Монополистическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка. Тема является актуальной, потому что именно в условиях несовершенной конкуренции функционируют реально существующие рынки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Чистая монополия…………………………………………………….4
Олигополия…………………………………………………………...14
Монополистическая конкуренция…………………………………..19
Практикум…………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………26
Список используемой литературы…………………………………..27

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 73.11 Кб (Скачать файл)

 

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………3

Чистая монополия…………………………………………………….4

Олигополия…………………………………………………………...14

Монополистическая конкуренция…………………………………..19

Практикум…………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………26

Список используемой литературы…………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

      Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. По степени  свободы конкуренция бывает совершенной и несовершенной. Существует несколько видов рыночных структур несовершенной конкуренции. К ним относятся: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Во всех этих рыночных структурах несовершенной конкуренции фирма в той или иной степени может воздействовать на рыночную цену. Общими чертами рыночных структур несовершенной конкуренции являются:

1)Предельный доход ниже цены единицы продукции

2)Неравенство объема производства  фирмы

3)Изменение условий равновесия  фирмы 

4)Существование монопольной  власти

5)Наличие ценовой дискриминации.

    Цель работы заключается в том, чтобы  раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка. Тема является актуальной, потому что именно в условиях несовершенной конкуренции функционируют реально существующие рынки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистая монополия.

Монополия-это единственный на рынке продавец товара, не имеющего

близких товаров-заменителей, то есть выпускаемый продукт уникален. В 

таких условиях монополист обладает реальной властью с точки зрения

реализации продукта, контролирует цену и может влиять на нее, изменяя 

количество товара. Существует несколько видов монополий.

Естественная монополия  — вид монополии, занимающий привилегированное  положение на рынке в силу технологических  особенностей производства, при донной модели рынка чистой монополии, конкуренция  не целесообразна в силу того, что  минимальный долгосрочные средние  издержки при любом объёме производства достигаются на рынке только при  работе одной фирмы. Государство  регулирует естественные монополии  для того, чтобы они минимизировали свои минимальные долгосрочные средние издержки. Например, в нашей стране есть уникальные технологии в военной сфере, по производству вертолетов последнего поколения.

Государственная монополия  — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы  контроля и регулирования его  деятельности, а также компетенцию  контролирующего органа.

Таким образом, чистая монополия  — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

Признаки чистой (абсолютной) монополии:

    • Фирма является единственным продавцом товара, и её границы расширены до масштабов отрасли
    • Отсутствие товаров-заменителей (субститутов)
    • Выпускается однородный или уникальный продукт
    • Контроль над ценой, объёмом производства и рыночной информацией (Информации в свободном доступе нет)
    • Наличие входных и выходных барьеров в отрасли

 

Входной барьер – должен быть не меньше определенной величины капитал, наличие  патентов, наличие лицензии на данный вид деятельности.

Политическую власть всегда имело государство, и оно с  давних времен пользовалось ею, устанавливая свою монополию, например, на продажу вина, табака, соли, за счет высоких цен, пополняя свою казну. Иногда государство предоставляло такую монополию отдельным торговцам, становившимся монополистами на рынках данных товаров. Это называлось «отдать на откуп» торговлю каким-то товаром.

Экономическая власть устанавливается  по мере роста размеров капитала и  сосредоточения производства какого-то товара в отдельных руках. Такое  сосредоточение является результатом  концентрации и централизации производства в отдельных отраслях, победы над  конкурентами, обычно более мелкими. С крупными конкурентами нередко  достигается соглашение о разделе  рынков сбыта производимых товаров, а иногда возможно их объединение, так  что отрасль оказывается под  контролем одной крупной компании или объединения компаний, то есть монополизируется.

Наиболее распространенным способом монополизации какой-то отрасли  является объединение крупных компаний. Компании, вошедшие в объединение, на рынке соответствующего товара предстают  как единое целое, то есть как монополия. Такие объединения могут быть различными, варьируясь от весьма простых до очень сложных форм.

Наиболее простыми монополистическими объединениями являются временные  соглашения между отдельными компаниями, именуемыми пулами, рингами, конвенциями  и т.п. Название таких объединений  зависит от предмета соглашения. Это  могут быть соглашения о цене на производимую в отрасли продукцию, о совместных действиях в отношении  конкурентов, не вошедших в данное объединение, о правилах поведения на рынке  данного товара и т.д. Поскольку соглашения носят временный характер, то такие монополистические объединения являются неустойчивыми.

Более устойчивой формой монополии  является картель – соглашение между  отдельными компаниями о ценах на производимую продукцию, о рынках сбыта  этой продукции, о квотах на ее производство. Картельными могут быть соглашения о ценах на сырье, из которого производится продукция. Такие соглашения еще  не означают полную монополизацию отрасли, так как они заключаются между  компаниями, сохраняющими свою производственную и коммерческую самостоятельность  и выступающими на рынке в роли продавцов, согласовывающих свои действия друг с другом.

Качественно иной формой монополии  является синдикат, представляющий собой  объединение отдельных компаний для создания совместных предприятий  по сбыту производимой продукции. Здесь  в полном смысле возникает монополия  в лице одного сбытового предприятия, которое получает возможность определять условия продажи товара, прежде всего  цену.

Следующей, уже завершенной  формой монополии является трест. Трест  представляет собой объединение  компаний не только для совместного  сбыта, но и производства каких-то товаров. Входящие в трест компании лишаются не только сбытовой, но и производственной самостоятельности, превращаясь, по существу, в единую компанию. В основе образования  трестов лежит процесс централизации  производства, которая может быть как горизонтальной, так и вертикальной.

Горизонтальная централизация  объединяет предприятия, относящиеся к вторичному сектору производства, то есть к отраслям, производящим отдельные полуфабрикаты, заготовки, узлы, которые, будучи соединены, образуют конечный продукт. С ним трест как монополист выходит на рынок. Вертикальная централизация объединяет предприятия, относящиеся ко всем секторам производства. Предприятия первичного сектора заняты производством сырья, которое перерабатывается и превращается в готовый продукт на предприятиях вторичного сектора. Услуги предприятий третичного сектора, входящих в трест, обеспечивают бесперебойное производство и сбыт товаров. Такую централизацию предприятий различных секторов и отраслей производства называют также вертикальной интеграцией, а тресты, основанные на ней, – комбинатами.

В современных условиях распространенной формой объединений, способных монополизировать производство и сбыт товаров, является концерн. Концерн – это объединение  компаний путем покупки их контрольных  пакетов акций какой-то одной  компанией, ставшей головной. Вошедшие в концерны компании могут сохранять  производственную и сбытовую самостоятельность, но они лишены финансовой самостоятельности. В концерн обычно входят компании, относящиеся к разным отраслям, но имеющие общие технологические  связи. Поэтому концерн, как правило, является многопрофильным, то есть производящим различные виды товаров, при этом у них есть основной вид продукции, на рынке которого концерн обычно выступает как монополист. Так, нефтеперерабатывающий  концерн кроме бензина как  основного продукта может производить  различные масла, оборудование для  бензоколонок, технику для бурения  нефтяных скважин и т.п. Создание многоотраслевых концернов позволяет  получать не только высокую, но и стабильную прибыль, поскольку под контролем  концерна оказываются предприятия  отраслей с разной нормой прибыли, но в совокупности имеющих норму  выше средней.

Возможность получения стабильной прибыли за счет нахождения капитала в разных отраслях обусловила возникновение  такой формы объединения компаний, как конгломерат. Особенность конгломерата заключается в том, что он объединяет предприятия разных отраслей, технологически не связанных друг с другом. Такой  принцип объединения называется диверсификационным. Диверсификация представляет собой процесс внедрения какой-то одной, достаточно мощной компании в различные отрасли с целью установления над ними финансового контроля и получения устойчиво высоких доходов. Конгломерат, как и концерн, создается путем приобретения одной компанией контрольных пакетов акций других компаний. Обычно конгломерат объединяет высоко прибыльные компании либо компании с реальными перспективами получения высокой прибыли. Если у входящих в конгломерат компаний норма прибыли начинает снижаться, то от такой компании конгломерат стремится освободиться. Поэтому по своему составу конгломерат в отличие от концернов не является постоянным. Но именно это непостоянство позволяет конгломерату иметь общую норму прибыли выше средней. Высокая норма прибыли конгломерата может быть обусловлена и установлением отдельными компаниями, входящими в конгломерат, монополии на рынках своих товаров. Поэтому нередко вся мощь и влияние подобного объединения направлена на то, чтобы обеспечить для своих компаний такую монополию.

Итак, рынок чистой монополии  – тип рыночной структуры, характеризующийся  высокой степенью рыночной власти продавца и отсутствием конкуренции. 

Важным признаком рынка  совершенной конкуренции является стандартизированность, то есть однородность, продаваемого на нём продукта. Продукт монополии должен быть уникальным в том смысле, что не существует хороших и близких заменителей данного продукта. В такой ситуации у покупателя нет приемлемых альтернатив потребления данного товара: он должен покупать его у монополиста либо обходится без данного товара. Предположим, что какой-нибудь учёный изобрёл эликсир жизни и продаёт его по баснословной цене: хочешь – покупай и живи вечно; не можешь заплатить такую цену, тогда хоть умри, но ни у кого другого подобного эликсира ты уже не купишь. Отметим, что учёный, являясь монополистом, может сам устанавливать цену на эликсир жизни, следовательно, он является ценопроизводителем и тем самым отличается от совершенно конкурентной фирмы, принимающей рыночную цену как заданное.

Поскольку фирма-монополист получает высокие прибыли, то другие фирмы захотят вступить в эту  отрасль, чтобы открыть там своё производство. Следовательно, для поддержания  монопольной власти необходимо установить барьеры для входа в отрасль  новых фирм. Среди основных видов  барьеров, предотвращающих появление  дополнительных продавцов на рынке  монопольной фирмы, следует назвать  патенты и авторские права.

Патент – это документ правовой защиты интеллектуальной собственности, подтверждающий как авторство изобретателя, так и исключительное право собственности  на изобретение патентообладателя. Последнее означает, что любое  другое лицо может пользоваться запатентованным  изобретением только в том случае, если на него будет продана лицензия владельцем патента. Отсюда следует, что  патентная система фактически приводит к образованию монополий на рынке  научно-технических знаний.

Конечно, патенты могут  обеспечить изобретателя монопольным  положением только на время действия патента. Патентный контроль сыграл видную роль в росте многих современных  индустриальных гигантов, таких, как  «Полароид», «Дженерал моторс», «Ксерокс», «Дюпон». Деятельность компании «United Machinery» – яркий пример того, как можно злоупотребить патентным контролем, чтобы достигнуть монопольной власти. «United Machinery» стала исключительным поставщиком некоторых важнейших станков для изготовления обуви благодаря патентному контролю. Она распространила свою монопольную власть на другие типы сапожного оборудования, требуя от пользователей её патентованных машин подписывать «привязывающее соглашение», в котором производители обуви соглашались бы также брать в аренду всё другое сапожное оборудование у «United Machinery». Это позволило компании монополизировать рынок.

Среди других барьеров, способствующих появлению монополии и помогающих её поддерживать, можно выделить следующие: исключительные права, полученные от правительства  или местных властей, благодаря  которым фирма получит статус единственного продавца; право собственности  на все важнейшие источники какого-либо производственного ресурса, например, сырья (так, знаменитая компания «De Beers» владеет большинством алмазных рудников, что позволяет ей контролировать около 90% всех мировых продаж необработанных алмазов); преимущество низких средних издержек крупного производства в отельных отраслях, которое приводит к образованию естественных монополий.

Одной из основных причин появления  и существования монополии является наличие столь значительной экономии на масштабе производства, что возможно присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную  прибыль. В этом случае говорят о  естественной монополии. Современная  технология в некоторых отраслях такова, что предприятия, функционирующие  в этих отраслях, могут весьма значительно  увеличиваться в размерах, продолжая  получать положительный эффект от роста  масштаба производства. Последнее обстоятельство выражается в том, что по мере увеличения размеров фирмы снижаются средние  издержки производства продукции. Другими  словами, чем большее количество продукции за определённый период времени  выпускает фирма, тем ниже оказываются  издержки производства одной единицы  продукции.

Информация о работе Монополистическая конкуренция