Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 19:37, курсовая работа
Цель данной работы – наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, проанализировать их роль в экономике, а также изучить основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики в России в современных рыночных отношениях.
Введение…………………………………………………………………………...3
Монополии и их роль в экономике………………………………………..5
Понятие монополии……………………………………………………5
Виды и формы монополий…………………………………………….7
Роль монополии в экономике………………………………………...10
Антимонопольное законодательство и регулирование экономики…..13
2.1 Основные принципы и направления антимонопольной политики..13
2.2 Система государственного регулирования монополий в России….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1 Основные принципы и направления антимонопольной политики..13
2.2 Система государственного регулирования монополий в России….22
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда – важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренции на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта.
Проблема монополии является
одной из наиболее актуальных для
экономики в настоящее время.
Они тормозят развитие рыночных отношений
в нашей стране. В России большинство
монополий относятся к
Кроме того, практическую значимость
исследований в данном направлении
для российской экономической науки
определяет отсутствие единых подходов
к формированию комплексной модели
регулирования монополий, которая
бы адекватно соответствовала
Цель данной работы – наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, проанализировать их роль в экономике, а также изучить основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики в России в современных рыночных отношениях.
Исходя из выбранной цели, были выдвинуты следующие задачи: изучить понятие монополии в работах основных авторов, исследовавших данную проблему; дать комплексное описание понятию монополии; охарактеризовать основные виды, формы монополий; раскрыть роль монополий в экономике; охарактеризовать основные принципы и направления антимонопольной политики в мире и в России.
Предметом изучения данной курсовой работы являются монополии.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и заключения. В первой главе мы рассматриваем понятие монополии и изучаем их роль в экономике. Вторая глава посвящена принципам и направлениям антимонопольной политики, как направлению деятельности современного государства, и антимонопольному законодательству в России в частности. В заключении приведены основные выводы, полученные в результате проведенного исследования.
В написании курсовой работы наиболее активно использовались труды таких авторов, внесших очень большой вклад в исследование данной проблемы, как И.В. Липсиц, С.С. Носова, О.Н. Кусакина, В.И. Кушлин, И.В. Князева, В.Я. Иохин. Нами активно использовались данные официальных сайтов Федеральной антимонопольной службы России и Федеральной службы по тарифам, а так же различные нормативно-правовые акты антимонопольного законодательства России.
Существует большое количество определений монополии, ведь это - многоаспектное понятие. Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии [2, С. 305], а именно монополия определяется:
Монополии присущи следующие основные черты [3, С. 117]:
Появление монополий явилось
результатом концентрации производства
(укрупнения производства за счет дополнительно
вовлекаемого капитала) и централизации
производства (слияния мелких и средних
предприятий в единое крупное). Это
слияние может происходить по-
Как экономическое явление
монополии были известны давно. Они
существовали и в древнем мире,
и при феодализме, причем выражали
обладание каким-либо исключительным
экономическим преимуществом в
данной системе хозяйствования. Но
в те времена они были не типичным
явлением, а просто исключением. В XX
столетии они получили широкое распространение.
С появлением монополий конкурентная
борьба ведется между монополиями
и аутсайдерами (предприятиями, не входящими
в монополистические
Разграничение монополий
носит достаточно условный характер,
поскольку некоторые фирмы
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями. Так, во многих странах государство обладает исключительным правом на производство медицинских препаратов, продажу оружия и т.д. В некоторых источниках этот вид носит название легальной монополии. К ней можно причислить такие формы монополистических организаций
Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Организационная (рукотворная) монополия представляет собой крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания кого-либо уровня цен или дележа совместно полученной прибыли.
В процессе монополизации проявляются две основные тенденции:
Возможность таких союзов
возрастает вслед за уменьшением
числа хозяйствующих субъектов
отрасли. Необходимость
Низшие - временные союзы или соглашения, которые достигаются для реализации конкретного проекта (пулы, ринги, корнеры и т.д.).
Высшие же формы монополий или монополистических союзов - это картель, синдикат, трест и концерн [3, С. 241].
Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы
монополистических объединений
возникают тогда, когда процесс
монополизации распространяется и
на сферу непосредственного
Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн - это
объединение десятков и даже сотен
предприятий различных отраслей
промышленности, транспорта, торговли,
участники которого теряют собственность
на средства производства и произведенный
продукт, а главная фирма осуществляет
над другими участниками
Целью существования монополий является получение максимальной высокой прибыли, этим, пожалуй, и определяется роль монополий в экономике.
Монополизм - это такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект навязывает контрагентам выгодные для себя действия, "эксплуатируя" в своих интересах рыночный спрос через получение высоких прибылей. Формами проявления монополизма выступают: взвинчивание цен и сокращение производства, уменьшение внимания к издержкам производства, рост зарплаты и премий на предприятиях-монополистах, рост рентабельности и сокращение расходов на рекламу, упрощение маркетинга, снижение качества продукции [7, С. 23].
Для определения доминирующего положения монополии на рынке используют разные показатели:
При определенных условиях разным группам потребителей могут назначаться разные цены. Такая практика, присущая естественным монополиям, называется ценовой дискриминацией [5, С. 397].