Монополии в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда – важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренции на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Монополии в экономике
2.1 Определение монополии…………………………………………….3-4
2.2 Характерные черты монополии……………………………………….4
2.3 Барьеры, защищающие монопольный рынок……………………...5-7
2.4 Источники монополий……………………………………………...7-11
2.5 Спрос на продукт монополиста…………………………………..11-12
2.6 Монопольное предложение…………………………………………..12
2.7 Предельный доход монополиста…………………………………12-13
2.8 Монопольная цена………………………………………………...13-14
2.9 Обобщение базовой модели монополии…………………………14-18
3. Формы и виды монополий……………………………………………18-22 3.1 Типы монополий………………………………………………...22-25
4. Антимонопольное регулирование…………………………………..25- 30
5. Антимонопольная политика в России ……………………………..30- 37
6. Заключение …………………………………………

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 74.01 Кб (Скачать файл)

Условие ценовой дискриминации: должна быть различной ценовая эластичность спроса у отдельных покупателей; имеется в виду, что тот потребитель, который испытывает более острую потребность в данном продукте, готов  уплатить за него более высокую цену.

Итак, фирма, обладающая монопольной  властью, проводит политику ценовой  дискриминации, если она назначает  разные цены для различных категорий  потребителей на основе разницы в  эластичности их спроса.

Но важно отметить, что  это отнюдь не единственная форма  ценовой дискриминации, хотя, вероятно и наиболее распространенная. Политика ценовой дискриминации может  также реализовываться через  нелинейное ценообразование, когда  сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его  покупки. Скидки в зависимости от количества покупаемой продукции являются наиболее типичными примерами нелинейного ценообразования.

Различаются три типа ценовой  дискриминации: совершенная дискриминация, или дискриминация первой степени, дискриминация второй степени и дискриминация третьей степени.

Совершенная дискриминация  имеет место тогда, когда фирма  устанавливает различные цены на каждую единицу товара, т. е. реализует  товар по индивидуальным ценам. Тем  самым каждый покупатель приобретает  продукт по максимальной цене, которую  он способен уплатить. В реальной действительности такая дискриминация почти не встречается, так как продавец не имеет информации о покупательской способности потребителей, которые, разумеется, не заинтересованы в том, чтобы ему ее предоставлять. Это  — недостижимая мечта каждого  продавца.

На первый взгляд, кажется, что ценовая дискриминация противоречит стремлению максимизировать прибыль, так как одни покупатели платят меньшую цену, чем другие. На самом деле монополист всегда при проведении ценовой дискриминации получает большую прибыль, чем та, которую он получал бы при ее отсутствии, так как возрастает объем продаж.

Поскольку совершенная ценовая  дискриминация практически неосуществима, то монополисты в ряде случаев  устанавливают не индивидуальные цены на каждую единицу товара, а выделяют несколько ступеней цены, т. е. некоторые  покупатели получают скидки с цены продукта. Такие скидки могут предоставляться  в зависимости от размеров приобретаемой  партии товара, потому что покупатели часто предъявляют спрос на большие  партии товара только при условии  предоставления им скидки. Ценовая  дискриминация проявляется, например, в установлении трех тарифов на междугородные телефонные разговоры. В связи с этим те лица, которые не воспользовались бы этим видом услуг, имеют возможность связаться по телефону с другими городами в вечернее или ночное время или в выходные дни, когда действуют льготные тарифы. В ряде случаев скидки носят кумулятивный характер. Так, проездной месячный билет на городской транспорт обходится дешевле, чем приобретение разовых билетов. Подобная ценовая дискриминация называется дискриминацией второй степени.

Имеется еще один вид ценовой  дискриминации — ценовая дискриминация  третьей степени, которая заключается  в том, что различные цены устанавливаются  для отдельных групп покупателей, а не для отдельных партий товара. В этом случае имеет место сегментация  рынка, т. е. выделение двух или более  групп потребителей, обладающих различной  чувствительностью по отношению  к изменению цены (разной ценовой  эластичностью спроса). Например, редакции некоторых журналов устанавливают  различные цены на подписку для индивидуальных подписчиков и для организаций. Студентам и школьникам проездные  месячные карточки на городской транспорт продаются по сниженным ценам. В тех случаях, когда ценовая эластичность спроса является низкой, устанавливаются высокие цены; когда она высока — низкие цены.

Таким образом, ценовая дискриминация  приводит к тому, что некоторые  товары и услуги могут приобретать  потребители, которые при отсутствии ее вообще бы их не покупали. Фирмы в  результате этого увеличивают свой доход. Государство обычно поощряет ценовую дискриминацию, так как  она позволяет несколько сгладить неравенство в потреблении.

2. Доминантные фирмы.

В начале прошлого (ХХ) столетия сталелитейная промышленность США  состояла из множества мелких продавцов. Корпорация «Юнайтед Стайтс Стил» была создана в результате массового  слияния фирм в 1901 году. В то время  ей принадлежало около 65% суммарных  мощностей по производству стали  в США. Строго говоря, «Юнайтед Стайтс Стил» не была монополистом, так  как множество других фирм производили  сталь, но ее поведение можно проанализировать, пользуясь обобщенной моделью монополии.

Поскольку каждый из соперников «Юнайтед Стайтс Стил» был слишком  мал (относительно общих размеров «стального»  рынка) для того, чтобы влиять на цену при помощи своих собственных  действий, они ведут себя как конкурентные ценополучатели. «Юнайтед Стайтс Стил», напротив, была способна оказывать  своими собственными  действиями влияние  на цену. Такого рода доминантная фирма  должна принимать в расчет как  соотношение между ценой и  количеством вдоль всей кривой рыночного  спроса, так и результаты своего воздействия на поведение конкурентного дополнения.

Предположим, фирмы-аутсайдеры принимают в качестве данной цену, установленную доминантной фирмой. Они будут продавать столько, сколько захотят предложить по данной цене. Таким образом, количество продукции, которое может продать доминантная  фирма при любом уровне цены, представляет собой  разницу между совокупным рыночным спросом и объемом предложения конкурентного дополнения.

Теперь рост цен приводит к сокращению спроса на продукцию  доминантной фирмы, как за счет уменьшения совокупного рыночного спроса, так  за счет наращивания объема предложения  со стороны конкурентного дополнения. Чем более эластична кривая предложения конкурентного дополнения, тем более эластична кривая  спроса, с которой сталкивается доминантная фирма. Так как кривая предложения конкурентного дополнения будет  более эластичной в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном, то кривая спроса для доминантной фирмы также будет более эластичной в долгосрочном периоде.

Формы и виды монополий

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:

1.    естественная,

2.    административная 

3.    экономическая. 

Естественная монополия

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или  нежелательна. Примером могут служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1.    Деятельность  субъектов естественных монополий  эффективнее в отсутствии конкуренции,  что связано  с существенной  экономией на масштабах производства  и высокими условно-постоянными  издержками. К таким сферам относят,  например, транспорт. Затраты на  доставку груза или перевозку  одного пассажира тем ниже, чем  больше грузов или пассажиров  перевозятся в данном направлении.

2.    Высокие барьеры  входа на рынок, поскольку фиксированные  издержки, связанные со строительством  таких сооружений, как дороги, линии  связи, столь высоки, что организация  подобной параллельной  системы,  выполняющей те же самые функции  (строительство дорог и трубопровода  или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

3.    Низкая эластичность  спроса, поскольку спрос на продукцию  или услуги, производимые субъектами  естественной монополии, в меньшей  степени зависит от изменения  цены, чем  спрос на другие  виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение  тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным  энергоносителем сложно.

4.    Сетевой характер  организации рынка, то есть  наличие целостной системы протяженных  в пространстве сетей, посредством  которых производится оказание  определенной услуги, в том числе  наличие организованной сети, для  которой необходимо Управление  и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных  самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой  обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические  монополии. Так условно можно  называть монополии, возникновение  которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти  невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными  монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних  затрат на производство товаров. Реально  это проявляется в том, что  создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста  несколько меньшего размера может  привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А  в этом общество, естественно, не заинтересовано.

С. Фишер дает другое определение  естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы  обходится дешевле, чем  его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

Административная монополия

Административная монополия  возникает вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке как один хозяйственный  субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего  Советского Союза принадлежала к  наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия  всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию  и управление экономикой, которая  основывалась на господствующей государственной  собственности на средства производства.

В другой литературе выделяют государственную монополию.

Государственные монополии

Существование государственных  монополий на рынке конкретных товаров  и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных  предприятий (например, железнодорожный  транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих  издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более  высоким рыночным ценам на реализуемые  монополией товары и услуги. Вот  почему во всех развитых странах мира государство проводит более или  менее жесткую политику регулирования  деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции  на рынке.

Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями

Другой причиной возникновения  и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль за добычей и реализацией  данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные  условия на рынке, препятствует проникновению  на рассматриваемый рынок других компаний.

Контроль фирмы над  знаниями в виде собственности на патент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу  вновь изобретенного продукта в  течение определенного периода  времени. Классическим примером монополии  данного вида была компания «Дженерал  Электрик», которая безраздельно господствовала на рынке электрических лампочек, изобретенных Эдисоном, с 1892 по 1930 г.

Экономическая монополия

Экономическая монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Что является причиной появления  и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической  литературе существуют две точки  зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному  хозяйству. Что касается другой точки  зрения, то монополистические образования  определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды  — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она  является логическим завершением стратегии  предприятий. Перефразировав известное  выражение, можно сказать, что все  дороги ведут к монополии. Еще  сформулированный А. Смитом принцип  экономической выгоды заставляет предприятия  постоянно искать возможности  увеличения  своих прибылей.  Одной  из  них,  наиболее притягательной и  надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические  тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Информация о работе Монополии в экономике