Монополии: возникновение, сущность и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и изучение монополий в истории и современности России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть возникновение монополий;
2. изучить сущность монополий и их характеристики;
3. выявить формы и виды монополий

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОНОПОЛИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 5
1.1. Сущность монополий и их возникновение 5
Формы и виды монополий 9
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИИ В РОССИИ 14
2.1. История развития монополий в России 14
2.2. Современные монополии: формирование и развитие17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ24

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. оригинал.docx

— 53.35 Кб (Скачать файл)

Другая причина была связана  с удобством централизованного  управления крупными предприятиями. Когда  все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными  плановыми органами, управляемость  хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц.

В итоге народное хозяйство  страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как  в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения  жизнедеятельности всего организма, так и в социалистическом хозяйстве  одни заводы удовлетворяли потребность  всей страны в одной, другие - в другой продукции. При этом советские монополисты  были узкоспециализированны: один завод  выпускал только тяжелые вертолеты  (Роствертол), другой - только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа в человеческом организме.

Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами  в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда  число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего  из 327 товарных групп, выпускавшихся  промышленностью страны, 290 (89 %) было подвержено сильной монополизации.

В 90-е годы после развала  СССР многие предприятия, не получая  государственных дотаций и из-за отсутствия рынков сбыта ввиду своей не конкурентноспособной продукции начали разваливаться и закрываться. Чтобы как-то поддержать своих производителей и избежать полного развала отечественной экономики были выпущены акции этих предприятий. Владельцами их стали трудовые коллективы, частные лица и зарубежные граждане [9].

И к августу 1998 года, в  экономике России в среде 3 млн. предприятий, 130 тыс. акционерных обществ, 27 тыс. совместных предприятий, большого числа неразвитых мелких предприятий появилось несколько  устойчивых крупных финансово –  промышленных образований, из которых  формируются интегрированные структуры.

          Таким образом, если в странах рыночной экономики монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя. При этом монополизм в социалистической экономике был распространен значительно шире, чем в рыночной [9].

 

2.2. Современные монополии:  формирование и развитие

 

         Усиление монополизма происходит при переходе к рынку.

Начало рыночных реформ в  нашей стране привело к резкому  усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с  распадом СССР и ослаблением экономических  связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями  в рамках всего Союза, но ставшие  таковыми на сократившейся территории.

Однако гораздо большее  значение имело изменение условий  хозяйствования. Благодаря им резко  усилились последствия монополизации  и ее влияние на экономику. Дело в  том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все 3 важнейших последствия монополизации (занижение производства, завышение цен, получение монопольных сверхприбылей), до той поры, сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу.

Монополии современной России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. И в основном в России распространены естественные монополии.

Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Главные естественные монополисты России:

 1. Газпром (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

 2. РЖД (железнодорожные перевозки);

По объему реализации продукции  эти компании входят в пятерку крупнейших компаний-монополистов России за 2012 год (см. табл. 2.1.).

Таблица 2.1.

Рейтинг крупнейших компаний-монополистов России-2012.

По объему реализации продукции.

 

Место в рейтинге

Компания

Объем реализации в 2011 г. (млн. руб.)

Балансовая прибыль за 2011 г. (млн. руб.)

Чистая прибыль в 2011 г. (млн. руб.)

1

Газпром

4 637 090.0

1 679 936.0

1 307 018.0

2

Нефтяная компания "ЛУКойл"

3 275 015.9

385 567.4

304 392.2

3

Нефтяная компания "Роснефть"

1 858 035.8

461 599.3

365 964.3

4

РЖД

1 480 879.0

268 402.0

184 565.0

5

ТНК-ВР

1 223 064.9

364 524.2

263 951.6


Источник: [9].

Во-вторых, в российской экономике  очень распространено такое явление  как «локальный» монополизм. Локальная  монополия – это монополия, образованная вследствие ненасыщенности рынка товаром, в определенном регионе[18]. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии [9].

На данный момент монополистами  являются следующие компании: «Энерготехника», Федеральный научно-производственный центр (ФНПЦ) «Алтай», ООО «Завод Медсинтез».

«Энерготехника» – ведущая инжиниринговая компания на рынке промышленной энергетики Российской Федерации. Более 20-ти лет компания успешно работает в сфере энергетических технологий, предоставляя заказчикам Российской Федерации, стран СНГ, Европы, полный комплекс услуг: от проектирования до ввода в промышленную эксплуатацию теплоэнергетического оборудования.

«Энерготехника» совершила настоящий рывок в деле энергосберегающих технологий для нужд ЖКХ. Конструкторы придумали теплообменники нового поколения, не имеющие аналогов в мировой практике.

Разработанная компанией  технология  закрутки потока  позволяет  существенно повысить энергосбережение, снизить до минимальных значений солевые отложения и, как следствие, повысить износостойкость коммунальных теплосетей.

Со своим проектом «Энерготехника»  стала победителем на конкурсе инновационных  проектов в сфере ЖКХ при поддержке  фонда «Сколково».

В реализацию проекта уже  вложена значительная сумма [13].

Алтайский рынок фармацевтической продукции активно растет.  В 2012 году в фармацевтической отрасли  активно открывались новые производства. Федеральный научно-производственный центр (ФНПЦ) «Алтай» запустил единственное в России производство кристаллического глиоксаля (2-метилимидазол) — субстанции, применяемой в фармацевтической, химической и пищевой промышленности. Проект был поддержан постановлением правительства РФ №218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

Глиоксаль используется в качестве сырья для производства противоинфекционных препаратов: метронидазола, орнидазола, тинидазола, ниморазола, дазоксибена, клотримазола. Некоторые из них входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный постановлением федерального правительства.

Сейчас в России для  производства фармацевтических субстанций на основе 2-метилимидазола используется импортное (китайское и немецкое) сырье, что сказывается на цене готовых  лекарственных форм. По словам генерального директора ФНПЦ Жаркова Александра, производство глиоксаля в Бийске поможет освободиться от импортозависимости. ФНПЦ «Алтай» станет монополистом в производстве глиоксаля в России [14].

Следующим  крупным инвестпроектом  стало создание ООО «Завод Медсинтезом» Уральского фармацевтического кластера.

В настоящее время под  эгидой фармкластера реализуются два  эксклюзивных проекта. Первый — по созданию пока единственного в России завода с полным циклом производства инсулина. Второй — первое в стране предприятие по выпуску фармстекла первого гидролитического класса, стеклотрубку для которого больше не будут закупать за рубежом, а будут производить  в маленьком свердловском поселке.

Уже в середине 2013 года ООО  «Завод Медсинтез» планирует запустить  в эксплуатацию первый в России цех  по производству собственной субстанции инсулина мощностью 400 килограммов препарата в год[17].

Все три эти компании, исходя из подходов к рассмотрению видов монополий, обозначенных в первой главе, относятся к открытым монополиям. Рыночная доля этих предприятий не столь велика, как например, естественных монополистов, поскольку они обычно обслуживают только определенный регион.

Помимо естественных и  локальных монополий, для России характерно наличие монополистических объединений. И если в советский период были распространены простые формы (пул, трест, синдикат), то в современной России существуют более сложные формы, например, холдинги. Холдинг — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. Примером холдинга является ОАО РАО «ЕЭС России» - холдинг, открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Единые Энергетические Системы России», объединяющее практически всю российскую энергетику. РАО «ЕЭС» было создано 31 декабря 1992 года в результате приватизации отдельных объектов, используемых для выработки, передачи и распределения электроэнергии, до этого находившихся под контролем Министерства топлива и энергетики Российской Федерации.

В общем, монополии это  достаточно устойчивое явление в  современной экономике Российской Федерации. Особенно, естественные монополии, которые вряд ли изживут себя, пока есть сферы потребления природных ресурсов. Но для того, что бы монополизация отрасли не приводила к негативным последствиям необходимо проводить государственное регулирование монополий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, углубленно изучив понятие  «монополии», можно сказать, что  монополия- это состояние рынка, при котором на нем действует  одна единственная фирма - производитель, полностью контролирующая производство и продажу товаров.

         Фирма является монополией, если  присутствуют следующие факторы:  полный контроль над вводимыми  факторами производства; экономия, обусловленная ростом масштаба  производства; патенты; государственные  лицензии или привилегии.

         Существуют разные виды монополии,  которые можно классифицировать  на: естественные и искусственные  монополии; и на открытые и  закрытые монополии. Искусственные  монополии, в свою очередь,  образуют ряд основных форм  монополистических объединений:  картель, синдикат, трест, концерн,  конгломерат.

         Монополии начали появляться  практически сразу же с появлением  обмена и рынка. Люди рано  поняли, как можно повысить цену  продукта: устранив конкурентов  и ограничив его предложение. 

          Уже в античности происходит  развитие монополий, и более  того их регулирование. 

  Бурный рост монополий  начался с развитием крупного  машинного производства в конце  XIX веке. В основном предприниматели  организовывали различные «общества», которые являлись, по сути, монополистическими  объединениями.  Это было характерным  признаком и для России. В XIX- XX вв. в России были распространены, в основном,  синдикаты, тресты  и картели. 

Монополии современной России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. И в основном в России распространены естественные монополии. Естественными  монополистами считаются «РЖД»  и «Газпром».

Во-вторых, в российской экономике  очень распространено такое явление  как «локальная» монополия, характерная  для определенного региона.  На данный момент «локальными» монополистами являются следующие компании: «Энерготехника», Федеральный научно-производственный центр (ФНПЦ) «Алтай», ООО «Завод Медсинтез».

В-третьих, в современной  России существуют более сложные  формы монополистических объединений  – конгломераты, холдинги, концерны. Примером холдинга является ОАО РАО  «ЕЭС России».

Монополии это достаточно устойчивое явление в современной  экономике Российской Федерации. Особенно, естественные монополии, которые вряд ли изживут себя, пока есть сферы  потребления природных ресурсов.

Информация о работе Монополии: возникновение, сущность и виды