Монополии в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда – важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренции на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Монополии в экономике
2.1 Определение монополии…………………………………………….3-4
2.2 Характерные черты монополии……………………………………….4
2.3 Барьеры, защищающие монопольный рынок……………………...5-7
2.4 Источники монополий……………………………………………...7-11
2.5 Спрос на продукт монополиста…………………………………..11-12
2.6 Монопольное предложение…………………………………………..12
2.7 Предельный доход монополиста…………………………………12-13
2.8 Монопольная цена………………………………………………...13-14
2.9 Обобщение базовой модели монополии…………………………14-18
3. Формы и виды монополий……………………………………………18-22 3.1 Типы монополий………………………………………………...22-25
4. Антимонопольное регулирование…………………………………..25- 30
5. Антимонопольная политика в России ……………………………..30- 37
6. Заключение …………………………………………

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 74.01 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ      ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ  И МЕНЕДЖМЕНТА

 

КУРСОВАЯ РАБОТА                                                                                                ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАКРОЭКОНОМИКА»

 

МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ: МИРОВОЙ  ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ    И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА В РОССИИ

 

 

 

 

                                                                                      Написала:                  Федорова Марина Юрьевна                                                                                     2 курс, 5 группа,                                                                                                 направление подготовки                                                                                      080100.62 Экономика

Проверил:                                               кандидат экономических                     наук, доцент                                        Варзин В.В.

 

 

 

 

г. Шуя-2012год

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Монополии в экономике

2.1 Определение монополии…………………………………………….3-4

2.2 Характерные черты монополии……………………………………….4

2.3 Барьеры, защищающие монопольный рынок……………………...5-7

2.4 Источники монополий……………………………………………...7-11

2.5 Спрос на продукт монополиста…………………………………..11-12

2.6 Монопольное предложение…………………………………………..12

2.7 Предельный доход монополиста…………………………………12-13

2.8 Монопольная цена………………………………………………...13-14

2.9 Обобщение базовой модели монополии…………………………14-18

3.       Формы и виды монополий……………………………………………18-22 3.1    Типы монополий………………………………………………...22-25

4.        Антимонопольное регулирование…………………………………..25- 30

5.       Антимонопольная политика в России  ……………………………..30- 37

6.        Заключение …………………………………………………………..37-38

7.        Список используемой литературы…………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из главных задач, которые  решает государство в рыночной экономике  является поддержка конкуренции. Конкурентная среда – важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренции на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта.

Проблема монополии является одной из наиболее актуальных для  экономики в настоящее время. Они тормозят развитие рыночных отношений в нашей стране. В России большинство монополий относятся к нефтегазовой, транспортной отраслях. Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса.

Кроме того, практическую значимость исследований в данном направлении  для российской экономической науки  определяет отсутствие единых подходов к формированию комплексной модели регулирования монополий, которая  бы адекватно соответствовала формирующимся  экономическим отношениям.

Монополии в экономике.

Определение монополии.

Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это  исключительное право государства, предприятия, организации, торговца     (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

Нередко под монополией подразумевается  определенная структура рынка   абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.

Понятно, что, как и совершенная  конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически  не существует продуктов, не имеющих  заменителей. Во-вторых, редко когда  на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Хотя на более  замкнутых рынках, к примеру, в  маленьком городке, мы можем наблюдать  явление чистой монополии. Например,  в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется  муниципальными  властями и  правительственными организациями.  

Характерные черты  монополии

Совершенная монополия (так  же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

  1. монополист является единственным производителем данного товара;
  2. продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
  3. проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает  рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
  4. степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).

К стати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых  фирмой - монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях  является самой высокой из тех, которые  можно выжать из покупателей или  которые, как предполагается, они  согласятся заплатить».

Иными словами, монополия  означает потерю экономического равноправия  производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный  продавец вынуждает покупателя переплачивать  за товары.

Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые  факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение  качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.

Возможность получения монопольных  прибылей  вследствие особого рыночного  положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.

Барьеры, защищающие монопольный рынок.

Оказывается, что захватить  рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок  в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты  научились возводить барьеры  на входе в контролируемые ими  рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и  изменению там ситуации к лучшему  для покупателей.

Барьер для входа в  отрасль (Barrier entry) – ограничитель, который  предотвращает появление новых  дополнительных продавцов на рынке  монопольной фирмы. Барьеры для  входа на рынок необходимы для  того, чтобы  поддерживать монополию  в долгосрочном плане. Так, если бы был  возможен  свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые  монополистом, привлекли бы  на рынок  новых продавцов,  значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами  исчез бы вовсе, так  как рынки, в конечном  счете,  стали бы конкурентными.

Типы барьеров, препятствующих проникновению новых фирм на монополизированные рынки:

  1. Юридические барьеры. Вход на монополизированный рынок обычно очень сильно может быть ограничен с помощью юридических барьеров. Самыми  древними формами таких барьеров были монопольные  права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название «государственных монополий».   Под этим именем они продолжают существовать и сегодня.

Надо сказать, что государство  рождает монополию или создает  условия для нее и тогда, когда  выгоды от этого достаются преимущественно  не государственной казне, а другим лицам или организациям.

Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов  деятельности, и без получения  государственной лицензии такой  деятельностью заниматься просто нельзя. Лицензируются например деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, аудиторов, банков, охота на определенные породы ценных животных (в частности, пушных), изготовление спиртных напитков или торговля ими и т.д.  Итогом лицензирования является ограничение доступа желающих проникнуть в определенные сферы деятельности и, следовательно, создание предпосылок для рождения монополистов.

Естественно, лицензирование придумано не для создания монополий  – оно решает совершенно иные задачи. Например, предотвращение фальсификации  алкогольных напитков не лицензированными и потому бесконтрольными фирмами, продукцией которых люди могут отравиться. Тем не менее, экономически грамотный  человек не может не замечать побочных последствий лицензирования как  фактора усиления монополизации.

Важнейшим видом юридических  барьеров, рождающих  и защищающих монополию, являются патенты на изобретения  и научно-технические разработки.

Патенты и авторские права. Патенты и авторские права  обеспечивают создателям новых продуктов  или произведений искусства, литературы, музыки и так далее исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений  и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты  и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания  срока действия патента барьер для  входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует  фирмы и отдельные личности к  изобретению новых продуктов, так  как изобретателю заранее гарантируются  эксклюзивные права на реализацию продукта.

  1. Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие монополии называют обычно естественными. Поскольку порождающие их барьеры естественны, то есть закономерно присущи определенному рынку.

Полная характеристика естественных монополий будет дана ниже, однако, для раскрытия сущности естественных барьеров, необходимо ввести определение  естественных монополий.

Естественная монополия  – отрасль, в которой производство  товара или оказание услуг сосредотачивается  в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.

В зависимости от вида естественной монополии существуют естественные барьеры  двух видов:

а) Когда рождение  монополий  происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение  уникальных полезных ископаемых и которая  купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) Второй вид естественных барьеров, препятствующих проникновение  конкурентов на рынок монополиста, характерен для монополий, возникновение  которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти  невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно  пришлось бы постоянно обращаться к  услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

  1. Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими  фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

Также в качестве барьеров для входа в отрасль, контролируемую монополистом, могут служить:

а). Собственность на все  предложение производственного  ресурса.   Монополия также  может поддерживаться  в результате владения всеми источниками конкретного  ресурса, необходимого для  производства монополизированного товара.

б).  Уникальные способности  и знания также могут создать  монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование  своих услуг. Фирма, обладающая технологическим  секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести  данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является  чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.

 

Источники монополий   

  Экономисты насчитывают четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией. Рассмотрим поочередно каждый из этих факторов.

        1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства.

Например, в течение многих лет фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она  обладала более совершенными знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенными патентами.

Также, подобное монопольное  положение создалось в результате полного контроля фирмы «Де Бирс Даймонд Майнз» над большинством мировой добычи и поставок необработанных алмазов. В обоих случаях у  конкурентов по существу не было возможности  проникнуть в эту область деятельности.

Однако, осуществление  исключительного  контроля над ключевыми вводимыми  факторами производства, например, ресурсами, не гарантируют монополии  постоянной власти. Например, предпочтение, отдаваемое настоящим алмазам, основано, главным образом, на том историческом факте, что добытые  в копях  алмазы действительно когда-то  превосходили по качеству синтетические алмазы. Но, принимая во внимание то, что, в конце  концов, синтетические алмазы стало  невозможно отличить от настоящих, вскоре не будет никаких оснований для  такого предпочтения. В результате фирма «Де Бирс Даймонд Майнз», контролирующая добычу и поставки на рынок настоящих алмазов, перестанет быть монополией, пользующейся неограниченной властью. Для производства существующих видов изделий непрерывно разрабатываются  все новые способы, и исключительность вводимых факторов производства, которая  генерирует сегодняшнюю монополию, завтра может оказаться устаревшей.

Информация о работе Монополии в экономике