Монополии и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, проанализировать их роль в экономике, а также изучить основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики в России в современных рыночных отношениях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Монополии и их роль в экономике………………………………………..5
Понятие монополии……………………………………………………5
Виды и формы монополий…………………………………………….7
Роль монополии в экономике………………………………………...10
Антимонопольное законодательство и регулирование экономики…..13
2.1 Основные принципы и направления антимонопольной политики..13
2.2 Система государственного регулирования монополий в России….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Готовый курсяк монополии.docx

— 61.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Монополии и их роль в экономике………………………………………..5
    1. Понятие монополии……………………………………………………5
    2. Виды и формы монополий…………………………………………….7
    3. Роль монополии в экономике………………………………………...10
  2. Антимонопольное  законодательство и регулирование экономики…..13

2.1 Основные принципы и направления антимонопольной политики..13

2.2 Система государственного регулирования монополий в России….22

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из главных задач, которые  решает государство в рыночной экономике  является поддержка конкуренции. Конкурентная среда – важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между  производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренции  на долю монополизированного рынка  приходится от трех и более процентов  валового национального продукта.

Проблема монополии является одной из наиболее актуальных для  экономики в настоящее время. Они тормозят развитие рыночных отношений  в нашей стране. В России большинство  монополий относятся к нефтегазовой, транспортной отраслях. Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса.

Кроме того, практическую значимость исследований в данном направлении  для российской экономической науки  определяет отсутствие единых подходов к формированию комплексной модели регулирования монополий, которая  бы адекватно соответствовала формирующимся  экономическим отношениям.

Цель данной работы –  наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, проанализировать их роль в экономике, а также изучить основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики в России в современных рыночных отношениях.

Исходя из выбранной цели, были выдвинуты следующие задачи: изучить понятие монополии в работах основных авторов, исследовавших данную проблему; дать комплексное описание понятию монополии; охарактеризовать основные виды, формы монополий; раскрыть роль монополий в экономике; охарактеризовать основные принципы и направления антимонопольной политики в мире и в России.

Предметом изучения данной курсовой работы являются монополии.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и заключения. В первой главе мы рассматриваем понятие монополии и изучаем их роль в экономике. Вторая глава посвящена принципам и направлениям антимонопольной политики, как направлению деятельности современного государства,  и антимонопольному законодательству в России в частности. В заключении приведены основные выводы, полученные в результате проведенного исследования.

В написании курсовой работы наиболее активно использовались труды таких авторов, внесших очень большой вклад в исследование данной проблемы, как И.В. Липсиц, С.С. Носова, О.Н. Кусакина, В.И. Кушлин, И.В. Князева, В.Я. Иохин. Нами активно использовались данные официальных сайтов Федеральной антимонопольной службы России и Федеральной службы по тарифам, а так же различные нормативно-правовые акты антимонопольного законодательства России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Монополии и их роль в экономике
    1. Понятие монополии

Существует большое количество определений монополии, ведь это - многоаспектное понятие. Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии [2, С. 305], а именно монополия определяется:

  1. как рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (от греч. monos – один, polio - продаю);
  2. как факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.);
  3. как крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.

Монополии присущи следующие основные черты [3, С. 117]:

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
  2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
  3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров: крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств; система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством; монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов); нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
  4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
  5. Высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или несколько объединившихся фирм, доминирующее положение этих фирм на рынке конкретных экономических благ.
  6. Установление монопольных цен (завышение при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и благодаря этому получение для себя сверхприбылей.

Появление монополий явилось  результатом концентрации производства (укрупнения производства за счет дополнительно  вовлекаемого капитала) и централизации  производства (слияния мелких и средних  предприятий в единое крупное). Это  слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупки за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных  обществ. Свободная конкуренция  достигла своего расцвета к 50—70-м годам XIX столетия, монополии в то время  только зарождались, были очень непрочны и быстро распадались. В период промышленного  подъема 1895—1910 гг. и кризиса 1900—1903 гг. монополия становится основой  всей хозяйственной жизни крупных  государств [1, С.47].

Как экономическое явление  монополии были известны давно. Они  существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в  данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. В XX столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями  и аутсайдерами (предприятиями, не входящими  в монополистические объединения), а также внутри монополий.

    1. Виды и формы монополий

Разграничение монополий  носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут  принадлежать одновременно к нескольким видам монополий. Существует следующие виды монополии: закрытая, естественная, открытая, организационная [3, С. 214].

Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями. Так, во многих странах государство обладает исключительным правом на производство медицинских препаратов, продажу оружия и т.д. В некоторых источниках этот вид носит название легальной монополии. К ней можно причислить такие формы монополистических организаций

    • патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование;
    • авторские права – закрепляет исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и любыми способами;
    • торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Организационная (рукотворная) монополия представляет собой крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания кого-либо уровня цен или дележа совместно полученной прибыли.

В процессе монополизации  проявляются две основные тенденции:

    1. появление крупных предприятий или фирм на основе концентрации производства и их доминирующего положения в отрасли;
    2. образование монополистических союзов или достижение соглашений ряда крупных фирм.

Возможность таких союзов возрастает вслед за уменьшением  числа хозяйствующих субъектов  отрасли. Необходимость монополистического союза вытекает из идеи координации  деятельности для уменьшения издержек конкурентной борьбы. Выделяются низшие и высшие формы монополистических союзов.

Низшие - временные союзы или соглашения, которые достигаются для реализации конкретного проекта (пулы, ринги, корнеры и т.д.).

Высшие же формы монополий или монополистических союзов - это картель, синдикат, трест и концерн [3, С. 241].

Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы  монополистических объединений  возникают тогда, когда процесс  монополизации распространяется и  на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более  высокая форма монополистических  объединений как трест.

Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн - это  объединение десятков и даже сотен  предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность  на средства производства и произведенный  продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения  финансовый контроль. В настоящее время основной формой монополии является концерн. Концерн - это наиболее устойчивая форма организации экономической деятельности.

    1. Роль монополии в экономике

Целью существования монополий  является получение максимальной высокой  прибыли, этим, пожалуй, и определяется роль монополий в экономике.

Монополизм - это такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект навязывает контрагентам выгодные для себя действия, "эксплуатируя" в своих интересах рыночный спрос через получение высоких прибылей. Формами проявления монополизма выступают: взвинчивание цен и сокращение производства, уменьшение внимания к издержкам производства, рост зарплаты и премий на предприятиях-монополистах, рост рентабельности и сокращение расходов на рекламу, упрощение маркетинга, снижение качества продукции [7, С. 23].

Для определения доминирующего  положения монополии на рынке  используют разные показатели:

    • доля фиксированного числа предприятий;
    • коэффициент Лернера;
    • индекс Херфиндаля-Хиршмана;
    • предельная сумма приобретенных активов, принцип "разумности" и др.

При определенных условиях разным группам потребителей могут  назначаться разные цены. Такая практика, присущая естественным монополиям, называется ценовой дискриминацией [5, С. 397].

Информация о работе Монополии и их роль в экономике