополии в современной экономике. Конкуренция принадлежит к основным понятиям рынка, то есть к таким, без которых он не может функционировать. Можно сказать, что развитие рынка было одновременно и развитием конкурентных отношений.

Конкурентный  рынок предусматривает наличие  неограниченного числа продавцов, а также ситуацию, в которой  каждый из них не имеет возможности  влиять на цену. Здесь также существует свободный, беспрепятственный доступ хозяйственных объектов к любому виду деятельности, наглядная и доступная  каждому информация о состоянии  рынка и возможных альтернативах, здесь имеет место диктат потребителя  над производством. Все это свидетельствует  о господстве свободной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава ІІ. Особенности современной  монополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативные факторы.

Особенностью  современной монополизации народного  хозяйства является  ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.

Одной из особенностей современной монополизации  является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости  от гигантских монополистических объединений  формально самостоятельных средних  и малых предприятий через систему контрактов, поставщиков и т.п. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

Еще одна особенность современной монополизации  — усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию  собственности, содействует ее приобщению к  развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят прежде всего на межотраслевом уровне.

Процессы  монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную  жизнь общества. Они обусловили изменение  хозяйственного механизма, усилив в  нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных  хозяйственных объектов, координация  деятельности в масштабе отрасли  и межотраслевом пространстве расширяют  сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового  производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами.

Таким образом, монополии на современном этапе  — это преимущественно крупные  предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно  больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные  цены отклоняются от рыночных, создают  дополнительные прибыли монополистам.

Еще одним  негативным фактором наличия монополий  является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия  создает экономические предпосылки  для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение  и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается  структура, которая отвечает цели монополии  — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также  неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные  соглашения типа картельных могут содействовать  сохранению экономически “хилых”  предприятий, выделяя им соответствующие  льготы и устанавливая цены на высоком  уровне.

Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой  для нормального рынка. Проанализировав  позитивные и негативные факторы  и последствия монополий, можно  прийти к выводу, что монополия  наносит большой вред народному  хозяйству.

Польза и вред монополии

 

 

В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без монополий нельзя: естественные монополии практически незаменимы, когда особенности используемых ими факторов производства не позволяют  наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт  к объединению их владельцев. Так  или иначе отсутствие конкуренции  душит развитие отрасли в долгосрочном периоде, поскольку монополия создает  наибольшую неэффективность ресурсов, нежели фирмы других видов несовершенной конкуренции или почти совершенные конкуренты.

Монополист, пытаясь максимизировать  свою прибыль, старается поднять  цены на свою продукцию до максимально  возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (MR=MC), что  приводит к неэффективности распределения  ресурсов, когда произведено значительно  меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным.

Однако существуют рынки, где существование конкуренции  вызвало бы еще большую неэффективность, и где монополия — единственный способ предотвращения «смерти» отрасли в целом. Самым ярким примером этому является метро.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава ІІІ. Монополии в Российской федерации.

Российское  антимонопольное  законодательство  не   дает   определение понятия “монополия”, поскольку в реальности чистых монополий  нет.  Но  есть предприятия, которым присущ главный признак монополии  -  значительная  доля на   рынке   определенного   товара.   “Реальной    монополией”    считается хозяйствующий  субъект,  доля  которого  на   рынке   определенного   товара составляет  65%  и  более.  В  таком  случае  говорят,  что  фирма  занимает “доминирующее   положение”. Доминирующим   также   признается    положение

хозяйствующего  субъекта,  доля  которого  на  рынке  определенного   товара составляет от 35% до 65%, если это установлено антимонопольным органом. Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более  35%

заносятся  в  специальный  реестр  (региональный   и   федеральный   рынок).

Назначение  реестра  состоит  в  подготовке  информационной  базы  данных  о крупнейших субъектах рынка для осуществления  государственного  контроля  за соблюдением ими антимонопольного законодательства. Всего в  реестр  включено около 6500 предприятий. Включенные  в  реестр  предприятия  имеют следующее распределение по принципу отраслевой принадлежности: 22% -  услуги жилищно-коммунального   хозяйства,   13%   -   продукция    производственно- технического назначения, 28% -  продукты  питания,  5%  -  товары  народного потребления, 21% -  отдельные виды  работ и услуг,  11%  -  хозяйствующие

субъекты, относящиеся  к  сфере  деятельности  естественных  монополий  (для естественных монополистов на транспорте, в области  связи  и  энергетическом комплексе составляются  свои  реестры).  Из  6500  предприятий,  входящих  в реестр, долю более 35% на товарных рынках РФ имеют около 450 предприятий.

Изучая  реестр  можно  придти  к  выводу,  что  российские  монополисты

федерального  уровня – это, в основном, узкоспециализированные  производства. Специфика  их  заключается  в   том,   что   они   сознательно   создавались государством  в  ходе  проведения  политики  по  усилению   концентрации   и углублению    специализации    производства,    планомерного    прикрепления поставщиков продукции к потребителям.

 

В  российской  экономике  очень  распространено  такое   явление   как “локальный”   монополизм.   Вследствие   ненасыщенности   рынка    отдельные предприятия  в регионах невольно оказываются  в положении монополистов.  Такие предприятия   занимаются   переработкой   сельскохозяйственной    продукции, торговлей и  бытовым  обслуживанием  в  малонаселенных  отдаленных  пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.

 

Три главных  естественных монополиста России:

    .  РАО  “ЕЭС”   (производство   электроэнергии,   услуги   по   передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

    . ГАЗПРОМ (транспортировка газа  по трубопроводам, реализация  природного газа);

    . МПС (железнодорожные перевозки);

     

Четвертым  можно  назвать   “Ростелеком”   (услуги   междугородной   и международной электрической связи).

      Санкт-Петербургские   естественные   монополисты:   ПТС,    Водоканал, Метрополитен и др.

 

Предприятия-монополисты   злоупотребляют   своим   особым   положением

устанавливая  либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас  в России  практикуются  монопольно  высокие  цены,  а  в  странах  с  развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг  более  200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий,  занимающих  доминирующее  положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

      Как правило, монопольно высокой   ценой  компенсируются  необоснованные затраты предприятий.

      Анализ затрат предприятий-монополистов  выявил две причины их роста:

      1. отсутствие конкурентного давления  на норму прибыли  ведет   к  более

слабому контролю над расходами;

  1. искушение получить  монопольную  сверхприбыль  может  стимулировать увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения.

 

Для преодоления высокой  степени монополизации российской  экономики  и для  развития  конкуренции  были  разработаны  специальные   государственные программы. Основной задачей этих  программ  являлось  снижение  концентрации производства и создание необходимых  условий  для  развития  конкуренции  на рынках  РФ  по  приоритетным  группам  товаров,   а   также   диверсификация производства   и   увеличение   выпуска    конкурентоспособной    продукции.

Исследования показывают, что число предприятий,  не  ощущающих  конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях  не  превышает  10-15%,  лишь  в отдельных достигая 20% и выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава ІV. Антимонопольная политика на современном этапе.

  1. Федеральная антимонопольная служба

 

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Основными функциями Федеральной антимонопольной  службы являются:

  • надзор и контроль над соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года)
  • надзор и контроль над соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года)
  • надзор и контроль над соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года)
  • надзор и контроль над соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года)
  • надзор и контроль над соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года)

Информация о работе Монополии. Формы и роль в Российской экономике