Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и изучение монополий в истории и современности России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть возникновение монополий;
2. изучить сущность монополий и их характеристики;
3. выявить формы и виды монополий
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОНОПОЛИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 5
1.1. Сущность монополий и их возникновение 5
Формы и виды монополий 9
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИИ В РОССИИ 14
2.1. История развития монополий в России 14
2.2. Современные монополии: формирование и развитие17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ24
Изучая историю возникновения монополий, можно выделить различные ее виды и формы.
Обычно выделяются два подхода к рассмотрению видов монополий:
Первый предполагает:
1. закрытую монополию;
2. открытую монополию.
Исторически исходной формой монополии, как особого рода неслучайного явления, можно считать закрытую ее форму. Закрытая монополия - это монополия, защищенная юридическими, легальными запретами, наложенными на конкуренцию. Первые монополии обычно представляли такую ее форму, и некоторые из них назывались регалией. Власти обеспечивали привилегии того или иного субъекта в той или иной сфере деятельности: право торговать определенными товарами или в определенной местности и т.п.
В случае открытой монополии фирма на некоторое время становиться единственным поставщиком какого – либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появится на рынке несколько позже.
Второй подход, в зависимости от рыночной структуры и формы конкуренции, предполагает выделение таких видов монополий: естественная, искусственная.
Естественная монополия – это монополия официально признанная, неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен экономическими и технологическими барьерами [4].
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь. Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. д.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства: создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Основными признаками
естественной монополии
1. Деятельность субъектов
естественных монополий
2. Высокие барьеры входа
на рынок, поскольку
3. Низкая эластичность
спроса, поскольку спрос на продукцию
или услуги, производимые субъектами
естественной монополии, в
Искусственные монополии – монополии специально созданные, в целях получения монополистической прибыли, и утвердившиеся на рынке товара (услуги), производство которого возможно и целесообразно в конкурентных условиях [4]. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
1. Создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
2. Ограничивают аутсайдерам
(предприятиям, которые не вошли
в монополистическое
3. Создают очень высокий уровень технологии;
4. Применяют более крупный
капитал (дающий больший
5. «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии образуют ряд основных форм монополистических объединений. Выделяют следующие направления монополистических объединений:
Пул - форма временного объединения компаний, в рамках которой прибыль участников поступает в общий фонд и затем распределяется между участниками пропорционально величине капитала и произведенной продукции по заранее установленным квотам.
Ринг – форма временного
объединения компаний, в рамках которой
участники скупают и
Картель – форма монополистического объединения, в рамках которой участники договариваются о производственных квотах, продажных ценах, разделении рынков сбыта, при этом сохраняют производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность.
Синдикат – форма монополистического объединения, в рамках которой участники совместно реализуют произведенную продукцию через специальные конторы по сбыту, при этом сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но теряют коммерческую.
Трест – форма монополистического объединения, в рамках которой участники совместно производят и реализуют производимую продукцию, при этом подчиняются единому правлению и теряют производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность.
Комбинат – форма объединения предприятий смежных отраслей, в рамках которой продукция одного предприятия служит сырьем, полуфабрикатом, материалом для другой.
Вертикально-интегрированная компания – форма объединения предприятий разных отраслей, образующих последовательные звенья технологической цепочки производства и реализации готового продукта.
Концерн – форма объединения
промышленных, торговых, транспортных,
финансовых предприятий, научно-исследовательских
учреждений, которая характеризуется
единством финансового
Конгломерат – форма объединения технологически не связанных между собой, промышленных, торговых, транспортных, финансовых предприятий, научно-исследовательских и иных учреждений, которая характеризуется единством финансового контроля [4].
Исходя из подходов к рассмотрению
классификации монополий, можно
сделать вывод, что существуют разнообразные
ее виды и формы. А как развивался
процесс монополизации в
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИИ В РОССИИ
2.1. История развития монополий в России
Появление монополий в
России было своеобразным. Своеобразие
заключалось в непосредственном вмешательстве
государственных органов в создание и
деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших
нужды государственного хозяйства, или
имевших особое значение в его системе
(металлургия, транспорт, машиностроение,
нефтяная и сахарная промышленность).
Это привело к раннему возникновению государственно-
Первые монополии появились в России в 80-х гг. XIX в. (Союз рельсовых фабрикантов и др.). В 80-90 гг. действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте.
В России первый промышленный синдикат возник в Петербурге при участии немецких предпринимателей в 1886 г., когда объединились 6 фирм по производству гвоздей и проволоки. В 1903 г. это уже был синдикат «Гвоздь», который контролировал 87 % всего производства гвоздей. В 1887 г. возникает сахарный синдикат, который к началу 1890-х гг. объединял 90 % всех заводов (203 из 224). В 1902 г. возникает крупнейший синдикат «Продамет», объединивший металлургические заводы. В 1906 г. появление синдиката «Продуголь» вызвало кризис на рынке угля, так как политика снижения объемов добычи оказалась опасной для всего хозяйства, зависящего очень сильно от этого топлива. В 1907 г. появился синдикат «Кровля», объединивший производителей кровельного железа. В 1908 г. образовался синдикат «Медь», контролировавший 94 % производства этого металла. В 1904 г. начал деятельность синдикат «Продвагон», который контролировал 97 % всех заказов на железнодорожные вагоны.
До начала XX в. роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 гг. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Братьев Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений.
В период промышленного подъема (1910-14гг.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и других объединений (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) – уровень монополизации был невысок.
В годы первой мировой войны 1914 – 1918 гг. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.).
Монополии были ликвидированы
в результате Октябрьской
Социалистическая экономика
Причин для такой концентрации выпуска продукции было несколько. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов.
Информация о работе Монополии: возникновение, сущность и виды