Монополии и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, проанализировать их роль в экономике, а также изучить основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики в России в современных рыночных отношениях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Монополии и их роль в экономике………………………………………..5
Понятие монополии……………………………………………………5
Виды и формы монополий…………………………………………….7
Роль монополии в экономике………………………………………...10
Антимонопольное законодательство и регулирование экономики…..13
2.1 Основные принципы и направления антимонопольной политики..13
2.2 Система государственного регулирования монополий в России….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Готовый курсяк монополии.docx

— 61.36 Кб (Скачать файл)

Для возможности осуществления  ценовой дискриминации рынок  должен отвечать двум условиям: покупатели не могут перепродавать приобретенную  продукцию; продавец имеет возможность  разделять покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на товар.

Разделив покупателей  на группы, фирма-монополист устанавливает  более высокую цену тем покупателям, спрос которых неэластичен, и  более низкую цену покупателям с  эластичным спросом. Так, электростанция назначает разные цены на электроэнергию для промышленных предприятий и  населения. Могут быть установлены  разные цены на входные билеты в  кинотеатр для детей и взрослых. Существуют дифференцированные тарифы на телефонные разговоры в зависимости  от времени суток и т.п. В результате ценовой дискриминации монополист увеличивает доход и прибыль, а также объем выпуска.

Учёными выделяются несколько  последствий монополизации [7, С. 96]:

    1. недопроизводство товаров;
    2. завышение цен;
    3. нерациональное распределение ресурсов общества;
    4. возможность застоя и торможение научно-технического прогресса; 
    5. «Х-неэффективность», имеющая место тогда, когда фактические издержки фирмы больше минимально возможных. Причинами «Х-неэффективности» являются отсутствие конкуренции и расходы, связанные с сохранением монополии;
    6. снижение качества продукции и отсутствие потребительского выбора.

Несмотря на потери для  общества от монополии за счет более  высоких цен и ограниченных объемов продаж при одних и тех же издержках, монополия играет ведущую роль в совершенствовании технологии и экономического развитии. Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Полученная ее сверхприбыль позволяет проводить научно-исследовательские работы, изучать общественные потребности, оплачивать услуги, обеспечивающие экономическую безопасность. К тому же монополист имеет возможность идти на большой риск, вкладывать деньги в развитие производства, не опасаясь чрезмерно высоких инвестиций в отрасль. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Антимонопольное  законодательство и регулирование экономики
    1. Основные принципы и направления антимонопольной политики

Монополия, как мы убедились, сопряжена с целым набором  резко отрицательных последствий  для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину  айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают  клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться  и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса  и другими проявлениям пренебрежения  интересами потребителя. Всевластию же монополиста в силу непреодолимости  барьеров на пути в отрасль ничто  не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах  разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное  антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Система государственного регулирования  экономики, сформировавшаяся во всех индустриально  развитых странах, в качестве обязательного  элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке  товаров и услуг.

Антимонопольная политика – комплекс мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых. При проведении антимонопольной политики государство стоит на защите интересов потребителей [1, С. 13].

Для исследования антимонопольной  политики, необходимо ознакомиться с  её принципами [15, С. 261]:

  1. Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выявления степени монополизации рынка можно использовать показатель, характеризующих долю четырех крупнейших корпораций в общем объёме предложения продукции, а также индекс Херфиндаля-Хиршмана и коэффициент Лернера.
  2. Выделение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации и требующее особых форм государственного регулирования. Вмешательство государства в научно-техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм, благоприятствующих свободному обмену научно-технической информацией.
  3. Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику. Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма.
  4. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм и организационного механизма. Необходимы комитеты и комиссии по демонополизации в центральных и местных законодательных органах, соответствующие звенья исполнительной власти, обязанностью которых является реализация антимонопольных законов и поддержание конкурентного режима.
  5. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, поскольку одна либерализация цен приведет к укреплению позиций монополий.
  6. Развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополиям.

Целью антимонопольной политики является обеспечение условий для  свободной конкуренции; проведение контроля над предприятиями-монополистами; контроль за процессами слияния, поглощения, обеспечение защиты прав потребителей; поддержка малого и среднего бизнеса, предупреждение и сокращение монопольных  цен, дефицитности производства, перераспределение  монополистического богатства и  сокращение совокупной концентрации экономических  ресурсов в обществе.

Достижение цели антимонопольной  политики предполагает [15, С. 273]:

    1. Обеспечение единства экономического пространства на территории государства посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.).
  1. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
  2. Снижение барьеров входа на товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
  4. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
  5. Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий. В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.
  6. Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня. С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.

Инструменты антимонопольной  политики подразделяются на: прямые (административные) и косвенные (экономические). Административные меры применяются к фирмам, осуществляющие следующие типы действий:

    1. фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка;
    2. ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом;
    3. ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем;
    4. связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы;
    5. недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть;
    6. недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара, таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи;
    7. вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции: давление на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.

Косвенные инструменты на объект воздействуют:

    1. ограничение минимальной и максимальной цены;
    2. ограничение нормы рентабельности (можно получить прибыль не более допустимой);
    3. меры по поддержке конкуренции;
    4. разукрупнение предприятия.

Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование определяют как реализация государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов [3, С. 301]. Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Оно выступает одной из форм непосредственного вмешательства государства в рыночные отношения.

Причинами принятия законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность и способствующих развитию конкуренции, явились:

  • необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращения их проявлений;
  • потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;
  • необходимость защиты интересов общества от некоторых предпринимателей.

В современных условиях антимонопольная  политика ведется по двум направлениям. К первому из них относятся  формы и методы регулирования, назначение которых состоит в последовательной либерализации рынков. Главная задача сводится к тому, чтобы создать  в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным  фирмам злоупотреблять их монопольным  положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в  экономике и обществе. Это снижение таможенных налогов, отмена количественных ограничений, улучшение инвестиционного  климата для зарубежных вкладчиков капитала, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, стимулирование производств. Подрыву  монополизма с помощью активизации  конкурентных рыночных механизмов нередко  способствует процесс ускорения  развития науки и техники, т.к. благодаря  некоторым достижениям НТП отдельные  естественные монополии перестают  быть таковыми.

Второе направление объединяет способы воздействия на монополию: государственное регулирование  и антимонопольное законодательство. Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления “справедливой” цены. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Когда корпорация, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции, то она подвергается раздроблению. При демонополизации экономики к указанным направлениям надо добавить разгосударствление.

Можно выделить три основных наблюдающихся в мире тенденции  развития антимонопольной политики [3, С. 482]:

    1. приобретение политикой сетевого (децентрализованного) характера;
    2. ужесточение норм в отношении картелей;
    3. введение ограничений для государств (правительства) в части предоставления льгот.

Информация о работе Монополии и их роль в экономике