Монополистическая деятельность и ее формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:36, реферат

Описание работы

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена рядом факторов. В становлении отечественной государственности и в движении общества к демократическим стандартам, в укреплении национальной безопасности и сохранении жизни самой нации первостепенное значение имеют проводимые преобразования в экономике. Одно из центральных мест в системе рыночных реформ по праву занимает защита конкуренции на товарных рынках.

Содержание работы

Введение 3
1 Монополистическая деятельность и ее формы 4
2 Характеристика основных видов монополистической деятельности 11
3 Применение мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства 20
Заключение 26
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Монополистическая деятельность.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена рядом факторов. В становлении отечественной государственности и в движении общества к демократическим стандартам, в укреплении национальной безопасности и сохранении жизни самой нации первостепенное значение имеют проводимые преобразования в экономике. Одно из центральных мест в системе рыночных реформ по праву занимает защита конкуренции на товарных рынках.

Эффективное развитие рыночных отношений и свободы предпринимательства  предполагает наличие добросовестных и цивилизованных отношений между конкурирующими производителями, соблюдение ими определенных рамок, границ поведения. Чтобы свобода конкуренции не превращалась в анархию, нужны определенные гарантии и механизмы, направленные на поддержание справедливых и равных для всех участников рынка условий предпринимательства и конкуренции.

Таким образом, актуальность исследования проблем монополистической деятельности и ее основных видов обусловлена: во-первых, проведением и углублением экономических и правовых реформ; во-вторых, необходимостью осмысления и выявления специфики белорусского антимонопольного законодательства и практики его применения;  в-третьих, недостаточностью разработанности юридических аспектов антимонопольной деятельности государства и его органов.

В данном исследовании, в целях полного и всестороннего раскрытия его темы анализируются понятие монополистической деятельности, ее сущность, формы, основные разновидности, а также система мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

В качестве научной основы исследования выступили работы отечественных ученых, таких как Вабищевич С.С., Калита Л.В. и др., а также нормы действующего антимонопольного законодательства.

1 Монополистическая деятельность и ее формы

 

Правовое регулирование монополистической  деятельности в Республике Беларусь осуществляется на основе Закона Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон), Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 162-З «О естественных монополиях», Постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г. № 60 «Об утверждении Инструкции о применении мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства»  и других нормативных правовых актов.

Закон определяет организационные  и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  в целях обеспечения необходимых  условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей.

В соответствии с Законом монополистическая деятельность – это противоречащие Закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей [1, ст. 1].

Под конкуренцией понимается состязательность субъектов предпринимательства, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном или финансовом рынке [4, с. 324].

Данное определение  в основном исходит из понятия конкуренции как экономической категории. В тоже время оно содержит нормативно закрепленные признаки, характеризующие конкуренцию как правовую категорию.

Конкуренция – состязательность субъектов предпринимательства:

1) выражающаяся в их  самостоятельных (конкурентных) действиях;

2) осуществляемая ими  между собой (субъектами конкуренции);

3)   существующая  в  определенных экономико-правовых  сферах предпринимательской деятельности, именуемых рынками (товарными, финансовыми, энергетическими и т.д.).

Конкурентные действия – совершаемые субъектами предпринимательства в собственных интересах для приобретения ими преимуществ в своей деятельности самостоятельные состязательные действия, не противоречащие действующему законодательству и обычаям делового оборота, с целью получения наибольшей прибыли посредством привлечения потребительского (покупательского) спроса.

В литературе различают  следующие формы монополистической  деятельности: монополистическую деятельность субъектов хозяйствования и монополистическую деятельность органов управления; индивидуальную и коллективную монополистическую деятельность [5, с. 107].

Выделяют следующие  признаки, позволяющие отграничить монополистическую деятельность от иной деятельности:

    1. противоправность;
    2. монополистическая деятельность является деянием;
    3. специфический субъектный состав. Монополистическая деятельность может осуществляться только субъектами хозяйственной деятельности;
    4. заключает в себе антиконкурентный характер;
    5. наносит вред [5, с. 107].

Законодатель выделяет правомерные и неправомерные формы монополий.

Правомерными монополиями  являются государственная, естественная или чрезвычайная монополии.

Естественная  монополия  – это система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары [2, ст. 1].

Сферами деятельности субъектов  естественных монополий признаются:

1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2) транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

3) передача и распределение электрической и тепловой энергии;

4) централизованное водоснабжение и водоотведение;

5) услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

6) услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

7) услуги транспортных терминалов, аэропортов;

8) обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

Субъекты естественных монополий обязаны:

1) предоставлять равные условия потребителям товаров, произведенных (реализуемых) в условиях естественных монополий, за исключением случаев, когда законодательством Республики Беларусь допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

2) обеспечивать качественное обслуживание потребителей с учетом цен, установленных органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

3) соблюдать требования технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, показатели безопасности и качества товаров, а также лицензионные требования и условия в случае, если осуществляемые ими виды предпринимательской деятельности подлежат лицензированию;

4) применять наиболее эффективные методы и технологии производства (реализации) товаров при условии соблюдения принципа общественной безопасности и безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан, имущества юридических лиц и окружающей среды;

5) исполнять решения органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

6) представлять в орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий отчеты о своей деятельности по форме и в сроки, установленные этим органом, а также иную информацию, необходимую для осуществления им полномочий;

7) исполнять другие обязанности в соответствии с актами законодательства [3, ст. 4].

Субъекты естественных монополий, кроме случаев, установленных законодательными актами, не вправе:

1) совершать действия, которые приводят или могут привести к невозможности производства (реализации) товаров в условиях естественных монополий или к замене их другими товарами;

2) отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров в условиях естественных монополий при наличии у них возможности произвести (реализовать) такие товары;

3) взимать за произведенные (реализуемые) товары плату, превышающую размер, установленный органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

4) навязывать потребителям условия доступа к товарам, произведенным (реализуемым) в условиях естественных монополий;

5) совершать иные действия (бездействие), ведущие к ущемлению прав потребителей и (или) противоречащие законодательству.

Государственная монополия – система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права. Существование государственной монополии, как правило, обусловлено вопросами защиты публичных интересов.

Чрезвычайная  монополия – это система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени [5, с. 108]. При чрезвычайной монополии конкуренция отсутствует или ограничена.

Итак, правомерная монополия – это государственная, естественная или чрезвычайная монополии.

Необходимо остановиться на понятии «доминирующее положение на товарном рынке (доминирующее положение)» под которым понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров (далее - рынок определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на  рынке определенного товара превышает  предельную величину, установленную  уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;

2) доля которого на  рынке определенного товара не  превышает установленную предельную  величину, если уполномоченным республиканским  органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам (далее - конкуренты) долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.

Исходя из того, что  монополистическая деятельность –  это деятельность противоправная, то она соответственно является правонарушением, которое, как всякое правонарушение имеет определенный состав, т. е. совокупность таких элементов, как объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

1)   Объект монополистической деятельности как правонарушения. Выделяют общий, родовой и непосредственный объекты. Общим объектом выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности; родовым объектом – общественные отношения, складывающиеся на товарном рынке. Непосредственным объектом является сама конкуренция, а также права, свободы и законные интересы потребителей.

2)   Объективная  сторона монополистической деятельности как правонарушения. Элементами объективной стороны любого правонарушения является: деяние, вред, причиненный деянием, причинная связь между деянием и наступившим вредом. Сложный состав непосредственного объекта определяет формально-материальный состав правонарушения. Так, если непосредственным объектом выступает конкуренция, то для квалификации деятельности как монополистической не требуется наличие неблагоприятных последствий, причинной связи между действием (бездействием) и наступившим вредом, если таковой последовал. Достаточно установить цель правонарушения – недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Если же в качестве непосредственного объекта выступают права, свободы и законные интересы потребителей, то при установлении состава монополистической деятельности необходимо доказать наличие вреда. Закон содержит полный перечень видов монополистической деятельности. При этом в пределах каждого из них действия (бездействия), выражающие монополистическую деятельность, могут быть самыми различными.

Информация о работе Монополистическая деятельность и ее формы