Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:15, курсовая работа
Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда – важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренции на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта.
Введение……………………………………………………………………3
Монополии в экономике
2.1 Определение монополии…………………………………………….3-4
2.2 Характерные черты монополии……………………………………….4
2.3 Барьеры, защищающие монопольный рынок……………………...5-7
2.4 Источники монополий……………………………………………...7-11
2.5 Спрос на продукт монополиста…………………………………..11-12
2.6 Монопольное предложение…………………………………………..12
2.7 Предельный доход монополиста…………………………………12-13
2.8 Монопольная цена………………………………………………...13-14
2.9 Обобщение базовой модели монополии…………………………14-18
3. Формы и виды монополий……………………………………………18-22 3.1 Типы монополий………………………………………………...22-25
4. Антимонопольное регулирование…………………………………..25- 30
5. Антимонопольная политика в России ……………………………..30- 37
6. Заключение …………………………………………
Условие ценовой дискриминации: должна быть различной ценовая эластичность спроса у отдельных покупателей; имеется в виду, что тот потребитель, который испытывает более острую потребность в данном продукте, готов уплатить за него более высокую цену.
Итак, фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, если она назначает разные цены для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса.
Но важно отметить, что это отнюдь не единственная форма ценовой дискриминации, хотя, вероятно и наиболее распространенная. Политика ценовой дискриминации может также реализовываться через нелинейное ценообразование, когда сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его покупки. Скидки в зависимости от количества покупаемой продукции являются наиболее типичными примерами нелинейного ценообразования.
Различаются три типа ценовой дискриминации: совершенная дискриминация, или дискриминация первой степени, дискриминация второй степени и дискриминация третьей степени.
Совершенная дискриминация имеет место тогда, когда фирма устанавливает различные цены на каждую единицу товара, т. е. реализует товар по индивидуальным ценам. Тем самым каждый покупатель приобретает продукт по максимальной цене, которую он способен уплатить. В реальной действительности такая дискриминация почти не встречается, так как продавец не имеет информации о покупательской способности потребителей, которые, разумеется, не заинтересованы в том, чтобы ему ее предоставлять. Это — недостижимая мечта каждого продавца.
На первый взгляд, кажется, что ценовая дискриминация противоречит стремлению максимизировать прибыль, так как одни покупатели платят меньшую цену, чем другие. На самом деле монополист всегда при проведении ценовой дискриминации получает большую прибыль, чем та, которую он получал бы при ее отсутствии, так как возрастает объем продаж.
Поскольку совершенная ценовая
дискриминация практически
Имеется еще один вид ценовой
дискриминации — ценовая
Таким образом, ценовая дискриминация
приводит к тому, что некоторые
товары и услуги могут приобретать
потребители, которые при отсутствии
ее вообще бы их не покупали. Фирмы в
результате этого увеличивают свой
доход. Государство обычно поощряет
ценовую дискриминацию, так как
она позволяет несколько
2. Доминантные фирмы.
В начале прошлого (ХХ) столетия
сталелитейная промышленность США
состояла из множества мелких продавцов.
Корпорация «Юнайтед Стайтс Стил» была
создана в результате массового
слияния фирм в 1901 году. В то время
ей принадлежало около 65% суммарных
мощностей по производству стали
в США. Строго говоря, «Юнайтед Стайтс
Стил» не была монополистом, так
как множество других фирм производили
сталь, но ее поведение можно
Поскольку каждый из соперников «Юнайтед Стайтс Стил» был слишком мал (относительно общих размеров «стального» рынка) для того, чтобы влиять на цену при помощи своих собственных действий, они ведут себя как конкурентные ценополучатели. «Юнайтед Стайтс Стил», напротив, была способна оказывать своими собственными действиями влияние на цену. Такого рода доминантная фирма должна принимать в расчет как соотношение между ценой и количеством вдоль всей кривой рыночного спроса, так и результаты своего воздействия на поведение конкурентного дополнения.
Предположим, фирмы-аутсайдеры
принимают в качестве данной цену,
установленную доминантной
Теперь рост цен приводит
к сокращению спроса на продукцию
доминантной фирмы, как за счет уменьшения
совокупного рыночного спроса, так
за счет наращивания объема предложения
со стороны конкурентного
Формы и виды монополий
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
1. естественная,
2. административная
3. экономическая.
Естественная монополия
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
1. Деятельность
субъектов естественных
2. Высокие барьеры
входа на рынок, поскольку
3. Низкая эластичность
спроса, поскольку спрос на продукцию
или услуги, производимые субъектами
естественной монополии, в
4. Сетевой характер
организации рынка, то есть
наличие целостной системы
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
Административная монополия
Административная монополия
возникает вследствие действий государственных
органов. С одной стороны, это
предоставление отдельным фирмам исключительного
права на выполнение определенного
рода деятельности. С другой стороны,
это организационные структуры
для государственных
В другой литературе выделяют государственную монополию.
Государственные монополии
Существование государственных
монополий на рынке конкретных товаров
и услуг вызвано как
В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.
Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями
Другой причиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль за добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.
Контроль фирмы над знаниями в виде собственности на патент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени. Классическим примером монополии данного вида была компания «Дженерал Электрик», которая безраздельно господствовала на рынке электрических лампочек, изобретенных Эдисоном, с 1892 по 1930 г.
Экономическая монополия
Экономическая монополия
является наиболее распространенной.
Ее появление обусловлено
Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.