Монополии. Формы и роль в Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить. Когда рассматривается взаимодействие спроса и предложения, считается обычно, что равновесная цена возникает в точке их пересечения, но при этом подразумевается, что конкурируют между собой многие производители, а в реальности на рынке может быть всего несколько фирм или даже одна фирма и тогда приведенная выше картинка уже становится неверной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________________________3
ГЛАВА I Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике
Возникновение и сущность монополии_____________________________________5
Определение монополии. Ее формы и виды_________________________________6
Монопольная цена. Монополия и конкуренция__________________________________________________________11

Глава II Особенности современной монополизации народного хозяйства_____________13
Глава III Монополии в Российской федерации____________________________________17
Глава IV Антимонопольная политика на современном этапе
Федеральная антимонопольная служба____________________________________20
Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики________________23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________________26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________________________27

Файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 47.27 Кб (Скачать файл)

С 01 февраля 2010 года ФАС России также  осуществляет контроль над соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года

ФАС России подведомственна Правительству  Российской Федерации (подчиняется  непосредственно премьер-министру Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации  ежегодный доклад о результатах  своей деятельности.

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется  ФАС России, являются Федеральные  законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд», «О порядке  осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие  стратегическое значение для обеспечения  обороны страны и безопасности государства» и «О рекламе».

 

 

 

На основании Доклада о результатах  и основных направлениях деятельности ФАС России на 2008-2010 годы, представленного  ФАС России в Правительство Российской Федерации, стратегической задачей  ФАС России является обеспечение  свободы конкуренции и ограничение  монополистической деятельности в  рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Исходя из данной задачи, ФАС России определены 3 основных цели своей деятельности:

  • Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.
  • Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа.
  • Обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.

Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей  направлена на пресечение антиконкурентного  поведения отдельных хозяйствующих  субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений  доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных  сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое  значение ФАС России также уделяется  направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.

  1. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики.

 

История развития монополий является одновременно и историей борьбы с  ними. Негативные результаты монополизации  проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует  государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения  деятельности других.

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или  ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание  того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной  политики заключается в том, чтобы  поставить деятельность монополии  на  государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.

Главная цель этого вмешательства заключается  в защите и сохранении свободной  конкуренции, которой угрожают монопольные  тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две  основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение  создания монополий

2) ограничение  использования монопольной власти

Для проведения антимонопольной политики государство  создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций  в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной  власти, но их компетенция позволяет  им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права  действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить  поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны  для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные  законодательством за нарушение  антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения  антимонопольной службы должны подлежать  проверке государственными судами.

Кроме осуществления  процесса демонополизации антимонопольная  служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной  только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения  должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив предложенную тему, следует сделать вывод, что проблема монополии и конкуренции является одной из наиболее актуальных для  экономики в настоящее время. Монополизм представляет собой серьезную  проблему переходной экономики, предприятия - монополисты обладают существенными  рыночными преимуществами перед  другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход  за счет других экономических агентов.

Государственное регулирование  естественных монополий является одним  из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в  государственной собственности, то его регулирование сводится к  следующему: либо цены устанавливаются  на уровне средних издержек монополии, либо применяются двухкомпонентные тарифы

Задача антимонопольной  политики состоит в том, чтобы  помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности  конкуренции и перевести ее в  неценовую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

    1. Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.  
      2. М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2009. 
      3. Российская экономика: финансовая система. / Под ред. Герасименко В.В., Городецкого Д.Е. – М.: МГУ, ТЕИС, 2002. 
      4. Экономика: Учебник / Под ред. Булатова А.С. – М.: БЕК, 2002. 
      5. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб: Питер, 20.08

6. Рузавин Г., Мартынов В. “Монополии  и несовершенная конкуренция”Курс  рыночной экономики, М., 2006 г.,

7. Тотьев К. “Государственная и  естественная монополии” “Закон”, 1995 г.

8. Никитин С., Глазова Е. “Государство  и проблема монополии”  “МЭ и МО”, 1994 г.

9. Чемберлин Е. “Теория монополистической  конкуренции” М., 1959 г.

10.  “Вопросы  экономики”, №4, 2008 г. Р. Мартусевич  “Конкурсы за концессии в отраслях  естественной монополии” 

11. “Вопросы экономики” №1 2006 г. М. Дерябина “Реформирование естественной монополии: теория и практика”

 

 

 

 


Информация о работе Монополии. Формы и роль в Российской экономике