Монополия и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере. По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические.
Цель работы: изучить понятие монополии и ее виды.
Задачи: проследить двоякую роль монополий в жизни общества, влияние монополий на экономику, особенности развития монополизма, сущность и актуальность антимонопольной политики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...1
Понятие монополии…………………………………………………….2
История развития монополии………………………………………….2
Формы и виды монополии……………………………………………..4
Виды монополий по способу возникновения.
1.1.Естественная монополия.
1.2. Административная монополия
1.3. Государственная монополия
1.4. Экономическая монополия.
2. Международная монополия.
3. Формы монополистических объединений.
Механизм функционирования монополий…………………………..10
Антимонопольная политика…………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………………17

Файлы: 1 файл

Монополия и ее вид2.docx

— 69.56 Кб (Скачать файл)

Монополия и ее виды.

Содержание.

Введение………………………………………………………………...1

  1. Понятие монополии…………………………………………………….2
  2. История развития монополии………………………………………….2
  3. Формы и виды монополии……………………………………………..4
    1. Виды монополий по способу возникновения.

1.1.Естественная  монополия.

1.2. Административная монополия

1.3. Государственная монополия

1.4. Экономическая монополия. 

          2. Международная монополия.

          3. Формы монополистических объединений.

  1. Механизм функционирования монополий…………………………..10
  2. Антимонопольная политика…………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………..15

Список использованной литературы…………………………………17

Введение

                      Предметом контрольной работы является монополия и ее виды. Сосредоточение экономических ресурсов напрямую влияет на ускорение технического прогресса. Однако это возможно только лишь при условии извлечения монопольно-высоких прибылей. Фирмы, обладающие монопольной властью, ускоряют технические изменения, т.к. могут тратить свои монопольные прибыли на исследования и научные разработки. И такие фирмы - желательное явление в экономике, потому что они тем самым обеспечиваю выгоды как себе, так и обществу в целом. Важно то, что подобная деятельность, кроме всего прочего, ведет к упрочнению и защите монопольной власти данных фирм. Опасность заключается в том, что монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. Главной целью крупнейших хозяйственных объединений, находящихся в частной собственности, является установление монопольных цен и извлечение монопольных прибылей путем контроля над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала. Подобное господство дает возможность монополистам влиять не только на экономический сектор, но и на все сферы жизни страны.

                Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере. По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические. 

      Цель работы: изучить понятие монополии и ее виды.

                    Задачи: проследить двоякую  роль монополий в жизни общества, влияние монополий  на экономику, особенности развития монополизма, сущность и актуальность антимонопольной политики.

 

  1. Понятие монополии.

               С. Ивашковский в книге «Микроэкономика» дает следующее определение монополии. Монополия — исключительное право на продажу какого-либо продукта или осуществление определенного вида деятельности (Ивашковский С. Микроэкономика: Учебник для вузов.  — 3-е изд., испр. — М.: Дело, 2002. – с.256).

              Монополия (в узком смысле) - ситуация на рынке, при которой отсутствует конкуренция со стороны предложения, так как имеется лишь один продавец. В более широком смысле - положение, при котором не только один, но и несколько производителей, вступая в различные формы сотрудничества между собой, ограничивают конкуренцию или со стороны предложения (олигополия, или со стороны спроса (монопсония или олигопсония), диктуя свои условия реализации продукции на рынке (Внешне-экономический толковый словарь/ Под ред. И.Фаминского.- М.: ИНФРА-М, 2001).

             Монополия характеризуется:

1)     одной фирмой;

2)      уникальностью продукции, которая не имеет заменителей;

3)      практически непреодолимыми барьерами на вход;

4)      несколько ограниченным доступом к информации;

5)      обычный, иногда полный контроль над ценами.

 

  1. История развития монополии.

                    Истоки современной монополии берут свое начало в глубокой древности. На всех этапах развития рыночных процессов в разных формах  и  в неодинаковой степени проявляются монополистические тенденции. Новейшая история монополизма  начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории специалисты называют периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений — кризисов  и  монополий  — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике.

               Таким образом в конце XIXв. рынок столкнулся со сложными проблемами - появлением монополий. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка, о котором  Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в  виде  монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

                Проблема  монополий  в России носит более острый характер, чем в более развитые в экономическом плане страны. Б.А. Чуб отмечает, что монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным (Чуб Б.А. Корпоративно управление.- 2004г. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/chub_korporativnoe/?search). Первые монополии образовались в 80-х гг. XIX в. (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 гг. действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала XX в. а роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-1903 гг. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество "Бр. Нобель", ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства ("Продпаравоз", военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – "Продамет", "Продуголь", "Продвагон", "Кровля", "Медь", "Проволока", РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т. п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, "Треугольник", "Коломна-Сормово", "Россуд-Новаль", военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) – уровень монополизации был невысок.

                     В годы первой мировой войны 1914-1918 гг. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме "принудительных объединений" по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.

              При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял  более 90% всей экономики.  И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.

  1. Формы и виды монополии.

            Существуют разные формы и виды монополий.

           1. Виды монополий по способу возникновения.

           1.1.Естественная  монополия.

Приведем несколько примеров понятия естественная монополия.

           Словарь – справочник «Экономика и право» под редакцией Л. Куракова естественной монополией называет официально признанную неизбежную монополию на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения (Кураков Л.П. Экономика и право: Словарь-справочник. –М.: Вуз и школа, 2004.-с.402).

              Толковый словарь «Экономика» под общей редакцией И.М. Осадчей говорит что, о естественной монополии можно говорить, если эксклюзивное положение монополиста является результатом либо исключительного права на обладание некоторым ресурсом, либо настолько большой экономии на масштабах производства, что после того, как на рынке обосновалась данная фирма, доступ конкурентов становится невозможен. Установленная по закону монополия существует в тех случаях, когда доступ конкурентов запрещен законом (Экономика: Толковый словарь/ Дж.Блэк; Общая редакция: д.э.н. И.М.Осадчая. — М.: ИНФРА-М, 2000г.).

             С. Фишер дает другое определение естественной  монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем  его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной  монополией.

          Естественная  монополия  возникает вследствие объективных причин.  Она  отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В  ее  основе — особенности технологий производства  и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь  и  т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие,  и  поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основные  признаки естественной  монополии:

                 1. Деятельность субъектов естественных  монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано  с существенной экономией на масштабах производства  и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

               2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной  системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог  и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

               3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной  монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем  спрос на другие  виды  продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения собственной машины,  и  они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение  тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от  ее  потребления, поскольку заменить  ее эквивалентным  энергоносителем сложно.

             4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление  и  контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Информация о работе Монополия и ее виды