Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и изучение монополий в истории и современности России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть возникновение монополий;
2. изучить сущность монополий и их характеристики;
3. выявить формы и виды монополий
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОНОПОЛИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 5
1.1. Сущность монополий и их возникновение 5
Формы и виды монополий 9
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИИ В РОССИИ 14
2.1. История развития монополий в России 14
2.2. Современные монополии: формирование и развитие17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ24
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОНОПОЛИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 5
1.1. Сущность монополий и их возникновение 5
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИИ В РОССИИ 14
2.1. История развития монополий в России 14
2.2. Современные монополии: формирование и развитие17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ24
ВВЕДЕНИЕ
Нынешний мир невозможно представить себе без рынков. В условиях формирования рыночных отношений обозначились проблемы. Среди них особую актуальность представляют те, которые связаны с необходимостью понимания и формирования на их основе средствами законодательной и исполнительной властей таких экономических отношений, которые обеспечивали и гарантировали бы самодостаточное, конкурентоспособное и устойчивое развитие хозяйствующих субъектов и экономики России в целом.
Одной из таких проблем
Не меньшее теоретическое и
практическое значение имеет
и проблема осмысления сути
и причин возникновения
Одной из важнейших проблем,
определяющих успех в движении
экономики к рыночным
Сложившаяся ситуация
Целью курсовой работы является исследование и изучение монополий в истории и современности России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть возникновение монополий;
2. изучить сущность монополий и их характеристики;
3. выявить формы и виды монополий;
4. проследить динамику становления монополизма в России;
5. исследовать современные монополии, их формирование и развитие в России.
Предметом исследования являютя особенности деятельности монополий в Российской Федерации.
Объектом исследования - фирмы – монополисты, действующие, в экономике Российской Федерации.
ГЛАВА 1. МОНОПОЛИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
Существует большое количество
определений монополии, ведь это
– многоаспектное понятие. Причём это
понятие является настолько важным,
что в мировой экономической
теории есть даже такое понятие, как
теория монополии. В рамках этой теории
монополия рассматривается
Рассматривая каждый из этих
аспектов в отдельности следует
уточнить, что изучая монополию с
точки зрения рыночной структуры, большое
внимание уделяется выяснению
Давая же определение монополии
с точки зрения рыночного поведения,
теория монополии изучает
Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
Итак, монополия – это крупная компания или корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей.
Для монополии характерны следующие признаки:
1. Отрасль состоит из
одной фирмы, которая является
единственным производителем
2. Из первого признака
вытекает, что покупатель должен
приобретать продукт у
3. Степень влияния монополиста
на рыночную цену очень
4. Существование монополии
предполагает наличие барьеров
для появления в отрасли
5. Коммерческая реклама
продукта почти не
6. Основная цель – получение максимальной прибыли.
Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.
7. Монопольное положение
- доминирующее положение
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.
Так же экономисты насчитывают четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией. Такими факторами являются:
1. Полный (исключительный) контроль
над вводимыми важными
Однако, осуществление исключительного контроля над ключевыми вводимыми факторами производства, например, ресурсами, не гарантируют монополии постоянной власти [10].
2. Экономия, обусловленная
ростом масштаба производства (проявляющаяся
в снижении долгосрочных
3. Патенты.
В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью той или иной патентной системы. Патент — охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. Срок действия патента зависит от страны патентования, объекта патентования и составляет от 10 до 25 лет.
4. Государственные лицензии или привилегии
На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии.
В подобных случаях государственная лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на разных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором.
Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые четко регламентируют, что может гарантировать лицензия, и что - нет.
Иногда государство само ограничивает приток новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага.
Следовательно, существует не мало условий, необходимых для того, чтобы фирма стала монополией.
Но когда и при каких условиях стати появляться монополии?
Происхождение монополий
В античном мире хорошо знали, что такое монополия и какие выгоды она означает. Например, Аристотель, живший в IV в. до н.э., рассказывал о том, как «в Сицилии некто скупил на отданные ему в рост деньги все железо из железнодорожных мастерских, а затем, когда прибыли торговцы из гаваней, стал продавать железо как монополист, с небольшой надбавкой на его обычную цену. И все-таки на 50 талантов он заработал 100». Очевидно, такие ситуации не были чем - то редким или исключительным для хозяйств античного мира.
Более того, даже регулирование монополии началось уже в античном мире. «Некто» из приведенного выше примера был выслан правительством с Сицилии.
В средние века появление
монополии происходило по следующим
двум причинам. Во-первых, существовал
способ организации производителей,
который получил название цеховой
системы. Цехом называлась организация
всех производителей некоторого рода
товаров, созданная с целью стабилизации
цен и создания гарантированных
условий существования
Другим распространенным
случаем образования монополий
была выдача монархами
В некоторых случаях, монополистом решало стать само государство для получения дохода. Выбирался товар с неэластичным спросом – соль, водка, табак – и объявлялась государственная монополия на его продажу.
Бурный рост монополий начался с развитием крупного машинного производства в конце XIX в. Появилась возможность снижения затрат при укрупнении производственных единиц (фабрик и заводов). Когда в отрасли оставалось небольшое количество крупных производителей, между ними могла разыгрываться сильная конкуренция, которая оказывалась невыгодна. Чтобы избежать этой конкуренции предприниматели организовывали различные «общества», которые и являлись, по сути, монополистическими объединениями.
Таким образом, монополии начали появляться практически сразу же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, как можно повысить цену продукта: устранив конкурентов и ограничив его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним и тем же общим принципам.
Информация о работе Монополии: возникновение, сущность и виды