Монополии в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования естественных монополий 6
1.1. Сущность и виды естественных монополий. 6
1.2. Влияние естественных монополий на экономику страны. 11
Глава 2. Функционирование естественных монополий в экономике 15
2.1. Развития естественных монополий в РФ. 15
2.2. Государственное регулирование естественных монополий в РФ. 27
Глава 3. Направления совершенствования государственного регулирования естественных монополий в РФ 31
3.1 Государственный контроль за естественными монополиями в экономике России. 31
3.2. Совершенствование государственного реформирования естественных монополий. 33
Заключение 40
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач по нац эк.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

4. Выделение из нынешних  суперкомпаний-монополий частей  и структур, способных действовать  в условиях конкурентного рынка  (добыча газа, производство электроэнергии  и т.д.), должно обязательно сопровождаться изменением правил игры, прежде всего, правил вхождения на соответствующие рынки, с тем чтобы исключить возможность замены государственной монополии монополией частной.

5. Все структуры, содержащие  признаки естественной монополии, 
должны управляться назначаемыми государством менеджерами, несущими персональную уголовную ответственность за злоупотребление своим положением. Любая хозяйственная деятельность с использованием основных средств таких структур должна осуществляться только с разрешения и под контролем надзорных органов.

6. Минимальные гарантии  для потребителей в части обеспечения  их 
жизненно важными услугами и гарантии оплаты этого минимума производящим компаниям должны быть предоставлены федеральным правительством на основе специального закона, который должен быть принят Федеральным Собранием.

Вышеприведенные условия  являются минимальными, но обязательными  условиями, без выполнения которых  реструктуризация и реформирование нынешних «естественных монополий» со стопроцентной вероятностью выльется в распихивание «по своим» лучших кусков и циничное ограбление потребителей и сторонних акционеров, что потом с легкостью спишут на «рынок».

Существует твердая  убежденность в необходимости государственного регулирования тарифов естественных монополий. Применение госрегулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями неэффективна по технологическим или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек.

Однако концентрация производства и возможность диктовать  свои условия рынку зачастую способствуют завышению цен на свою продукцию, завышению издержек в случае государственного регулирования тарифов и дискриминации по отношению к другим субъектам рынка. И реальное положение дел монополиста является тщательно скрываемой информацией.

Необходимость государственного регулирования тарифов не ставилась и не ставится под сомнение. При этом часто забывается, что ценовое регулирование является, в соответствии со статьей 6 федерального закона от 17 августа 1995 года №143-Ф3 «О естественных монополиях», только одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Причем обязательность применения этого метода законодательно не закреплена, он только может применяться.

Государство часто идет по пути прямого регулирования цен  на услуги естественных монополий, основными задачами которых являются:

- достижение баланса  интересов потребителей и субъектов  естественных монополий, обеспечивающего  доступность реализуемого ими  товара;

- определение структуры  тарифов на основе принципов  справедливого и эффективного  отнесения издержек на тарифы для различных потребителей;

- стимулирование естественных  монополий сокращению издержек  и излишней занятости;

- использование возможностей  ценовых механизмов регулирования  при проведении стабилизирующей  макроэкономической политики.

Однако само по себе прямое регулирование тарифов вовсе не означает, что государственная политика в области естественных монополий осуществляется эффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Концепции российских инфраструктурных реформ первоначально разрабатывались на основе зарубежного опыта, поэтому их адаптация к реальным отечественным условиям была практически неизбежной. И хотя западные модели существенно различаются между собой, главный принцип реформирования – та или иная организационная форма выделения инфраструктурной составляющей монополий – сохраняется во всех вариантах. Особый интерес для России могли бы представлять те из них, которые не предусматривают резкого изменения структуры собственности и базируется на использовании адекватных целям реформ принципов управления, прежде всего концессионных механизмов.

В электроэнергетике  России был выбран технически более  сложный путь – дробление монополии  на базе разделения собственности. Подобный подход логически должен увязываться  с быстрой либерализацией рынка  электроэнергии, резким сокращениям государственного присутствия в отрасли (как собственника и регулятора), более широким привлечением частного сектора не только в генерирующий сегмент, но и к управлению в сфере инфраструктурной составляющей. Крупный сбой в электроэнергетических системах в мае 2005 г. явился следствием не только техногенных причин, но и очевидных просчетов в управлении. В дальнейшем вполне вероятен рост цен на либерализованном рынке. Применительно к другим госмонополиям сомнительна возможность предотвращения дискримирации в доступе к инфраструктурным сетям. Отношения здоровой конкуренции российской экономике все еще развиты недостаточно, и вряд ли в ближайшем будущем они станут действенным фактором повышения эффективности производства.

 Не получила в России достаточного развития государственно-частное партнерство: нет ни контрактного права, ни специальной законодательной базы. Не очень понятно пока, как будет действовать новый закон о концессионных соглашениях. Предстоит проделать еще большую работу: помимо принятия законодательных актов необходимо создать полноценную институционную среду, сформировать соответствующий блок в системе органов исполнительной власти, ведающий надзором и контролем в сфере концессионных отношений.

В России такая работа во многом подменяется усилением прямой регулирующей роли государства и сохранением в госсобственности значительной части активов естественных монополий. При этом концепции их реформирования разрабатываются менеджментом самих государственных корпораций и нередко преимущественно отвечают именно его интересам в ущерб интересам основного собственника – государства(что особенно заметно в реформировании РАО ЕЭС и “Газпрома”) В результате в рамках монополий возникает внутренний конфликт: их менеджмент заинтересован в либерализации тарифов, а государство вынужденно проводить жесткую тарифную политику в целях как сдерживания инфляции, так и поддержания платежеспособности населения.

В ходе реформирования российские монополии сохраняют форму крупных  вертикально интегрированных компаний. Все еще отсутствует ясность в вопросах выделения из них устойчивого и жизнеспособного естественно монопольного ядра и разработки соответствующих методов регулирования его деятельности, обоснования степени вмешательства государства и возможностей свободной конкуренции. Пока большинство задач, к сожалению, решается “точечно”, по мере возникновения конкретных проблем, конфликтов интересов и социального напряжения.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Экономическая теория/ Под ред. В. Д. Камаева  – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2011. – 640 с.
  2. Финансы и кредит: Учебник для вузов / Под ред.А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 512с.
  3. Экономика / Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2012. - 241 с.
  4. Экономическая теория: учеб. пособие / Вечканов, Г.С.. – Москва  - 2011 - 448 с.
  5. Макроэкономика./ Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р.  – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.
  6. Экономика: пер. с англ. Со 2-го изд. / Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. – Москва: «Дело ЛТД», 2012.
  7. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: учебное пособие / Под ред. Авдашевой. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2012.
  8. Экономическая теория./ Станковская И. К. Стрелец И. А., Эксмо. Москва, 2012 – 443 с.
  9. Вопросы экономики / Под ред. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий, 2011. № 1. С.137.
  10. Экономика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. «Экономика» / И.В. Липсиц. – 3-е изд., стер. – Москва: Омега-Л - 2011. – 656с.
  11. Финансы и кредит: Учебник для вузов / Под ред.А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 512с.
  12. Курс микроэкономики: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. изм. –/ Нуреев, Р.М. - Москва : Издательство НОРМА - 2011. – С. 572
  13. Экономический журнал ВШЭ. Статья - Естественные монополии в экономике России: проблема, противоречия и первые итоги / Малинникова Е.В. - 2012 - №4 - С. 516-534.
  14. Перспективы отмены государственного регулирования естественных монополий. Общество и экономика / Николаев И., Ефимов С. - 2012 - №4 – С.70.
  15. Вопросы экономики. Статья - Неплатежи – проблема номер один российской экономики / Шмелев Н. – 2012 - №4.
  16. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 25.12.2011) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Консультант Плюс - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: consultant.
  17. Официальный сайт интернет-версия системы ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. Информационно-правовой портал - Режим доступа: garant.
  18. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: economy.
  19. Официальный сайт доктора экономических наук Явлинского Г. А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: yavlinsky.
  20. Сайт международной энциклопедии Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wikipedia.

1 Экономическая теория/ Под ред. В. Д. Камаева  – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2011. – 640 с

2 Макроэкономика./ Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р.  – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.

3 Экономика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. «Экономика» / И.В. Липсиц. – 3-е изд., стер. – Москва: Омега-Л - 2011. – 656с.

4 Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: учебное пособие / Под ред. Авдашевой. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2012.

5 Перспективы отмены государственного регулирования естественных монополий. Общество и экономика / Николаев И., Ефимов С. - 2012 - №4 – С.70.

6 Перспективы отмены государственного регулирования естественных монополий. Общество и экономика / Николаев И., Ефимов С. - 2012 - №4 – С.70.

7 Официальный сайт Министерства экономического развития РФ Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: economy.

8 Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 25.12.2011) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Консультант Плюс - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: consultant.

9 Официальный сайт доктора экономических наук Явлинского Г. А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: yavlinsky.

 


Информация о работе Монополии в экономике России