Для возможности осуществления
ценовой дискриминации рынок
должен отвечать двум условиям: покупатели
не могут перепродавать приобретенную
продукцию; продавец имеет возможность
разделять покупателей на группы
исходя из учета эластичности спроса
на товар.
Разделив покупателей
на группы, фирма-монополист устанавливает
более высокую цену тем покупателям,
спрос которых неэластичен, и
более низкую цену покупателям с
эластичным спросом. Так, электростанция
назначает разные цены на электроэнергию
для промышленных предприятий и
населения. Могут быть установлены
разные цены на входные билеты в
кинотеатр для детей и взрослых.
Существуют дифференцированные тарифы
на телефонные разговоры в зависимости
от времени суток и т.п. В результате
ценовой дискриминации монополист
увеличивает доход и прибыль,
а также объем выпуска.
Учёными выделяются несколько
последствий монополизации [7, С. 96]:
- недопроизводство товаров;
- завышение цен;
- нерациональное распределение ресурсов общества;
- возможность застоя и торможение научно-технического прогресса;
- «Х-неэффективность», имеющая место тогда, когда фактические издержки фирмы больше минимально возможных. Причинами «Х-неэффективности» являются отсутствие конкуренции и расходы, связанные с сохранением монополии;
- снижение качества продукции и отсутствие потребительского выбора.
Несмотря на потери для
общества от монополии за счет более
высоких цен и ограниченных объемов
продаж при одних и тех же издержках, монополия
играет ведущую роль в совершенствовании
технологии и экономического развитии.
Монополии благодаря высокому уровню
сосредоточения экономических ресурсов
создают возможности для ускорения технического
прогресса. Полученная ее сверхприбыль
позволяет проводить научно-исследовательские
работы, изучать общественные потребности,
оплачивать услуги, обеспечивающие экономическую
безопасность. К тому же монополист имеет
возможность идти на большой риск, вкладывать
деньги в развитие производства, не опасаясь
чрезмерно высоких инвестиций в отрасль.
Однако, эти возможности реализуются в
тех случаях, когда такое ускорение способствует
извлечению монопольно-высоких прибылей.
Но убедительных доказательств того, что
монополии играют особенно важную роль
в ускорении технического прогресса, нет,
так как монополии могут задержать развитие
технического прогресса, если он угрожает
их прибыли.
- Антимонопольное законодательство и регулирование экономики
- Основные принципы и направления антимонопольной политики
Монополия, как мы убедились,
сопряжена с целым набором
резко отрицательных последствий
для экономики страны. Недопроизводство,
завышенные цены, неэффективное производство
при этом составляют лишь вершину
айсберга монополистических злоупотреблений.
Те же причины, которые вынуждают
клиента фирмы-монополиста мириться
с высокими ценами, заставляют соглашаться
и с плохим качеством продукции,
ее устарелостью (замедлением технического
прогресса), отсутствием сервиса
и другими проявлениям пренебрежения
интересами потребителя. Всевластию же
монополиста в силу непреодолимости
барьеров на пути в отрасль ничто
не грозит даже в длительном плане.
Самостоятельно рынок не в силах
разрешить эту проблему. В этих
условиях улучшить ситуацию может лишь
государство, проводящее сознательную
антимонопольную политику. Не случайно,
в наше время нет ни одной развитой
страны, где бы отсутствовало специальное
антимонопольное законодательство
и не было бы специального органа власти
для надзора за его исполнением.
Система государственного регулирования
экономики, сформировавшаяся во всех индустриально
развитых странах, в качестве обязательного
элемента предусматривает создание
благоприятных условий для развития
конкурирующей среды на рынке
товаров и услуг.
Антимонопольная
политика – комплекс мероприятий, предпринимаемых
государством для ограничения деятельности
существующих монополий и недопущения
формирования новых. При проведении антимонопольной
политики государство стоит на защите
интересов потребителей [1, С. 13].
Для исследования антимонопольной
политики, необходимо ознакомиться с
её принципами [15, С. 261]:
- Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выявления степени монополизации рынка можно использовать показатель, характеризующих долю четырех крупнейших корпораций в общем объёме предложения продукции, а также индекс Херфиндаля-Хиршмана и коэффициент Лернера.
- Выделение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации и требующее особых форм государственного регулирования. Вмешательство государства в научно-техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм, благоприятствующих свободному обмену научно-технической информацией.
- Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику. Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма.
- Сочетание антимонопольной политики, правовых норм и организационного механизма. Необходимы комитеты и комиссии по демонополизации в центральных и местных законодательных органах, соответствующие звенья исполнительной власти, обязанностью которых является реализация антимонопольных законов и поддержание конкурентного режима.
- Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, поскольку одна либерализация цен приведет к укреплению позиций монополий.
- Развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополиям.
Целью антимонопольной политики
является обеспечение условий для
свободной конкуренции; проведение
контроля над предприятиями-монополистами;
контроль за процессами слияния, поглощения,
обеспечение защиты прав потребителей;
поддержка малого и среднего бизнеса,
предупреждение и сокращение монопольных
цен, дефицитности производства, перераспределение
монополистического богатства и
сокращение совокупной концентрации экономических
ресурсов в обществе.
Достижение цели антимонопольной
политики предполагает [15, С. 273]:
- Обеспечение единства экономического пространства на территории государства посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.).
- Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
- Снижение барьеров входа на товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.
- Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
- Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
- Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий. В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.
- Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня. С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.
Инструменты антимонопольной
политики подразделяются на: прямые (административные)
и косвенные (экономические). Административные
меры применяются к фирмам, осуществляющие
следующие типы действий:
- фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка;
- ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом;
- ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем;
- связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы;
- недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть;
- недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара, таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи;
- вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции: давление на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.
Косвенные инструменты на
объект воздействуют:
- ограничение минимальной и максимальной цены;
- ограничение нормы рентабельности (можно получить прибыль не более допустимой);
- меры по поддержке конкуренции;
- разукрупнение предприятия.
Антимонопольное регулирование
- важнейшая составная часть экономической
политики государства во всех странах
с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное
регулирование определяют как реализация
государством комплекса экономических,
законодательных и административных мер,
направленных на обеспечение условий
развития рыночной конкуренции, на недопущение
чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений
монопольной властью со стороны хозяйствующих
субъектов [3, С. 301]. Главным инструментом
антимонопольного регулирования является
антимонопольное законодательство. Оно
выступает одной из форм непосредственного
вмешательства государства в рыночные
отношения.
Причинами принятия законов,
регулирующих предпринимательскую
деятельность и способствующих развитию
конкуренции, явились:
- необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращения их проявлений;
- потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;
- необходимость защиты интересов общества от некоторых предпринимателей.
В современных условиях антимонопольная
политика ведется по двум направлениям.
К первому из них относятся
формы и методы регулирования, назначение
которых состоит в последовательной
либерализации рынков. Главная задача
сводится к тому, чтобы создать
в экономике обстановку, затрудняющую
или делающую просто невыгодным отдельным
фирмам злоупотреблять их монопольным
положением, обеспечить своеобразную
антимонопольную профилактику в
экономике и обществе. Это снижение
таможенных налогов, отмена количественных
ограничений, улучшение инвестиционного
климата для зарубежных вкладчиков
капитала, поддержка малого бизнеса,
упрощение процедуры лицензирования,
стимулирование производств. Подрыву
монополизма с помощью активизации
конкурентных рыночных механизмов нередко
способствует процесс ускорения
развития науки и техники, т.к. благодаря
некоторым достижениям НТП отдельные
естественные монополии перестают
быть таковыми.
Второе направление объединяет
способы воздействия на монополию:
государственное регулирование
и антимонопольное законодательство.
Немаловажным направлением государственного
вмешательства в деятельность монополий
является государственное регулирование
фирм, обладающих монопольной властью,
с помощью фиксации верхнего уровня цены,
установления “справедливой” цены. Можно
выделить, в частности, финансовые санкции,
применяемые в случае нарушения антимонопольного
законодательства. Когда корпорация, уличенная
в систематическом использовании методов
нечестной конкуренции, то она подвергается
раздроблению. При демонополизации экономики
к указанным направлениям надо добавить
разгосударствление.
Можно выделить три основных
наблюдающихся в мире тенденции
развития антимонопольной политики
[3, С. 482]:
- приобретение политикой сетевого (децентрализованного) характера;
- ужесточение норм в отношении картелей;
- введение ограничений для государств (правительства) в части предоставления льгот.