Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 20:09, контрольная работа
Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере. По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические.
Цель работы: изучить понятие монополии и ее виды.
Задачи: проследить двоякую роль монополий в жизни общества, влияние монополий на экономику, особенности развития монополизма, сущность и актуальность антимонопольной политики.
Введение………………………………………………………………...1
Понятие монополии…………………………………………………….2
История развития монополии………………………………………….2
Формы и виды монополии……………………………………………..4
Виды монополий по способу возникновения.
1.1.Естественная монополия.
1.2. Административная монополия
1.3. Государственная монополия
1.4. Экономическая монополия.
2. Международная монополия.
3. Формы монополистических объединений.
Механизм функционирования монополий…………………………..10
Антимонопольная политика…………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………………17
Типы естественных монополий:
1. Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
2. Технико-экономические монопол
Наиболее крупномасштабными монополиями
1.2. Административная монополия.
Выделяет такую форму монополии, как административная. Под административной монополией понимают монополию, возникающую в командной экономике в силу сосредоточения по указанию плановых органов государства производства определенной продукции на одном предприятии или на малом их числе.
Административная монополия
В другой литературе выделяют государственную монополию.
1.3. Государственная монополия.
Государственная монополия - это исключительное право государства заниматься определенными видами деятельности. Во внешней торговле Государственная монополия означает, что ввозить или вывозить определенные товары может только государство (Внешне-экономический толковый словарь/Под ред. И. Фаминского. - М.: ИНФРА-М, 2001. – С.213).
Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).
В отличие от совершенного конкурента,
принимающего рыночную цену как данную
извне, монополия сама определяет свои
цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация
рынка ведет, как правило, к относительному
сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам
на реализуемые монополией
1.4. Экономическая монополия.
Экономическая монополия
иным путем или при помощи обеих, предприятие
достигает таких масштабов, когда начинает
доминировать на рынке (Экономика/С. Фишер, Р.
Дорнбуш, Р. Шмалензи.- М.: Дело, 1998 г.).
2. Международная монополия.
Особый вид монополий – международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий. Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию. Вторая разновидность – собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт».
Количество международных
Что является причиной появления и развития
монополистических
тенденций? По этому вопросу в экономической
литературе существуют две точки зрения.
По первой монополизм трактуется как случайный,
не свойственный рыночному хозяйству.
Что касается другой точки зрения, то монополистические
образования определяются как закономерные.
Один из тех, что предпочитают такие взгляды
английский экономист А. Пигу. Он настаивает
на том, что “монополистическая власть
не возникает случайно”. Она является логическим завершением
стратегии предприятий. Еще сформулированный
А.Смитом принцип экономической выгоды
заставляет предприятия постоянно искать
возможности увеличения своих прибылей.
Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание
или достижение монопольного положения.
Таким образом, можно сделать вывод, что
монополистические тенденции в экономике
вытекают из закона максимизации прибыли.
Иной движущей силой действий предпринимателей
в этом направлении является закон концентрации
производства и капитала. Как известно,
действие
этого закона наблюдается на всех этапах
развития рыночных отношений. Его
движителем является конкурентная борьба.
Чтобы выжить в такой борьбе,
получить большие прибыли, предприниматели
вынуждены вводить новую технику, увеличивать
масштабы производства. При этом из массы
средних и малых предприятий отделяется
несколько более крупных. Когда это происходит,
у крупнейших предпринимателей возникает
альтернатива: или продолжать между собой
убыточную конкурентную борьбу, или прийти
к соглашению относительно масштабов
производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают
второй вариант, который приводит к появлению
сговора между ними, что является одним
из основных признаков монополизации
экономики. Таким образом, можно сделать
вывод, что, появление предприятий-монополистов
обусловлено прогрессом производительных
сил, реализацией преимуществ крупного
предприятия над малым.
Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами. Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на "нет" конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
3. Формы монополистических объединений.
Различают пять основных форм монополистических
объединений. Монополии
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям (Ивашковский С. Микроэкономика: Учебник для вузов. — 3-е изд., испр. — М.: Дело, 2002г.).
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала
появились и начали развиваться конгломераты,
то есть монополистические объединения,
образованные путем поглощения прибылей
разно отраслевых предприятий, не имеющих
технического и
Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и, захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.