Монополия и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере. По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические.
Цель работы: изучить понятие монополии и ее виды.
Задачи: проследить двоякую роль монополий в жизни общества, влияние монополий на экономику, особенности развития монополизма, сущность и актуальность антимонопольной политики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...1
Понятие монополии…………………………………………………….2
История развития монополии………………………………………….2
Формы и виды монополии……………………………………………..4
Виды монополий по способу возникновения.
1.1.Естественная монополия.
1.2. Административная монополия
1.3. Государственная монополия
1.4. Экономическая монополия.
2. Международная монополия.
3. Формы монополистических объединений.
Механизм функционирования монополий…………………………..10
Антимонопольная политика…………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………………17

Файлы: 1 файл

Монополия и ее вид2.docx

— 69.56 Кб (Скачать файл)

              За свою историю человечество  накопило немалый опыт  столкновений  с  монополиями   и убедилось, что  монополия  – это экономическое зло. Появление  монополий   нарушает нормальную работу  рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом.  И  потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с  монополией.

  1. Антимонопольная политика

            Антимонопольная политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:

- обеспечения баланса  интересов потребителей (доступные  цены) и  регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);

- определения структуры  тарифов на основе принципов  справедливого и эффективного  отнесения издержек на тарифы  для различных типов потребителей;

- стимулирования предприятий  к сокращению издержек и излишней  занятости, улучшению качества  обслуживания, повышению эффективности  инвестиций;

- создания условий для  развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного  доступа конкурентов к информационным  сетям).

             Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на трех основных законодательных актах:

1. Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.

2. Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а только тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.

3. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.

                 Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки  и  сумели сорвать его принятие.     

        В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.

В России на сегодняшний  день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых  видов  продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка  и  отношений конкуренции между предприятиями.  

              Юридическая основа для борьбы с  монополиями   и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон устанавливает, что:

1) запрещаются действия  фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные  сговоры о ценах, изъятие товаров  с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат наказанию  фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;

4) контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5) при нарушении требований  законодательства Антимонопольный  комитет вправе расторгнуть любой  хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.

                     Законом установлено понятие «доминирующее положение», то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более.                            Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

                  Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства. Этот закон действует и в настоящее время.      

          В 1995 г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.     

          Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции  и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности  монополий , предпринятые в нашей стране в 1992—1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.     

      Вот почему весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в  «Государственной программе демонополизации экономики  и  развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

1) естественные  монополии;

2) разрешенные  монополии;

3) временные  монополии.

             Естественными  монополиями  теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

а) они производят продукцию  или услуги, которые невозможно импортировать  из-за рубежа или привести из других регионов страны;

б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.     

 Реально в эту категорию  попали такие отрасли, как электроэнергетика  и  теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения  и  т. п.     

 Разрешенными  монополиями  будут считаться отрасли  и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне  и безопасности либо производящие некоторые специфические  виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством  и  продажами этой продукции.      

    В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные  и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и  лекарства.     

  Временными  монополиями  будут признаваться отрасли  и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы. 

           Именно временные  и  естественные  монополии   и  будут теперь

предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании «маховика» инфляции.     

  Что касается естественных  монополий, то для регулирования их деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам:

— перечень потребителей, которых  они обязаны обслуживать;

— уровень  и  структуру цены;

— план инвестирования в  расширение производства.     

 Иными словами, в  отраслях с естественной  монополией свобода рыночного поведения будет ограничена,  и  на смену  ей придет государственное экономическое управление.     

       Понятно, что, не смотря на предпринятые меры, проблема  монополий  в России еще не решена,  и  быстрого ее  решения  в короткий срок ждать не приходится, т.к. экономическое развитие нашей страны, по сравнению со странами Европы и США, находится не на должном уровне.

 

Заключение.

             Монополия  - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции.  

                 Новейшая история монополизма  начинается в последней трети XIXв. Одной из причин появления монополии экономисты называю взаимосвязь монополии и кризиса. Развитие монополии в России происходило при вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе. В XX в. российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме "принудительных объединений" по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. При переходе России к рынку появление монополий было неизбежно, а значит и проблемы связанные с этим экономическим явлением неизбежны.                      

               Существуют разные формы и виды монополий. По способу возникновения выделяют: естественную, административную, государственную, экономическую монополии.

               Естественная  монополия  отражает ситуацию, когда спрос на данный товар или услуги в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Называют природные и технико-экономические типы естественных монополий.  Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь  и  т.д. Административная и государственная монополии связаны с непосредственным участием государственных органов. Отличие заключается в том, что первая предоставляет отдельным фирмам исключительные права на выполнение определенного рода деятельности, либо это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются  и  подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Государственная монополия -  это исключительное право государства заниматься определенными видами деятельности. Появление экономической монополии обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предприятиях и фирмах, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке.

                Особый вид монополий – международные монополии, которые представлены в виде следующих разновидностей. Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси». Вторая разновидность – собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер».

                  Кроме того, различают пять основных форм монополистических объединений: картель, синдикат, трест, холдинг, многоотраслевой концерн.

Эти объединения  монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение, и потребление.

                    Роль монополий в экономике  оценивается  
неоднозначно. С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения научно-технического прогресса. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно-технического прогресса, т. к. нет конкуренции.

Информация о работе Монополия и ее виды