Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:36, реферат
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена рядом факторов. В становлении отечественной государственности и в движении общества к демократическим стандартам, в укреплении национальной безопасности и сохранении жизни самой нации первостепенное значение имеют проводимые преобразования в экономике. Одно из центральных мест в системе рыночных реформ по праву занимает защита конкуренции на товарных рынках.
Введение 3
1 Монополистическая деятельность и ее формы 4
2 Характеристика основных видов монополистической деятельности 11
3 Применение мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства 20
Заключение 26
Список использованных источников 27
4) согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не нуждается либо не заинтересован;
5) создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим субъектам хозяйствования;
6) нарушение установленного порядка ценообразования;
7) установление монопольно высоких или монопольно низких цен;
8) сокращение или прекращение
производства товаров, на
9) отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или поставке соответствующего товара [7, с. 340].
Однако следует отметить, что вышеперечисленные действия могут быть допустимыми, если субъект хозяйствования докажет, что общеполезный их результат значительно выше, чем негативные последствия.
Основными мерами антимонопольного органа, направленными на устранение нарушений антимонопольного законодательства, являются:
1) вынесение предписаний о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате;
2) составление протоколов об административных правонарушениях;
3) принятие в пределах своей компетенции иных мер (направление
Основанием для применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства, являются выявленные и установленные факты нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами.
Нарушения антимонопольного
законодательства могут быть выявлены
в ходе плановых проверок антимонопольного
органа, а также на основании заявлений
хозяйствующих субъектов и
Заявления о нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующих субъектов и других заинтересованных лиц подаются в департамент (управления ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома) в письменной форме и должны содержать:
- сведения о заявителе и о хозяйствующем субъекте, в отношении которых подано заявление (наименование с указанием организационно-правовой формы, почтовый и юридический адрес, иная информация, поясняющая вид деятельности заявителя);
- описание противоправных действий с приложением доказательств, подтверждающих факты нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми обращается заявитель, а также иные материалы, которыми заявитель обосновывает свои требования. Документы на иностранных языках представляются с приложением перевода на русский язык, заверенного печатью организации, осуществившей данный перевод;
- информацию об основных видах деятельности заявителя, производимых и поставляемых на рынок товарах, географических границах деятельности, объемах производства и реализации товаров с приложением копий учредительных документов и копии свидетельства о государственной регистрации.
Доказательства, прилагаемые к заявлению, должны подтверждать правдивость сведений, изложенных в заявлении [3, п. 3-6].
Департамент рассматривает
заявления о нарушении антимоно
Департамент (управления ценовой политики облисполкомов, Минского горисполкома) рассматривает вопрос о нарушении антимонопольного законодательства. После установления факта нарушения директор департамента (начальники управлений ценовой политики облисполкомов, Минского горисполкома) принимает решение об устранении нарушения антимонопольного законодательства Республики Беларусь путем вынесения предписания о прекращении противоправной деятельности и устранении вредных последствий, возникших в ее результате, и составляет протокол об административных правонарушениях:
1) основанием для составления предписания являются документы и другие материалы, рассматриваемые департаментом (управлениями ценовой политики облисполкомов, Минского горисполкома), на предмет их соответствия антимонопольному законодательству Республики Беларусь. При этом доказательствами могут служить переписка по материалам рассматриваемого вопроса, письменные обращения, официальные данные государственных органов, экспертные заключения и иные документы, подтверждающие совершение нарушения антимонопольного законодательства;
2) на основании изучения всех имеющихся материалов при установлении противоправного деяния департаментом (управлениями ценовой политики облисполкомов, Минского горисполкома) принимается решение о вынесении хозяйствующим субъектам, должностным лицам государственных органов предписания;
3) совершении противоправной деятельности департаментом (управлениями ценовой политики облисполкомов, Минского горисполкома) составляется предписание согласно уполномоченным на то должностным лицом антимонопольного органа.
В предписании об устранении нарушения антимонопольного законодательства указываются:
1) дата и номер решения, на основании которого составляется предписание о нарушении антимонопольного законодательства с указанием статьи Закона;
2) дата и номер предписания;
3) состав нарушения;
4) наименование хозяйствующего субъекта, органа управления, фамилия, имя, отчество должностного лица, допустившего нарушение;
5) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего предписание;
6) нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, иные сведения;
7) срок исполнения предписания с указанием конкретных действий, которые должны быть выполнены в указанный предписанием срок с письменным уведомлением антимонопольного органа;
8) порядок обжалования решения (предписания, заключения) департамента (управлений ценовой политики облисполкомов, Минского горисполкома), установленный действующим законодательством.
Составленное и подписанное руководителем департамента (управления ценовой политики облисполкома, Минского горисполкома) предписание направляется в адрес хозяйствующего субъекта, государственного органа, нарушившего антимонопольное законодательство, а также копия – заявителю, против которого совершены противоправные действия (бездействие).
Хозяйствующему субъекту, государственному органу, его должностному лицу, нарушившим антимонопольное законодательство, предписание вручается под расписку либо высылается почтой заказным письмом.
Принятие мер по устранению нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, органами управления, их должностными лицами осуществляется в срок, установленный департаментом (управлениями ценовой политики облисполкомов, Минского горисполкома). В случаях, требующих более длительного времени для устранения нарушения антимонопольного законодательства, департаментом (управлениями ценовой политики облисполкомов, Минского горисполкома) может быть установлен срок до двух месяцев, о чем оговаривается в предписании.
Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на то должностным лицом департамента (управления ценовой политики облисполкома, Минского горисполкома) на:
1) должностных лиц государственных органов;
2) должностных лиц юридических лиц;
3) физических лиц.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и сущность административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей протокол подписывается также и этими лицами.
Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания (эти документы прилагаются к каждому экземпляру протокола). В случае отказа от подписи и объяснений лица, совершившего правонарушение, в протоколе делается об этом запись, заверяется подписью лица, составившего протокол, и свидетелями. Отказ от подписи протокола не является основанием для прекращения производства по делу.
Лицу, совершившему административное правонарушение, копия протокола вручается под расписку либо высылается почтой заказным письмом.
В течение рассмотрения заявления (обращения) департамент (управления ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома) в пределах своей компетенции направляет письма-предупреждения в адрес хозяйствующего субъекта, государственного органа, его должностного лица, допустивших противоправные деяния, нарушающие требования антимонопольного законодательства.
В письме-предупреждении излагаются факты нарушения антимонопольного законодательства, а также возможные последствия, вытекающие из данного нарушения. Устанавливаются сроки, в течение которых необходимо представить материалы, касающиеся данного нарушения, а также информирования департамента (управления облисполкомов и Минского горисполкома) о принятых мерах по устранению нарушения.
В качестве подведения итогов осуществленного исследования необходимо еще раз заострить внимание на следующих моментах.
1) Согласно действующему законодательству Республики Беларусь под монополистической деятельностью понимаются противоречащие Закону Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.
2) Выделяют ряд признаков, позволяющих отграничить монополистическую деятельность от иной деятельности, среди которых: противоправность; монополистическая деятельность является деянием; специфический субъектный состав, т.е. монополистическая деятельность может осуществляться только субъектами хозяйственной деятельности; носит антиконкурентный характер; наносит вред.
3) Белорусский законодатель в качестве основных видов монополистической деятельности рассматривает следующие деяния:
- злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке;
- оглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции;
- стандартные условия сделок.
Основными мерами органа, направленными на устранение нарушений антимонопольного законодательства, являются:
-вынесение предписаний о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате;
- составление протоколов об административных правонарушениях;
- принятие в пределах своей компетенции иных мер.
1. Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь «Эталон-Беларусь» [Электронный ресурс] / НЦПИ Республики Беларусь. Мн.: 2007.
2. Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 162-З «О естественных монополиях». // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь «Эталон-Беларусь» [Электронный ресурс] / НЦПИ Республики Беларусь. Мн.: 2007.
3. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г. № 60 «Об утверждении Инструкции о применении мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства». // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь «Эталон-Беларусь» [Электронный ресурс] / НЦПИ Республики Беларусь. Мн.: 2007.
4. Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2002. – 416 с.
5. Под ред. Л.В. Калиты. Хозяйственное право. УМК. Мн.: МИУ, 2006. – 212 с.
6. Вабищевич С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь: монография. Мн.: Молодежное научное общество, 2005. – 448 с.
7. Под общей ред. В.А. Витушко, В.И. Семенкова. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. Мн.: Молодежное научное общество, 2001. – 400 с.
Информация о работе Монополистическая деятельность и ее формы