Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:36, реферат
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена рядом факторов. В становлении отечественной государственности и в движении общества к демократическим стандартам, в укреплении национальной безопасности и сохранении жизни самой нации первостепенное значение имеют проводимые преобразования в экономике. Одно из центральных мест в системе рыночных реформ по праву занимает защита конкуренции на товарных рынках.
Введение 3
1 Монополистическая деятельность и ее формы 4
2 Характеристика основных видов монополистической деятельности 11
3 Применение мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства 20
Заключение 26
Список использованных источников 27
3) В
качестве субъектов монополисти
Если в основу классификации монополистической деятельности положить субъектный состав ее участников, то можно выделить, монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и монополистическую деятельность государственных органов.
Главой 2 Закона выделены следующие основные виды монополистической деятельности.
Злоупотребление
хозяйствующим субъектом своим
Такую деятельность субъекты хозяйствования могут осуществлять самостоятельно либо совместно с другими субъектами хозяйствования. При этом не требуется, чтобы субъект хозяйствования был внесен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (далее – Реестр). Достаточно установления факта его доминирования на соответствующем товарном рынке.
Для уяснения сущности данного вида монополистической деятельности необходимо выяснить, что представляет собой доминирующее положение. В научной литературе такое положение рассматривается как основополагающая категория антимонопольного законодательства. Как уже отмечалось, в соответствии с Законом доминирующим положением на товарном рынке признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В данном определении указан качественный признак доминирующего положения – исключительность положения хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, которое дает возможность совершать указанные действия. При этом возникает вопрос: что означает «возможность оказывать решающее влияние на соответствующем товарном рынке» и «затруднение доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам». Указанные формулировки имеют описательный характер и для их практического применения необходимо установление конкретных параметров. В качестве таковых действуют количественные признаки доминирующего положения. Они определяются долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке количественной оценкой положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, определяемой как выраженное в процентах отношение объема реализованных хозяйствующим субъектом товаров к общему объему реализации данных и взаимозаменяемых товаров на товарном рынке. Если доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара превышает предельную величину, (за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии), его положение признается доминирующим. Например, для хозяйствующих субъектов – производителей товаров народного потребления и хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, предельная величина, устанавливающая факт доминирования, составляет 30 %, т.е. если доля такого субъекта превышает 30 %, его положение признается доминирующим. Для хозяйствующих субъектов – производителей товаров производственно-технического назначения такая доля составляет 45 %. Кроме того, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченный республиканский орган государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, установит, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим. Данное обоснование имеет еще более пространный характер. Сразу же возникает вопрос – как перевести на язык конкретной правовой нормы такой критерий, характеризующий товарный рынок, как «стабильность доли хозяйствующего субъекта относительно размера принадлежащих конкурентам долей», где установлены «иные критерии», характеризующие товарный рынок? [6, с. 269].
Установление факта доминирования хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке является основанием для включения его в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь. Однако для констатации монополистической деятельности необходимо, чтобы хозяйствующий субъект злоупотребил доминирующим положением. Конкретные действия (бездействия), квалифицируемые как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, могут быть самыми разнообразными. Критерий отнесения тех или иных действий (бездействий) к рассматриваемому виду монополистической деятельности - наступление или возможность наступления результата в виде ограничения конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей. В ст. 5 Закона о содержится примерный перечень действий (бездействий), которые приводят или могут привести к указанному результату. Условно их можно разделить на две группы:
1) совершение хозяйствующем субъектом односторонних действий (внедоговорные);
2) совершение действий
Первую группу составляют действия, направленные на:
1) создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;
2) изъятие товаров из обращения, ограничение производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованное и преднамеренное повышение (снижение) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;
3) установление (поддержание) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов.
Во вторую группу входят такие действия, как:
1) заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;
2) заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;
3) заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;
4) применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
5) согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован.
Перечисленные действия в исключительных случаях могут быть признаны антимонопольным органом правомерными в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь или по его поручению иным государственным органом и (или) судом, если хозяйствующий субъект докажет, что осуществление названной деятельности необходимо для исполнения предписаний актов законодательства, принятых (изданных) в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а ограничение конкуренции осуществляется лишь в той мере, в какой оно неизбежно или необходимо для точного и неукоснительного исполнения соответствующих актов законодательства [6, с. 271].
Соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции.
В соответствии со ст. 6 Закона о противодействии монополистической деятельности этот вид монополистической деятельности субъекты хозяйствования – конкуренты могут осуществлять в формах:
1) вступления в объединения или их создания;
2) заключения и осуществления в любой форме соглашений или согласованных действий;
3) договоренности осуществлять или осуществления других видов координированной деятельности.
Перечисленные действия, осуществляемые на горизонтальном уровне, квалифицируются как монополистическая деятельность, если они имеют целью или результатом (могут иметь своим результатом):
1) раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;
2) исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
3) необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;
4) необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;
5) осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;
6) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
7) иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).
На вертикальном уровне соглашения (согласованные действия) достигаются между неконкурирующими хозяйствующими субъектами, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом. Подобные соглашения запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными, если имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.
В Законе о противодействии монополистической деятельности содержится запрет на монополизацию производства или реализацию товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, в том числе создание (существование) холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции. Указанные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления государственной и иной правомерной монополии, устанавливаемой в Республике Беларусь в соответствии с требованиями законодательства.
Стандартные условия сделок.
Это любые заранее сформулированные условия, предназначенные для многократного использования, которые одна договаривающаяся сторона (сторона, предлагающая условия) устанавливает для другой договаривающейся стороны при заключении договора и которые в деталях не согласовывались сторонами договора независимо от того, изложены ли эти условия во внешне обособленной составной части договора или в основном тексте договора, а также от их числа, способа оформления самого договора (в простой письменной или нотариальной форме) и соответствующих его условий. Условия таких сделок могут быть запрещены полностью или частично в соответствии с законодательством. Законодательство также может устанавливать запреты и ограничения на отнесение отдельных условий сделок к числу стандартных.
Монополистическая деятельность государственных органов в зависимости от количества участников может быть:
1) индивидуальной.
Она выражается в принятии (издании) актов, совершении иных действий, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов; создают дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, гели такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан. Кроме того, государственным органам запрещается:
- необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
- устанавливать запреты на осуществление определенных мидов деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе на производство определенных видов товаров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- незаконно ограничивать право хозяйствующих субъектов заключать сделки;
- давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров, не предусмотренных законодательством;
- необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам налоговые или другие льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам на товарном рынке того же товара [6, с. 274].
Решения государственных органов по вопросам предоставления льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами,
2) коллективной.
Формами ее проявления являются соглашения (согласованные действия) государственного органа с другим государственным органом либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан. Целями заключения таких соглашений (согласованных действий) выступают:
1) раздел товарного рынка по территориальному принципу, видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам по кругу потребителей;
2) исключение или ограничение доступа на товарный других хозяйствующих субъектов;
3) незаконное повышение, снижение или поддержание цен, том числе на торгах.
Антимонопольное законодательство запрещает субъектам хозяйствования злоупотреблять своим доминирующим положением и, в частности, совершать такие действия, как:
1) изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен;
2) навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;
3) включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими субъектами хозяйствования;
Информация о работе Монополистическая деятельность и ее формы