Монополии в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда – важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренции на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Монополии в экономике
2.1 Определение монополии…………………………………………….3-4
2.2 Характерные черты монополии……………………………………….4
2.3 Барьеры, защищающие монопольный рынок……………………...5-7
2.4 Источники монополий……………………………………………...7-11
2.5 Спрос на продукт монополиста…………………………………..11-12
2.6 Монопольное предложение…………………………………………..12
2.7 Предельный доход монополиста…………………………………12-13
2.8 Монопольная цена………………………………………………...13-14
2.9 Обобщение базовой модели монополии…………………………14-18
3. Формы и виды монополий……………………………………………18-22 3.1 Типы монополий………………………………………………...22-25
4. Антимонопольное регулирование…………………………………..25- 30
5. Антимонопольная политика в России ……………………………..30- 37
6. Заключение …………………………………………

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 74.01 Кб (Скачать файл)

2. Экономия, обусловленная  ростом масштаба производства (проявляющаяся  в снижении долгосрочных средних  издержек  производства на единицу  продукции при увеличении объема выпуска продукции).

Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных  ценах на вводимые ресурсы) представляет собой  нисходящую покатую прямую, то самый дешевый способ удовлетворить  отраслевой продукцией потребителя  заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в  руках одной единственной фирмы.

Рынок, который обслуживается  с наименьшими затратами одной  фирмой, носит название естественной монополии.

Но падение кривой долгосрочных средних издержек возможно даже при  отсутствии экономии, обусловленной  ростом масштаба производства. Это  может случиться, например, если цена на основные вводимые ресурсы значительно  падает, а выпуск промышленной продукции  расширяется. Отметим, однако, с осторожностью, что этот случай не принадлежит к  числу тех, которые способствуют становлению естественной монополии. Цены на вводимые ресурсы в рассматриваемом  случае зависят от уровня выпуска  продукции отраслью, а не от уровня выпуска продукции какой-либо одной фирмой.

Строго говоря, не наклон кривой долгосрочных средних издержек определяет, имеем ли мы дело с естественной монополией, а эффект масштаба, то есть экономия, обусловленная ростом масштаба производства. При фиксированных  ценах на вводимые ресурсы, конечно, всегда справедливо соотношение  один к одному между эффектом  масштаба и наклоном кривой долгосрочных средних издержек. Но когда цены на вводимые ресурсы изменяются с  изменением уровня выпуска продукции  в отраслевом масштабе, такое производство уже не является монополией.

3. Патенты.

В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью  той или иной патентной системы. Патент, вообще говоря, обычно предоставляет  право исключительного получения  прибыли на всех стадиях производства, где используется данное изобретение. Наряду с прибылью, существуют также  издержки, связанные с использованием патентов. Когда речь идет об издержках, связанных с использованием патентов, то соответствующая монополия обычно устанавливает более высокие  цены для покупателей. С точки  зрения повышения прибылей патент делает возможным осуществление очень большого числа изобретений, которые без патента внедрять было нельзя. Хотя некоторые изобретения совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий и затраченных на их разработку средств в солидных исследовательских лабораториях. Если фирме не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки, то у нее нет никакого экономического стимула для проведения дальнейших исследований и разработок. Без применения патентов конкуренция вынудила бы фирму снизить цену до значения, равного приращению издержек, и скорость обновления основных фондов снизилась бы до недопустимых величин. Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возместить затраты на обновление производства.

Например, только фирма «Полароид», благодаря имеющимся у нее  необходимым патентам может продавать  определенные типы фотопленки и фотокамер.

4.  Государственные лицензии или привилегии.

На многих рынках закон  не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии.

В подобных случаях государственная  лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом  деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на разных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором.

Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые  четко регламентируют, что может  гарантировать лицензия, и что - нет. Там, например, где однотипным ресторанам предоставляется государственная  лицензия с исключительными правами, в лицензии часто оговаривается, что ресторану разрешается повышать цены не более чем, скажем, на 10% по сравнению  с назначенными им ценами в его  нерегулируемых торговых точках. В  других случаях государство просто устанавливает чрезвычайно высокую  плату за лицензию, фактически вынуждая покупателя лицензии устанавливать цены с надбавкой.

Иногда государство само ограничивает приток новых фирм в  отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. Так, по закону местная электрическая  компания может поставлять вам электроэнергия. В некоторых случаях правительство  оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только  государственные  монополии могут продавать табак.  В некоторых странах право  на импорт конкретных товаров предоставлено  правительством одной-единственной компании. Правительство может пойти создание монополии в области импорта  товара по политическим соображениям, или за вознаграждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причинам.

 В конечном счёте,  наиболее ванным из четырех  факторов, которые способствуют  становлению монополии, является  экономия, обусловленная ростом  масштаба производства. Производственные  процессы с течением времени  изменяются, поэтому исключительный контроль над важными вводимыми факторами производства представляет собой лишь временный фактор, способствующий процветанию монополии. Патенты тоже по своей природе преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в течение длительного времени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают первостепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая способствует становлению монополии в любом случае.

Хотя правительство может  предоставить компании монопольное  право, например, в том случае, когда  имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительна с точки зрения общества. Но правительство может  в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные явления  неэффективности монополизации, уменьшить  социальные потери связанные с ограничением выпуска.                                                

Спрос на продукт  монополиста

Кривая  спрос на  выпуск продукции монопольной фирмы  совпадает с наклоненной вниз кривой рыночного спроса  на продукт, продаваемый монополией.   Поэтому  монополист  считается  с реакцией покупателей на изменение цены, когда  устанавливает цену на свой продукт.

 

Монополист может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой  определенный период времени. И раз  он выбрал цену, то требуемое количество товара определится кривой спроса. Аналогично, если  фирма - монополист выберет в качестве устанавливаемого параметра количество товара поставляемого  ею на рынок, то цену, которую потребители  заплатят за это количество товара, определит спрос на данный товар.

Предложение продукции чистой монополией является рыночным предложением.  Спрос на товар монополиста также  является рыночным спросом. ( Это объясняет тот факт, что монополист не является получателем цены).

Монопольное предложение

Монополист, в отличие  от конкурентного продавца, не является получателем цены, и даже наоборот, сам назначает цену на рынке. Монополия  может выбрать цену, которая максимизирует  ее прибыль, и предоставить, самим  покупателям выбирать, сколько покупать данного товара. Таким образом, невозможно дать определение кривой спроса на продукцию монополии. Фирма решает: сколько товаров производить, основываясь  на информации о спросе на ее продукт. Если такая информация существует, то фирма назначает такой выпуск, при котором предельный доход  равняется предельным издержкам.

Кривая предельных издержек монополиста направлена вверх, но при  повышении спроса на товар фирмы  монополист не всегда увеличит свой выпуск. Изменение выпуска произойдет только при сдвиге кривой предельного дохода.

Предельный доход  монополиста

В предыдущем пункте мы уже  говорили, что кривая спроса на продукт  монополиста направлена вниз, поэтому  при увеличении количества товара он вынужден понижать цену. Предельный доход  дополнительных продаж монополиста  всегда меньше, чем цена.

 

Можно выделить две интересные особенности поведения монополиста:

1)    На повышение  спроса монополист не всегда  отвечает увеличением выпуска,  вместо этого монополист может  просто поднять цены на свой  товар. Его реакция зависит  не только от изменения спроса  на его товар, но и от  того, как изменится эластичность  спроса, при изменении последнего. Поскольку изменение или сдвиг  кривой предельного дохода зависит  напрямую от изменения ценовой  эластичности, связанной с данной  ценой. Для монополиста сдвиг  кривой предельного дохода, а  не кривой спроса на его  продукт, является решающим фактором при изменении выпуска.

2)    Невозможно определить  кривую спроса для монополиста,  так как для оного и того  же количества товара   можно  определить две и более цены. ( И наоборот две и более  цены могут ставиться в соответствие  одному и тому же выпуску). Кривую спроса невозможно использовать для того, чтобы объяснить, какое количество продукции монополист предложит на рынок, так как  фирма сама назначает цены.

Монопольная цена

Особого внимания  требует  вопрос ценовой политики монополистических  образований. Монополии, как уже  говорилось выше, используя свое монополистическое  положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать  их. Вследствие этого появляется новая  разновидность цены, которая называется монопольной ценой, которая устанавливается  предпринимателем, занимающим монопольное  положение на рынке, и приводит к  ограничению конкуренции и нарушению  прав потребителя. К этому следует  добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или  монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.

Особенность монопольной  цены заключается в том, что она  сознательно отклоняется от реальной рыночной цены, которая устанавливается  в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в  зависимости от того, кто ее формирует  — монополист или монопсония. Рассматривая монопольные образования, мы говорим, о верхней монопольной цене. Но одинаково в  обоих случаях  обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого  производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему  части продукта. Таким образом, монопольная  цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить  тем, кто занимает монопольное положение.

Отличают монопольную  высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней  вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист  по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение  продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое  основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается, она также  [A1] отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая  получения сверх излишнего продукта.

Монопольной цены складывается из следующих составляющих:

1.    средняя прибыль,  получаемая предпринимателями в  условиях свободного перемещения  капитала в результате действия межотраслевой конкуренции;

2.    обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения;

3.    монопольная  сверхприбыль от использования  (злоупотребления) монопольного положения.

Монопольная цена — это  верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение  длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают  в отрасль других предпринимателей, которые в результате “ломают” монополию. Барьеры, сдерживающие проникновение  других предпринимателей в отрасль, были рассмотрены выше.

Следует учитывать также  и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она  вынуждена учитывать реакцию  покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только тот  товар, на который  существует неэластичный спрос. Но и  в такой ситуации подорожание  продукции приводит к ограничению  ее потребления. Монополист имеет две  возможности: или применить небольшой  дефицит для удержания высокой  цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.

Обобщение базовой  модели монополии

Базисная модель монополии  включает в себя два важных явления. Первое состоит в том, что  мы рассматриваем  такое поведение (ценовую дискриминацию), при котором монополии, обладающие властью на рынке, назначают различные  цены для разных категорий покупателей. Второе заключается в том, что  мы рассматриваем рынки, на которых  единственная доминантная фирма  делит рынок  с большим числом конкурентов  –ценополучателей.

 

 

  1. Ценовая дискриминация.

Монополист не всегда продает  все единицы продукта по одной  цене. В некоторых случаях он осуществляет ценовую дискриминацию, под которой  понимается продажа различных единиц одной и той же продукции по разным ценам различным покупателям. При этом следует иметь в виду, что различия в ценах не вытекают из различий в издержках производства.

Ценовая дискриминация возможна лишь в том случае, когда продукт  не может быть куплен на одном рынке  и перепродан по более высокой  цене на другом. Например, если книги  школьникам будут продаваться со скидкой, то они могут быть, затем  перепроданы другим группам населения. Поэтому ценовая дискриминация  обычно осуществляется в сфере услуг. Например, в Петербурге пенсионеры оплачивают телефонные услуги по более  низким тарифам, чем остальное население. Единственный врач, практикующий в  небольшом населенном пункте и имеющий  представление о материальном положении  клиентов, может устанавливать для  них различный гонорар за лечение. Ценовая дискриминация предполагает, что отнесение покупателей к отдельным группам населения не представляет труда.

Информация о работе Монополии в экономике