Монополии в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования естественных монополий 6
1.1. Сущность и виды естественных монополий. 6
1.2. Влияние естественных монополий на экономику страны. 11
Глава 2. Функционирование естественных монополий в экономике 15
2.1. Развития естественных монополий в РФ. 15
2.2. Государственное регулирование естественных монополий в РФ. 27
Глава 3. Направления совершенствования государственного регулирования естественных монополий в РФ 31
3.1 Государственный контроль за естественными монополиями в экономике России. 31
3.2. Совершенствование государственного реформирования естественных монополий. 33
Заключение 40
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач по нац эк.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Согласно теории, состояние  отраслевого рынка может быть отнесено к сфере естественной монополии тогда и только тогда, когда для любых допустимых объемов выпусков, на которые имеются спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна при отраслевой структуре, состоящей из одной единственной фирмы.

Виды естественных монополий:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портом, аэропортов;
  • услуги общедоступной почтовой связи.

 

1.2 Влияние естественной  монополии на экономику страны.

«В силу своего огромного значения для экономики в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии - «Газпром», РАО «ЕЭС России» и МПС. Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий, близких им по типу, таких как «Транснефть», министерство атомной энергетики, «Сбербанк», а также локальные монополии типа водоканалов, аэропортов и т. п., но они вызывают интерес не столь часто.

Три вышеуказанные монополии  составляют важную часть государственного сектора, и всей российской экономики. Хотя формально «Газпром» - акционерное  общество, в котором доля государства  всего 38%, реально он является неотъемлемой частью госсектора. О роли этих организаций в экономике свидетельствуют данные таблицы 1.

Занимая всего 4% рабочих  и служащих, эти три монополии  дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2% прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов - вдвое больше, чем они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты, которая здесь еще недооценена из-за заниженных внутренних цен на газ. При повышении этих цен в три раза, - хотя и тогда они были бы вдвое ниже экспортной цены на основном европейском рынке, - валовая добавленная стоимость «Газпрома» составляла бы в 2000 году примерно один триллион рублей, т. е. вдвое выше отчетного показателя, а прибыль - около 300-350 млрд. руб., в том числе рента - около 70%. В настоящее время часть ренты перераспределяется через заниженные цены в другие отрасли, прежде всего в электроэнергетику, позволяя поддерживать заниженные тарифы на энергию и тепло, а также населению через удешевленные коммунальные услуги. При этом удерживается низкая заработная плата бюджетников и пенсии, усиливая дифференциацию населения по денежным доходам. Роль «Газпрома» в современной российской экономике, таким образом, уникальна, особенно в искажении относительных цен, подающих неверные сигналы агентам рынка»5.

Таблица 1: Крупнейшие естественные монополии в России и их влияние на национальную экономику.

Показатели 

Ед. изм.

Газпром

РАО «ЕЭС» России

МПС

Всего три монополии

Всего экономика 

Всего

Доля в экономике %

Всего

Доля в экономике %

Всего

Доля в экономике %

Всего

Доля в экономике %

Количество занятых

Тыс. чел

306,3

0,5

81

1.1

605

2,5

592

4,0

64300

Валовой выпуск

Млрд. руб.

647,9

5,2

51,6

2,8

46,8

2,0

240

10,0

12420

Валовая добавленная  стоимость

Млрд. руб.

497,3

7,0

32,1

3,3

4

3,2

56

13,5

70634,4

Основные средства

Млрд. pуб.

117,5

7,0

873,2

11,7

486,2

9,3

477

27,9

16042,3

Капитальные вложения

Млрд. pуб.

99,7

8,6

9,2

3,4

00,8

8,7

40

20,6

1165,2

Прибыль(сальдирован  финансовый результат по РФ)

Млрд. pуб.

125,2

0,5

2,6

1,9

44,9

3,8

193

16,2

1190,6

Налоги

Млрд. pуб.

07,8

2,2

5,6

2,7

4,2

3,8

318

18,6

1707,6

Экспорт

Млрд. долл

6,1

15,6

0,3

0,2

 

-

6

15,9

103,0


Учитывая огромную роль естественных монополий в экономике  и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущих издержек – в правительстве, с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Функционирование естественных монополий в экономике РФ.

2.1. Развитие естественных  монополий в России.

В российских условиях естественные монополии заслуживают пристального внимания со стороны государства. Это  обусловлено следующими взаимосвязанными экономическими причинами.

1. Естественные монополии  – наиболее устойчиво функционирующие  отрасли экономики. Их меньше всего затронул спад производства в 90-х. С 1990 по 1997 гг. в электроэнергетике снизилось только на 25% при общем падении производства в промышленности на 55%. Эти отрасли составляют основу валового внутреннего продукта страны (ВВП). Доля естественных монополий в ВВП составляет около 15%, большую часть из которых производят ОАО РАО "ЕЭС России" и ОАО «Газпром». 

Российские естественные монополии по своим производственным показателям не уступают многим пирровым гигантам. «Газпром» является одним из мировых лидеров по объёму полученной прибыли и представляет собой единственную российскую компанию, являющуюся серьёзным конкурентом на международном рынке.

2. В России естественные  монополии – это бюджетообразующие  отрасли. Налоги с «Газпрома»  составляют 25% всех налоговых поступлений. Для сравнения, банковская сфера даёт в казну всего 4%. Практика последних лет показывает, что при ослаблении государственного контроля предприятия этих же отраслей становятся крупнейшими неплательщиками налогов. Учитывая, что их реальные финансовые показатели немного превышают показатели работы предприятий других отраслей, факт неуплаты налогов не может быть в достаточной мере обоснован задолженностью потребителей их продукции (услуг).

3. Естественные монополии  – затратообразующие отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию и услуги оказывает влияние на общий уровень цен.

В России инфляция носит  преимущественно «затратный» характер. Она в значительной степени обуславливается  удорожанием затрат. Рост денежной массы вызывает лишь 15-20% инфляции. Удорожание затрат воздействует на инфляцию не столько непосредственно, сколько косвенно – через повышение инфляционного потенциала экономики: рост затрат ведет к недостатку доходов, требуемых для поддержания воспроизводства. Объективная необходимость компенсации этого дефицита вызывает увеличение цен.

4. Естественные монополии  находятся в центре проблемы  неплатежей.

С одной стороны, опережающий  рост цен в этих отраслях способствует нарастанию проблемы неплатежей. Поскольку  эти отрасли представляют в экономике  России высокомонополизированные структуры, они имеют возможность диктовать цены. Посредством высоких тарифов они могут перекладывать финансовое бремя расходов на свою продукцию с тех, кто не имеет возможности их оплачивать, на тех, кто ещё в состоянии платить. Тем самым создаётся дополнительная почва и условия для неплатежей.

С другой стороны, в переходный период такие монополии как «Газпром»  и «ЕЭС России» несут важные социальные функции в виде поставок газа, тепло- и электроэнергии неэффективным  и социально ориентированным  потребителям. Долгое время существовал обширный список объектов, «неотключаемых потребителей», составленный в соответствии с решениями Президента и Правительства, которых нельзя было лишать электроэнергии или газа ни при каких условиях. Такой порядок не способствовал энергосбережению и экономии топлива на этих предприятиях, а оплата за поставленные ресурсы фактически не производилась. В результате задолженность потребителей перед естественными монополиями достигла значительных размеров. В наши дни этот список заметно сокращён и разрабатываются схемы по обеспечению своевременных платежей с выделением целевых средств из бюджета. Однако финансирование этих расходов по-прежнему непостоянно.

5. Несовершенство механизмов  регулирования ведёт к перераспределению  доходности в пользу естественных монополий. Благодаря своей монопольной власти эти отрасли стремятся назначить более высокую цену, чем сделала бы чисто конкурентная фирма с такими же издержками. Монополисты фактически в состоянии облагать «частным налогом» потребителей и таким образом получать значительные экономические прибыли. То есть монополии объективно стремятся обогатиться за счёт остальной части общества. Эту опасность представляют российские естественные монополии, учитывая, что «ЕЭС России» контролирует 98% потребителей, «Газпром» 94% внутреннего рынка, МПС 77% грузооборота.

6. Неэффективная ценовая  политика увеличивает ценовые  диспропорции между регионами,  ведёт к разрыву межрегиональных  экономических связей.

Высокие тарифы на различные  виды транспорта, на газ, электроэнергию и связь, в качестве основополагающего фактора, парализуют межрегиональные связи. В новых условиях производство в отдалённых регионах, сориентированное в прошлом на весь рынок страны, стало заведомо убыточным и работает теперь главным образом на местные рынки с их ограниченным и специфичным спросом. В отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов умеет место высокая дифференциация цен и тарифов между отдельными потребителями, причём в отдельных регионах не только между населением и организациями бюджетной сферы, с одной стороны, и коммерческими предприятиями – с другой, но и между отдельными коммерческими предприятиями.

«Для обеспечения равноправия регионов России между собой и в их отношениях с федеральными органами власти с учётом специфики каждого из них; сокращения чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов; сохранения и укрепления территориальной целостности страны необходимо:

  • Создать механизмы, предотвращающие получение эффектов потребителями одного региона за счёт потребителей другого региона
  • Устранить или минимизировать имеющиеся ценовые диспропорции и схемы субсидирования потребителей, используемые в различных сотрудничающих регионах
  • Способствовать получению эффекта от межрегиональной кооперации»6.

Суммируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, что, во-первых, в силу сложившихся российских условий, роль естественных монополий исключительно  велика и весьма противоречива и, во-вторых, их роль неуклонно растёт в своевременных кризисных условиях. В вопросе о естественных монополиях пересекаются интересы трёх сторон: самих предприятий – естественных монополистов, потребителей (промышленных предприятий, населения и др.) и государства. Сегодня естественные монополии находятся в центре практически всех проблем экономики России. Очевидно, оптимизация механизма государственного регулирования цен и тарифов способна оказать не меньшее влияние на улучшение показателей экономического развития страны.

«В разных отраслях различны и перспективы развития естественных монополий.

Электроэнергетика: в российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Образование РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества датируется ноябрём 1992 г., когда были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и единой энергосистемы. Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО около 50 новейших электростанций – более половины общих мощностей – были выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное владение РАО «ЕЭС России». В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных – менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходиться 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Большая часть проблем этой наиболее «продвинутой» с точки зрения того, что принято называть либеральными реформами, естественной монополии порождена двумя причинами: во-первых, непродуманностью концепций так называемого Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), призванного ввести элементы конкуренции, как между производителями, так и между потребителями электроэнергии; во-вторых, дроблением единой энергосистемы в процессе акционирования региональных АО-энерго, превращением последних в локальных монополистов, оказавшихся, в конечном счете в полном подчинении местных властей.

Справедливости ради следует отметить, что толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991 г. Дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы. Такое решение привело к нерациональной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.

Сохраняется напряженность и во взаимоотношениях между РАО «ЕЭС России» и независимых электростанциями, пытающимися выйти на оптовый рынок со своей зачастую более дешевой электроэнергией. В условиях «конкуренции» собственник сетей - РАО «ЕЭС России» - заинтересован не только в сбыте в первую очередь «своей», часто более дорогой электроэнергии, но и в получении прибыли от перепродажи «чужой» электроэнергии, приобретенной по низкой цене. Производители дешевой энергии лишены возможности продавать ее непосредственно платежеспособным потребителям, минуя региональных и федеральных посредников.

Информация о работе Монополии в экономике России