Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:53, контрольная работа
Есть некоторый фактор, очень сильно влияющий на развитие экономики нашей страны. Это конкуренция. Борясь за развитие своего предприятия, каждый предприниматель пытается сделать такое предложение потребителю, от которого он не смог бы отказаться и всегда впредь пользоваться услугами только этого предпринимателя. Другой же, в свою очередь, попытается сделать тому же потребителю ещё более выгодное предложение, например, выпустив на рынок новый товар. Тогда первый будет стремиться вернуть своего потребителя. Это борьба за спрос и развитие.
1. МОНОПОЛИЯ
3
Введение 3
Общие понятия о монополии 3
Конкуренция 3
Модель совершенной конкуренции 4
Модель монополистической конкуренции 4
Ценовая дискриминация 4
Виды монополий 5
Монопольная власть 7
Ущерб, причиняемый монополией 7
Заключение 8
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
9
Введение 9
Общее понятие о бюджете 9
Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов 10
Бюджетная система государства: понятие, принципы построения и развития 10
Принципы бюджетной системы Российской Федерации 11
Содержание и принципы формирования доходов бюджета 12
Сбалансированность доходов и расходов бюджетов. Дефицит. Профицит 12
Социально-экономическая сущность и значение государственного бюджета 12
Процесс формирования проектов федерального бюджета 12
Понятие бюджетного процесса. Его участники 13
Сущность и содержание бюджетного процесса. Стадии бюджетного процесса 13
Порядок рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете и его утверждение 14
Заключение 14
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И РЕСУРСЫ
МОНОПОЛИЯ
Введение
В
конце 20-го века рынок был ещё
не настолько развит, чтобы покупатель
мог приобрести в определённый момент
жизни нужный ему товар, а сегодня
этого в избытке. У покупателя
появилось право выбора. В связи
с развитием большого количества
отраслей промышленности, предприятий,
появилось очень много
Есть некоторый фактор, очень
сильно влияющий на развитие
экономики нашей страны. Это конкуренция.
Борясь за развитие своего
предприятия, каждый
А вот борьба за первенство, единство и качество - это монополия. Одна фирма-монополист - один товар. Все стремятся быть первыми.
Казалось
бы, что монополия и конкуренция
- два схожих понятия, но оказалось,
нет. Добраться до сути мы сможем, если
разберём их по отдельности.
Общее
понятие о монополии
Монополия (от греч. μονο (monos) - один и πωλέω (poleo) - продаю) - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).
Монополии
- крупные хозяйственные объединения (картели,
синдикаты, тресты, концерны и так далее),
находящиеся в частной собственности
(индивидуальной, групповой или акционерной)
и осуществляющие контроль над отраслями,
рынками и экономикой на основе высокой
степени концентрации производства и
капитала с целью установления монопольных
цен и извлечения монопольных прибылей.
Господство в экономике служит основой
того влияния, которое монополии оказывают
на все сферы жизни страны.
Конкуренция
Конкуренция (от лат. concurrere - состязаться) - это борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода из неё. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов.
Виды конкуренции:
- Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами.
- Видовая конкуренция - следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся по каким-то важным параметрам (например: легковые пятиместные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).
- Предметная конкуренция - результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.
Существуют четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка:
1) Чистая (совершенная) конкуренция.
2) Монополистическая конкуренция.
3) Олигополия.
4)
Чистая монополия.
Модель
совершенной конкуренции
Рынок,
на котором преобладает чистая (совершенная)
конкуренция – состоит из множества
продавцов и покупателей
Модель
монополистической
конкуренции
Монополистическую конкуренцию можно определить как особую рыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо другому признаку.
Рынок
с монополистической
- Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
- Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место быть.
- Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например: по химическому составу);
- Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
- Преимущественно
неценовая конкуренция, крайне незначительно
может влиять на общий уровень цен. Рекламирование
продукции важно для развития.
Ценовая
дискриминация
Впервые термин «ценовая дискриминация» ввел французский экономист Ж. Дюпюи. Он создал плацдарм, на основе которого развивалась идея, представленная в современном виде учеником А. Маршала А. Пигу. Дюпюи, представивший свою концепцию в 19 веке, описал в ней все основные моменты, главным из которых является то, что компания продает один и тот же товар по разной цене. Французский экономист разделил покупателей на богатых, зажиточных и бедняков, тем самым уже тогда показав, что эти люди обладают разной эластичностью спроса. Наконец, экономист заявил, что компании идут на подобные шаги с одной единственной целью – увеличение прибыли.
Для
того чтобы компания могла прибегать
к такому инструменту, как ценовая
дискриминация, она должна обладать
некоторой рыночной властью. Это
означает, что компания должна иметь
возможность влиять на цену своей
продукции. В противном случае, вся
игра в ценовую дискриминацию
может закончиться потерей
Существует три типа ценовой дискриминации:
- Ценовая дискриминация первого рода - данный вид является сугубо теоретическим. Встретить его в реальной практике можно разве что на каком-то восточном рынке. Суть заключается том, что продавец (компания) устанавливает свою цену под каждого конкретного покупателя, ориентируясь на его возможности. В принципе, что-то похожее на данный вид ценовой дискриминации могут применять разного рода консультанты, юристы, репетиторы и так далее. Т.е. говорить о его полном исчезновении нельзя.
- Ценовая дискриминация второго рода - в данном случае цена зависит от объемов. Данный вид часто применяется на практике. Например, в разнице цены при розничных и оптовых продажах. В случаях, когда потребители приобретают определенные наборы товаров. Например, упаковка из 10 пакетиков чая выгоднее в финансовом плане, чем приобретение 10 пакетиков по одному.
- Ценовая дискриминация третьего рода - сюда попадает как раз наш пример с авиакомпаниями. Один и тот же товар продается разным потребителям по разной цене. Компании идут на всевозможные ухищрения, чтобы реализовать эту затею. Например, они выпускают льготные карты для разных групп потребителей (студенты, пенсионеры). Выделяют специальные дни для каких-то групп. Например, во многих кинотеатрах определенный день недели выделен специально под студентов и пенсионеров. В такие дни им предоставляются существенные скидки. Обычно для таких событий выбираются будние дни, когда кинотеатры имеют не самую высокую степень наполняемости.
В
целом ценовая дискриминация, при ее правильном
использовании только повышает общественное
благосостояние, делая доступным услуги
для потребителей разного достатка.
Виды
монополий
В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.
1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.
- в масштабе определенной отрасли - абсолютная (полная) монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.
- в масштабе национального хозяйства также образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).
Монопсония (абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров.
2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.
Естественная монополия - вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например: редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Чаще всего, естественные монополии - это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Легальная монополия (от лат. legalis - законный) - вид монополии, которая образуется на законном основании. К ней можно причислить такие формы монополистических организаций:
а)
патентная система. Под патентом
подразумевается свидетельство, выданное
правительством страны гражданину на
право исключительного
б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода;
в) торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).
Чистая монополия - ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
Чистые
монополии в настоящее время -
редкое явление. Чаще всего встречаются
рынки, на которых конкурируют друг
с другом несколько фирм. Чистые
монополии, как правило, могут существовать
только при покровительстве
Чистая
монополия характеризуется
а) одна фирма и много покупателей, то есть на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией;
б)
отсутствие товаров-заменителей (нет
совершенных заменителей
в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), то есть существуют практически непреодолимые барьеры на входе, например: экономия от масштаба, реклама и дифференциация продуктов; высокие издержки входа - экономические препятствия, высокие транспортные расходы способствующие формированию изолированных местных рынков);
г) фирма монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает её как данное, как рыночную реальность;