Монополии: возникновение, сущность и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и изучение монополий в истории и современности России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть возникновение монополий;
2. изучить сущность монополий и их характеристики;
3. выявить формы и виды монополий

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОНОПОЛИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 5
1.1. Сущность монополий и их возникновение 5
Формы и виды монополий 9
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИИ В РОССИИ 14
2.1. История развития монополий в России 14
2.2. Современные монополии: формирование и развитие17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ24

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. оригинал.docx

— 53.35 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МОНОПОЛИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 5

          1.1. Сущность монополий и их возникновение 5

    1. Формы и виды монополий 9

ГЛАВА 2. МОНОПОЛИИ В РОССИИ 14

2.1. История развития монополий  в России 14

2.2. Современные монополии:  формирование и развитие17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ22

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

             Нынешний мир невозможно представить себе без рынков. В условиях формирования рыночных отношений обозначились проблемы. Среди них особую актуальность представляют те, которые связаны с необходимостью понимания и формирования на их основе средствами законодательной и исполнительной властей таких экономических отношений, которые обеспечивали и гарантировали бы самодостаточное, конкурентоспособное и устойчивое развитие хозяйствующих субъектов и экономики России в целом.

            Одной из таких проблем выступает  проблема преодоления общественно  ущербных проявлений монополии  и ее негативных воздействий  на процесс развития взаимовыгодных  производственных отношений между  хозяйствующими структурами, между  ними и государством, между отечественными  и зарубежными субъектами.

             Не меньшее теоретическое и  практическое значение имеет  и проблема осмысления сути  и причин возникновения монополистических   новообразований в условиях развитых  конкурентных взаимоотношений предприятий,  организаций, физических и юридических  субъектов хозяйствования. Это крайне  важно для судьбы рыночных  реформ в России, так как доминирующее  положение на рынке одной или  нескольких монополий не только  затрудняет доступ на него  других субъектов хозяйствования, но и препятствует развитию  подлинно рыночных отношений  в целом. 

            Одной из важнейших проблем,  определяющих успех в движении  экономики к рыночным отношениям, представляется процесс демонополизации.  Однако правительство до сих  пор фактически поддерживает  не конкурентную систему хозяйствования, а общественно ущербную, монополистическую  деятельность. Федеральные и региональные  исполнительные органы слабо  реализуют программу регулирования  деятельности монопольных структур, а часто, напротив, инициируют  образование различных, организаций  типа единой холдинговой компании  по производству строительных  металлоконструкций, топливно-энергетического  комплекса, фактически доминирующих в новой хозяйственной системе. Все это препятствует формированию подлинно рыночной среды хозяйствования, которая официально провозглашалась и до сих пор признается необходимой организационно-структурной основой рыночных отношений.

         Сложившаяся ситуация обуславливает  актуальность данной темы.

Целью курсовой работы является исследование и изучение монополий в истории и современности России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть возникновение монополий;

2. изучить сущность монополий и их характеристики;

3. выявить формы и виды  монополий;

4. проследить динамику становления монополизма в России;

5. исследовать современные монополии, их формирование и развитие в России.

Предметом исследования являютя особенности деятельности монополий в Российской Федерации.

          Объектом исследования - фирмы – монополисты, действующие, в экономике Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МОНОПОЛИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ

 

    1. Сущность и возникновение монополий

 

Существует большое количество определений монополии, ведь это  – многоаспектное понятие. Причём это  понятие является настолько важным, что в мировой экономической  теории есть даже такое понятие, как  теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через  призму трёх аспектов:

  1. С точки зрения рыночной структуры
  2. С точки зрения рыночного поведения
  3. С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует  уточнить, что изучая монополию с  точки зрения рыночной структуры, большое  внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое  пространство принято называть отраслью.

Давая же определение монополии  с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама). При монополии  субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём  внимания рыночным итогам, теория монополии  отмечает то, что при монополии  итоги связаны со следующими факторами:

  1. монопольно высокими ценами;
  2. ограниченной готовностью монополии к инновациям.

          Итак, монополия – это крупная компания или корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей.

Для монополии характерны следующие признаки:

1. Отрасль состоит из  одной фирмы, которая является  единственным производителем данного  продукта или поставщиком услуги.

2. Из первого признака  вытекает, что покупатель должен  приобретать продукт у монополиста  или обходиться без него. У  товара не существует близких  заменителей.

3. Степень влияния монополиста  на рыночную цену очень высокая,  но не безграничная, ибо он  не может назначить любую сколь  угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая,  сталкивается с проблемой ограниченности  рыночного спроса и сокращение  объема продаж прямо пропорционально  росту цен).

4. Существование монополии  предполагает наличие барьеров  для появления в отрасли аналогичных  производств, создаваемых другими  производителями. Эти барьеры  могут быть экономическими, техническими  или юридическими.

5. Коммерческая реклама  продукта почти не осуществляется.

6. Основная цель – получение  максимальной прибыли.

Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые  факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение  качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.

7. Монопольное положение  - доминирующее положение предпринимателя,  которое дает ему возможность  самостоятельно или вместе с  другими предпринимателями ограничивать  конкуренцию на рынке определенного  товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия, так как оно  позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных  с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную  позицию на рынке, концентрируя при  этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты  имеют возможность с позиций  силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Так же экономисты насчитывают  четыре фактора, каждый из которых, сочетание  некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая  фирма становится монополией. Такими факторами являются:

1. Полный (исключительный) контроль  над вводимыми важными                факторами производства.

Однако, осуществление  исключительного  контроля над ключевыми вводимыми  факторами производства, например, ресурсами, не гарантируют монополии  постоянной власти [10].

2. Экономия, обусловленная  ростом масштаба производства (проявляющаяся  в снижении долгосрочных средних  издержек  производства на единицу  продукции при увеличении объема выпуска продукции).

3. Патенты.

В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью  той или иной патентной системы. Патент — охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и  приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. Срок действия патента зависит от страны патентования, объекта патентования и составляет от 10 до 25 лет.

4.  Государственные лицензии  или привилегии 

На многих рынках закон  не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные  лицензии.

В подобных случаях государственная  лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом  деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на разных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором.

Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые  четко регламентируют, что может  гарантировать лицензия, и что - нет.

Иногда государство само ограничивает приток новых фирм в  отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. 

          Следовательно, существует не  мало условий, необходимых для  того, чтобы фирма стала монополией.

          Но когда и при каких условиях стати появляться монополии?

              Происхождение  монополий неразрывно  связано с развитием тех процессов,  которые на каждом этапе ускоряли  рост монополизации хозяйства,  придавая ему новые формы. К  числу важнейших из них относятся  рост акционерной собственности,  новая роль банков и развитие  системы участия, монополистические  слияния как способ централизации  капитала, эволюция форм капиталистических  объединений и новейшие формы  объединений. Каждый из этих  процессов имеет самостоятельное  значение. И вместе с тем каждый  из них по-своему ускорял развитие  монополизации хозяйства.

В античном мире хорошо знали, что такое монополия и какие  выгоды она означает. Например, Аристотель, живший в IV в. до н.э., рассказывал о  том, как «в Сицилии некто скупил на отданные ему в рост деньги все  железо из железнодорожных мастерских, а затем, когда прибыли торговцы из гаваней, стал продавать железо как  монополист, с небольшой надбавкой  на его обычную цену. И все-таки на 50 талантов он заработал 100». Очевидно, такие ситуации не были чем - то редким или исключительным для хозяйств античного мира.

Более того, даже регулирование  монополии началось уже в античном мире. «Некто» из приведенного выше примера был выслан правительством с Сицилии.

В средние века появление  монополии происходило по следующим  двум причинам. Во-первых, существовал  способ организации производителей, который получил название цеховой  системы. Цехом называлась организация  всех производителей некоторого рода товаров, созданная с целью стабилизации цен и создания гарантированных  условий существования ремесленников. Цех контролировал выпуск каждого ремесленника и цену продажи, не допускал на рынок возможных конкурентов.

 Другим распространенным  случаем образования монополий  была выдача монархами различных  привилегий, дающих исключительное  право на производство или  торговлю чем-либо. Такие привилегии  были предметом желания практически  любого купца или производителя,  которые стремились избежать  таким образом конкуренции со  стороны соотечественников или  иностранцев [2].

В некоторых случаях, монополистом решало стать само государство для  получения дохода. Выбирался товар  с неэластичным спросом – соль, водка, табак – и объявлялась  государственная монополия на его  продажу.

Бурный рост монополий  начался с развитием крупного машинного производства в конце XIX в. Появилась возможность снижения затрат при укрупнении производственных единиц (фабрик и заводов). Когда  в отрасли оставалось небольшое  количество крупных производителей, между ними могла разыгрываться  сильная конкуренция, которая оказывалась  невыгодна. Чтобы избежать этой конкуренции  предприниматели организовывали различные  «общества», которые и являлись, по сути, монополистическими объединениями.

Таким образом, монополии  начали появляться практически сразу  же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, как можно повысить цену продукта: устранив конкурентов  и ограничив его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним  и тем же общим принципам.

Информация о работе Монополии: возникновение, сущность и виды