Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:41, курсовая работа
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования естественных монополий 6
1.1. Сущность и виды естественных монополий. 6
1.2. Влияние естественных монополий на экономику страны. 11
Глава 2. Функционирование естественных монополий в экономике 15
2.1. Развития естественных монополий в РФ. 15
2.2. Государственное регулирование естественных монополий в РФ. 27
Глава 3. Направления совершенствования государственного регулирования естественных монополий в РФ 31
3.1 Государственный контроль за естественными монополиями в экономике России. 31
3.2. Совершенствование государственного реформирования естественных монополий. 33
Заключение 40
Список использованных источников
2. Обеспечение доступности
товаров и услуг для
3. Повышение инвестиционной
привлекательности
4.Развитие конкурентных
отношений в естественно
5.Совершенствование системы
регулирования путем повышения
эффективности и прозрачности
деятельности регулирующих
Система государственного регулирования инфраструктурных секторов включает систему тарифного регулирования / ценообразования на товары и услуги субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса, отраслевое регулирование, в том числе отраслевые инвестиционные программы развития, антимонопольное и техническое регулирование, бюджетную, налоговую и социальную политику государства. Эффективность системы государственного регулирования инфраструктурных секторов во многом определяется согласованностью принципов, задач, механизмов и инструментов регулирования между различными аспектами регулирования, а также органами регулирования федерального уровня исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления.
Достижение основных задач государственного регулирования инфраструктурных секторов может быть осуществлено путем реализации мероприятий по следующим приоритетным направлениям:
1. Уменьшение объема перекрестного субсидирования.
2.Повышение эффективности
деятельности регулируемых
3. Защита интересов потребителей.
4. Развитие конкурентных отношений в регулируемых секторах.
5. Совершенствование
деятельности регулирующих
6. Энергоэффективность.
Глава 3. Направления совершенствования государственного регулирования естественных монополий в РФ.
3.1 Государственный контроль за естественными монополиями в экономике России.
Государственный
контроль осуществляется за действиями,
которые могут сдерживать экономически
оправданный переход товарного
рынка из состояния естественной
монополии в состояние
«Государственный контроль бывает предварительным и последующим.
Требуется представить в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о даче согласия на совершение соответствующей сделки. Контролю подлежат три группы сделок естественных монополистов:
1) сделки, в результате
которых субъект естественной
монополии приобретает право
собственности на основные
2) инвестиции
субъекта естественной
3) продажа, аренда
и другие сделки, если хозяйствующий
субъект приобретает право
Перечисленные сделки государством фактически не контролируются. Это обусловлено тем, что практически все естественные монополисты обладают крупными активами, и даже значительные капиталовложения или расходы, как правило, не превышают 10% стоимости этих активов.
Требуется представить
уведомление о совершенной
1) лицо (группа
лиц) приобретает акции (доли)
в уставном (складочном) капитале
субъекта естественной
2) субъект естественной монополии приобретает более 10% общего количества голосов в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта.
Существуют и другие способы государственного воздействия на деятельность субъектов естественной монополии. Один из них - ведение Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль , поскольку любое государственное воздействие возможно только после включения организации в соответствующий раздел реестра. Этим Реестр субъектов естественной монополии отличается от Реестра хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%»9. (Временное положение о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утв. Приказом ФСТ России от 26 августа 2004 г. N 59.)
3.2. Совершенствование
государственного
С необходимостью реформирования основных субъектов естественных монополий – Газпрома, РАО «ЕЭС», Министерства путей сообщения – согласны все. Эти гигантские организации, контролирующие значительную часть природного и экономического потенциала страны и огромные активы, унаследованные ими с советского периода, отличаются крайне малой прозрачностью, низкой эффективностью и высокими ценами на производимые ими продукты и услуги.
Финансы этих гигантских
компаний (на самом деле это своего
рода гиперкомпании-холдинги, в принципе
неспособные реально
В то же самое время мы наблюдаем постоянное давление со стороны этих монополий, направленное на регулярное и значительное повышение цен и тарифов на их продукцию. Это вызывает ползучий, а в отдельные периоды – и скачкообразный рост агрегатных ценовых индексов, причем в последние годы вклад этого фактора в общую инфляцию не уступает по значимости факторам монетарного характера.
Учитывая, что естественные монополии с их инвестиционными программами так или иначе контролируют финансовые потоки, сопоставимые с достаточно крупными статьями федерального бюджета, вопрос о законности и эффективности использования этих средств имеет далеко не второстепенное значение для экономической политики государства и для экономики в целом.
Основное направление реформирования этих суперкомпаний-монополий в принципе определено – это вычленение из их состава той части, которая, собственно, и заключает в себе элемент естественной монополии (это, главным образом, транспортные артерии), и создание конкурентной среды во всех остальных областях, которые сейчас объединены одной организационной крышей с собственно монопольной сферой.
Однако несмотря на кажущуюся очевидной всем необходимость радикальных мер в этой области, реформы застопорились на стадии обсуждения, и в течение ближайших года-полутора реальных изменений (по крайней мере, в лучшую сторону) ожидать мы не можем. Кроме того, вызывает большую тревогу тот факт, что, несмотря на многолетнее обсуждение планов реформирования естественных монополий, их содержание по-прежнему остается неясным в силу туманности формулировок по многим ключевым вопросам, формулировок, оставляющих нынешнему руководству этих компаний неоправданно большую свободу решений и действий.
Почему это происходит? Во-первых, в силу какой-то совершенно абсурдной логики разработку проектов преобразований естественных монополий фактически поручили руководству самих этих монополий. Реформу газового хозяйства, то есть самого себя, разрабатывает «Газпром», железных дорог – Министерство путей сообщения, электроэнергетики – руководство РАО «ЕЭС». Дело даже не в личностях – есть объективный конфликт интересов, который недопустим на государственной службе. Если правила и условия реорганизации государственной компании, распродажи ее активов и т.п. устанавливают ее наемные управляющие, даже при самом жестком контроле со стороны правительства государственные интересы окажутся в числе наименее учитываемых при определении этих условий, а при отсутствии такого контроля наносимый ущерб может принять колоссальные размеры.
Во-вторых, позиция самой государственной власти, которая и должна проводить соответствующие преобразования, что называется, неоднозначна. С одной стороны, в долгосрочном плане она, конечно, заинтересована в повышении эффективности и отдачи от соответствующих сфер, но в краткосрочном плане всегда есть неотложные нужды, удовлетворение которых легко можно профинансировать из непрозрачных бюджетов этих монополий. Да и укоренившаяся в государственном аппарате система «кормлений», которая стала одним из кирпичей фундамента современного российского капитализма, требует для своего существования большого количества именно таких мест, как наши нынешние «естественные монополии». С этой точки зрения, власть в данном вопросе оказывается в совершенно двусмысленном, двойственном положении: с одной стороны, она и хотела бы навести в этой сфере порядок, но, с другой – рискует остаться без столь необходимых ей возможностей платить «нужным» людям реальные, а не символические зарплаты; финансировать свои предвыборные кампании. Поэтому вполне естественно, что начало реформы перманентно откладывается «до лучших времен» даже при понимании того, что реформирование монополий в известном смысле является условием наступления этих самых «лучших времен».
Наконец, в-третьих, есть, конечно, и объективные препятствия. Как и в случае с административной реформой и реформой ЖКХ, о которых ниже, прежде чем получить отдачу от этой реформы, в нее надо вложить немало ресурсов и пойти при этом на крупные политические риски. Тем более что в случае с естественными монополиями социальные издержки даже удачно проведенной реформы могут быть очень велики, а о социальной цене неудачи страшно даже подумать.
1. Реформа естественных монополий – не самоцель. Реформы вообще не могут быть самоцелью: они – лишь средство для достижения каких-то других целей, решения тех или иных задач. Поэтому, прежде чем «грузить» общество кучей цифр и схем, надо четко сказать, для чего мы это делаем, как и что мы в результате этого получим. Пока что предъявляемые нам проекты отделываются на этот счет абстрактными фразами типа «повысить эффективность», «поднять уровень управления», «повысить инвестиционную привлекательность». При этом вопрос о том, кто и что в результате этого получит, а также кто и с кого будет спрашивать, если реформа сведется к повышению цен и приватизации активов, старательно затушевывается.
2. Одна из главных
претензий к нынешним
3. Разделение сектора,
в рамках которого будет
государственная монополия, и секторов,
в которых будет поощряться частная конкуренция, должно быть
проведено на начальном этапе реформ уполномоченным
специальным правительственным органом
при жестком парламентском контроле. Приватизация
активов в этих секторах также должна
проводиться на конкурсной основе независимой
государственной структурой на базе специальных
законов, принимаемых парламентом.