Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 20:09, контрольная работа
Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере. По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические.
Цель работы: изучить понятие монополии и ее виды.
Задачи: проследить двоякую роль монополий в жизни общества, влияние монополий на экономику, особенности развития монополизма, сущность и актуальность антимонопольной политики.
Введение………………………………………………………………...1
Понятие монополии…………………………………………………….2
История развития монополии………………………………………….2
Формы и виды монополии……………………………………………..4
Виды монополий по способу возникновения.
1.1.Естественная монополия.
1.2. Административная монополия
1.3. Государственная монополия
1.4. Экономическая монополия.
2. Международная монополия.
3. Формы монополистических объединений.
Механизм функционирования монополий…………………………..10
Антимонопольная политика…………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………………17
Монополия и ее виды.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.1.Естественная монополия.
1.2. Административная монополия
1.3. Государственная монополия
1.4. Экономическая монополия.
2. Международная монополия.
3. Формы монополистических объединений.
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………17
Введение
Предметом контрольной работы является монополия и ее виды. Сосредоточение экономических ресурсов напрямую влияет на ускорение технического прогресса. Однако это возможно только лишь при условии извлечения монопольно-высоких прибылей. Фирмы, обладающие монопольной властью, ускоряют технические изменения, т.к. могут тратить свои монопольные прибыли на исследования и научные разработки. И такие фирмы - желательное явление в экономике, потому что они тем самым обеспечиваю выгоды как себе, так и обществу в целом. Важно то, что подобная деятельность, кроме всего прочего, ведет к упрочнению и защите монопольной власти данных фирм. Опасность заключается в том, что монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. Главной целью крупнейших хозяйственных объединений, находящихся в частной собственности, является установление монопольных цен и извлечение монопольных прибылей путем контроля над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала. Подобное господство дает возможность монополистам влиять не только на экономический сектор, но и на все сферы жизни страны.
Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере. По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические.
Цель работы: изучить понятие монополии и ее виды.
Задачи: проследить двоякую роль монополий в жизни общества, влияние монополий на экономику, особенности развития монополизма, сущность и актуальность антимонопольной политики.
С. Ивашковский в книге «Микроэкономика» дает следующее определение монополии. Монополия — исключительное право на продажу какого-либо продукта или осуществление определенного вида деятельности (Ивашковский С. Микроэкономика: Учебник для вузов. — 3-е изд., испр. — М.: Дело, 2002. – с.256).
Монополия (в узком смысле) - ситуация на рынке, при которой отсутствует конкуренция со стороны предложения, так как имеется лишь один продавец. В более широком смысле - положение, при котором не только один, но и несколько производителей, вступая в различные формы сотрудничества между собой, ограничивают конкуренцию или со стороны предложения (олигополия, или со стороны спроса (монопсония или олигопсония), диктуя свои условия реализации продукции на рынке (Внешне-экономический толковый словарь/ Под ред. И.Фаминского.- М.: ИНФРА-М, 2001).
Монополия характеризуется:
1) одной фирмой;
2) уникальностью продукции, которая не имеет заменителей;
3) практически непреодолимыми барьерами на вход;
4) несколько ограниченным доступом к информации;
5) обычный, иногда полный контроль над ценами.
Истоки современной монополии берут свое начало в глубокой древности. На всех этапах развития рыночных процессов в разных формах и в неодинаковой степени проявляются монополистические тенденции. Новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории специалисты называют периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике.
Таким образом в конце XIXв. рынок столкнулся со сложными проблемами - появлением монополий. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.
Проблема монополий в России носит более
острый характер, чем в более развитые
в экономическом плане страны. Б.А. Чуб
отмечает, что монополии появились и в
России, но их развитие было своеобразным
(Чуб Б.А. Корпоративно управление.- 2004г.
– Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/
В годы первой мировой войны 1914-1918 гг. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме "принудительных объединений" по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.
При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.
Существуют разные формы и виды монополий.
1. Виды монополий по способу возникновения.
1.1.Естественная монополия.
Приведем несколько примеров понятия естественная монополия.
Словарь – справочник «Экономика и право» под редакцией Л. Куракова естественной монополией называет официально признанную неизбежную монополию на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения (Кураков Л.П. Экономика и право: Словарь-справочник. –М.: Вуз и школа, 2004.-с.402).
Толковый словарь «Экономика» под общей редакцией И.М. Осадчей говорит что, о естественной монополии можно говорить, если эксклюзивное положение монополиста является результатом либо исключительного права на обладание некоторым ресурсом, либо настолько большой экономии на масштабах производства, что после того, как на рынке обосновалась данная фирма, доступ конкурентов становится невозможен. Установленная по закону монополия существует в тех случаях, когда доступ конкурентов запрещен законом (Экономика: Толковый словарь/ Дж.Блэк; Общая редакция: д.э.н. И.М.Осадчая. — М.: ИНФРА-М, 2000г.).
С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
Естественная монополия
Основные признаки естественной монополии:
1. Деятельность субъектов естественных монополий
2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.