Монополия и рынок. Причины несовместимости двух явлений. Антимонопольное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

В данной работе хотелось бы рассмотреть причины и последствия установления власти фирмы над рынком, а также характерные особенности рынка и монополии ,причины их несовместимости.

Содержание работы

Введение
1.Монополия и монополизм
1.2. Виды, формы, сущность, причины возникновения и существования монополий
1.3 Эффективность монополизма
2 Рыночная экономика. Конкуренция
2.2 Классификация рынков
3 Вопрос несовместимости двух явлений
4 Государственная политика в отношении монополий. Пути преодоления монополизма .Антимонопольное государство
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

        Что  является  причиной  появления   и   развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две  точки зрения. По первой  монополизм  трактуется  как  случайный,  не  свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то  монополистические образования определяются как закономерные.  Один  из  предпочитателей  таких взглядов  (  английский  экономист  А.  Пигу.  Он  настаивает  на  том,  что “монополистическая власть не возникает случайно”.  Она  является  логическим завершением  стратегии  предприятий.  Перефразировав  известное   выражение, можно сказать, что все дороги ведут к  монополии.  Еще  сформулированный  А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно  искать возможности   увеличения   своих  прибылей.   Одной   из    них,    наиболее притягательной и надежной, является  создание  или  достижение  монопольного положения.  Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  что   монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

       Иной движущей  силой действий  предпринимателей  в  этом  направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно,  действие этого закона наблюдается на всех этапах  развития  рыночных  отношений.  Его движителем является  конкурентная  борьба.  Чтобы  выжить  в  такой  борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить  новую  технику, увеличивать масштабы производства.  При  этом  из  массы   средних  и  малых предприятий отделяется несколько более  крупных.  Когда  это  происходит,  у крупнейших предпринимателей возникает  альтернатива:  или  продолжать  между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти  к  соглашению  относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило,  они  выбирают второй вариант,  который  приводит  к  появлению  сговора  между  ними,  что является  одним  из  основных  признаков  монополизации   экономики.   Таким образом,  напрашивается  вывод,   что   появление   предприятий-монополистов обусловлено  прогрессом  производительных   сил,   реализацией   преимуществ крупного предприятия над малым.

       1) монополия отдельного предприятия;

       2) монополия как соглашение;

       3) монополия, основывающаяся на  дифференциации продукта.

       Достичь  монопольного  положения  первым   путем   нелегко,   о   чем

свидетельствует сам факт исключительности  этих  образований.  Кроме  этого, этот   путь  к  монополии   можно   считать   “порядочным”,   поскольку   он

предусматривает постоянное повышение эффективности  деятельности,  достижения преимущества над конкурентами.

       Более  доступным  и   распространенным   является   путь   соглашения

нескольких  крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию,  когда продавцы  (производители)  выступают  на  рынке  “единым   фронтом”,   когда сводится на  нет  конкурентная  борьба,  прежде  всего  ценовая,  покупатель

оказывается в безальтернативных условиях.

        Различают пять основных форм  монополистических объединений: картели, тресты, конгломераты, синдикаты и многоотраслевые концерны.     

Есть  несколько причин существования  монополий. Первая причина: «естественная монополия».  Если  производство  любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство  двумя или  более  фирмами,  то  говорят,   что   отрасль   является   естественной

монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше  произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

        Вторая  причина:  одна-единственная  фирма  обладает  контролем   над

некоторыми  редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья,  или  в виде  знаний,  защищенных  патентом  или  содержащихся  в  секрете.  Пример:

алмазная  монополия  «Де  Бирс»  опирается  на  контроль  над  сырьем;  фирма «Ксерокс»   контролировала   процесс    изготовления    копий,    называемый

ксерографией, потому что она обладала  знаниями  в  -области  технологий,  в

ряде  случаев защищенных патентами.

        Третья причина: государственное   ограничение.  Монополии  существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на  продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой  право  на монополию; в ряде стран только  государственные  монополии  могут  продавать табак. 

1.3 Эффективность монополизма

   Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по крайней мере по трем основным причинам.

   Во-первых, объем производства, максимизирующий  прибыль монополиста, ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

   Во-вторых, являясь единственным продавцом  на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений НТР.

В-третьих, барьеры для вступления новых  фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

     Другая  точка зрения на проблемы монополии  и эффективности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и И. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:

     1. Совершенная конкуренция требует  от каждого производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то время как монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.

     2. Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является результатом использования в производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.

     3. Получение монопольной прибыли  за счет более высоких цен  является стимулом инновационной  деятельности. Если бы вслед за  каждым нововведением, снижающим  издержки, следовало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.

     4. Монополия стимулирует конкуренцию,  так как монопольно высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм и поддерживают стремление последних войти в отрасль.

     5. В отдельных случаях монополия  способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба (естественная монополия). Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности.

Во  всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.

Итак ,мы рассмотрели вопрос монополий  с разных сторон, охарактеризовали их сущность ,выделили достоинства, не забывая о недостатках. Перейдём же к  иной стороне медали экономической реальности – рыночным отношениям . ,оценим, проведём параллели, разграничим и проведём, наконец, линию, что неизбежно разделит два явления. Но окажется ли сплошной эта линия? Узнаем… 

Тема 2 Рыночная экономика. Конкуренция

      В рыночной экономике основополагающим элементом является рынок. Рынок – это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров. Это определение позволяет трактовать рынок как сферу экономических отношений, а не просто как столкновение безликих компонентов экономики (спроса и предложения). Рынок – это, с одной стороны, сфера отношений между субъектами экономики (производителями и потребителями), а с другой стороны, элемент рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределения и потребления, а также элементы планирования и регулирования экономики. Для дальнейшего понимания сущности рынка следует выявить наиболее общие признаки рынка и их основные характеристики.

      Первый  отличительный признак рынка  – взаимодействие продавцов и  покупателей. Одна из важных задач маркетинга для фирм, работающих на рынке, - стремление достичь равновесного состояния между спросом и предложением товаров и услуг. На практике такого равновесия в течение относительно длительного периода времени достичь довольно сложно. Чаще всего случается рыночная ситуация, когда либо спрос на товары и услуги превышает их предложение, либо предложение превышает спрос.

      В первом случае имеет место рынок, который характеризуется наличием относительно малого количества продавцов (или вообще одного монополиста), проводящих согласованную политику, и относительно большого числа покупателей, остро нуждающихся в товаре. Если такая ситуация сохраняется достаточно долго, например в силу законодательных или иных ограничений, препятствующих проникновению на данный рынок новых предпринимателей, то речь идет о так называемом рынке продавца. При таких условиях продавцу нет смысла тратить средства на реализацию маркетинга. Его продукцию все равно купят, а, проводя исследования, он понесет дополнительные затраты.

      Во втором случае имеет место рынок покупателя, который характеризуется большим числом разнообразных товаров и большой рыночной властью покупателя. На таком рынке каждый предприниматель (или продавец) может увеличить свои доходы, лишь создавая и реализуя продукцию, способную удовлетворить запросы покупателей. Такое положение заставляет продавца тратить дополнительные усилия по реализации своего товара, что является одним из стимулирующих факторов использования маркетинга.

      Второй  отличительный признак рынка  – его конкурентный характер. Конкурентами на рынке могут выступать такие субъекты рынка, как предприниматели (индивидуальные или различные объединения и ассоциации), индивидуальные и коллективные потребители продукции, государственные и общественные организации. На рынке покупателя неизбежна конкуренция между предпринимателями, вступающими во взаимное соперничество за внимание покупателей. И наоборот, на рынке продавца имеет место соперничество между покупателями за внимание продавца.

      Третий  признак современного рынка – стабилизация отношений между субъектами рынка на основе интеграции, когда они, сохраняя стремление к взаимному соперничеству, вместе с тем оказываются заинтересованными в противодействии монополизации экономики. Причем такая интеграция не навязывается сверху, а обусловливается характером развития деловых отношений и обеспечивает консенсус разнообразных субъектов экономики. Примерами такой интеграции могут служить социальное партнерство в сфере регулирования занятости населения, создания систем переквалификации трудовых ресурсов и т.п.

Информация о работе Монополия и рынок. Причины несовместимости двух явлений. Антимонопольное государство