Монополия и рынок. Причины несовместимости двух явлений. Антимонопольное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

В данной работе хотелось бы рассмотреть причины и последствия установления власти фирмы над рынком, а также характерные особенности рынка и монополии ,причины их несовместимости.

Содержание работы

Введение
1.Монополия и монополизм
1.2. Виды, формы, сущность, причины возникновения и существования монополий
1.3 Эффективность монополизма
2 Рыночная экономика. Конкуренция
2.2 Классификация рынков
3 Вопрос несовместимости двух явлений
4 Государственная политика в отношении монополий. Пути преодоления монополизма .Антимонопольное государство
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

      2.2 Классификация рынков

    1.  Рынки по соотносительности покупателя  и продавца (по конъюнктуре) подразделяются  на:

  • Рынок продавца (спрос превосходит предложение).

     Характеристики  такого рынка:

  • ограниченный ассортимент товаров, постоянный дефицит товаров;
  • узкопрофильные объемы и масштабы производства;
  • полное отсутствие конкуренции.
  • Рынок покупателя (превышение предложения над спросом):
  • большое ассортиментное многообразие предлагаемых товаров;
  • устойчивые объемы и масштабы производства этих товаров;
  • высокий уровень конкуренции.
  • Рынки не продавца и не покупателя – состояние рынка, на котором фирма-изготовитель может сбывать продукцию в достаточном объеме, если будет осуществляться стимулирование спроса. Отправной точкой деятельности фирмы при этом является учет рынков на которых реализуется продукция фирмы.
  • Регулируемые рынки, подпадающие под действие товарных соглашений, а также государственных нормативных актов, направленных на их стабилизацию.
  • Региональные товарные рынки – это рынки, в основе выделения которых лежит региональная или страновая принадлежность объектов товарно-денежного обмена, рынки конкретных товаров и товарных групп, товары определенной отрасли, отдельной страны.

      2. В зависимости от того, какие  потребности определили спрос на соответствующий товар, могут быть выделены следующие виды рынков:  

  • потребительский рынок;
  • рынок предприятий:
    • рынок товаров промышленного назначения;
    • рынок промежуточных продавцов;
    • рынок государственных учреждений;
  • международный рынок.
  • 3. Классификация рынков с точки зрения характера взаимоотношений между продавцами и покупателями: закрытый рынок — это товарный рынок, где взаимодействуют производители и потребители, связанные различными формами некоммерческих отношений: юридической зависимостью, системой долевого участия и финансового контроля, специальными договорами, которые не носят сугубо коммерческий характер;
  • открытый рынок — сфера обычной коммерческой деятельности неограниченного круга независимых продавцов и покупателей.

    4. Если рассматривать рынок как совокупность покупателей, объединенных их географическим положением, то можно выделить:

  • мировой рынок – рынок, включающий страны всего мира;
  • региональный рынок – рынок, охватывающий всю территорию данного государства;
  • местный рынок – рынок, включающий один или несколько районов страны.

    5. С точки зрения особенностей  и содержания маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки:

  • целевой — рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовывать свои цели;
  • бесплодный — рынок, не имеющий перспектив для реализации определенных товаров;
  • основной — рынок, где реализуется основная часть товаров предприятия;
  • дополнительный, т. е. рынок, на котором обеспечивается продажа некоторого объема товара;
  • растущий — рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж товара;
  • «прослоенный» — рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях. Однако такой рынок может стать и бесплодным.

Первоочередной  задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, складывающегося на рынке в условиях конкуренции и динамики цен, т.е. конъюнктуры рынка.

      Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или в какой-то ограниченный отрезок времени и отражающая текущее соотношение спроса и предложения. Конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров и услуг.

      Понятие рыночной ситуации включает в себя:

  • степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
  • сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;
  • уровень устойчивости или колебания его основных параметров;
  • масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
  • уровень коммерческого (рыночного) риска;
  • силу и размах конкурентной борьбы;
  • состояние и положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.

Спрос и предложение – основные характеристики конъюнктуры рынка, которые оказывают  определяющее влияние на состояние рынка.

      Итак, ынок – сложное и многостороннее явление, которое характеризуется  разным уровнем своего развития, особенностями  исторического, социального, культурного  характера, присущими различным  странам. Например, американский рынок тяготеет к инициативной модели предпринимательства, французский рынок несет в себе черты государственного регулирования, германский рынок более социально ориентирован, а японскому рынку присущ корпоративный патернализм (патернализм – доктрина социального партнерства в рамках предприятий и корпораций между предпринимателями и персоналом).

      В то же время рынки этих стран, имеющих  многолетние традиции развития рыночной экономики, обладают целым рядом  общих признаков:

  • взаимодействие продавцов и покупателей;
  • конкурентный характер, как между продавцами, так и покупателями;
  • стабилизация отношений между субъектами рынка на основе интеграции против монополизации экономики, сохраняя при этом стремление к взаимному соперничеству.

  Первоочередной  задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, складывающегося на рынке в условиях конкуренции и динамики цен, т.е. конъюнктуры рынка. При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения его состояния в тот или иной момент, но и  предсказание вероятного характера дальнейшего его развития – прогнозирование.

  Важным  условием функционирования товарного  рынка является экономическая свобода  его субъектов. Они должны иметь  право свободно выбирать отрасль  производства, тип продукции, распоряжаться ею, устанавливать связи, вести собственную финансовую политику в соответствии с действующим законодательством и т.п. Степень экономической свободы, как известно, определяется формой собственности. Жизнеспособных развитый рынок требует наличия как частной, так и государственной собственности на средства и результаты производства. Однако нужно еще достаточное количество экономически независимых субъектов рынка, когда есть возможность выбора партнера, создание конкурентной среды. Конкуренция обеспечивает (вместе с другими факторами) эффективное функционирование товарного рынка. Конкуренция выполняет ряд функций: регулирование, распределения, мотивации.

  Функция регулирования заключается в  том, что в условиях конкуренции  механизм рынка гарантирует переливания факторов производства в отрасли, на продукцию которых существует наибольший спрос.

  Функция распределения означает, что достигнуто в условиях конкуренции рыночная равновесие определяет доходы предприятий, которые в дальнейшем перераспределяются между домашними хозяйствами и другими предприятиями и учреждениями. Функция мотивации заключается в том, что конкуренция создает для предприятий стимулы по экономии затрат, внедрение прогрессивных технологий. В экономической теории существует понятие совершенной конкуренции.

  Считается, что конкуренция является совершенной, если ни один из продавцов или покупателей  не в состоянии существенно повлиять на цену товара. Совершенная конкуренция  достигается при следующих условиях: наличие большого количества продавцов и покупателей отдельного товара, каждый производитель производит малую долю общего объема (не более 35%); однородность товара с точки зрения покупателей; отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль нового производителя, существование возможности для свободного выхода из отрасли. Входными барьерами могут быть: исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство табака, алкогольных напитков); юридические барьеры (лицензирование экспорта и т.д.); экономические преимущества крупного производства, производство данного товара защищено патентом; высокие расходы на рекламу; S полная информированность всех участников рынка о ценах и их изменения; S рациональная поведение всех участников рынка, которые заботятся о собственных интересах. Заговор в любой форме исключена.

  Очевидно, что совершенная конкуренция  в современной практике встречается  редко. Противоположностью рынка с  совершенной конкуренцией являются монополизирован рынок. Сила монополиста  тем больше, чем выше входные барьеры в отрасли и чем меньше товаров-заменителей данного товара. Основными проявлениями монополизма на товарном рынке является вымывание «дешевого» ассортимента, навязывание потребителям производителями выгодных для себя условий поставок: объемов, сроков, создание искусственного дефицита производимой монополистами продукции. Таким образом, монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру рынка, что разрушает, деформуе рыночные отношения, а прибыль, полученная монополистом, имеет инфляционный характер.

  Проявлением монополизации является также ценовая  дискриминация, когда предприятие-монополист продает одинаковые товары или услуги разным покупателям по разным ценам  в зависимости от их платежеспособности. Ценовая дискриминация возникает, если предприятие-монополист контролирует производство и цены или может сегментуваты рынок, т.е. определить отдельные группы товаров с различным уровнем эластичности спроса от цены.

Однако  как совершенная конкуренция, так  и чистая монополия являются крайними вариантами рыночных структур. Для современного рынка характерно синтез конкуренции и монополии в виде олигополии.

  Главаа 3 Вопрос несовместимости двух явлений

      Коренное  различие между конкурентной фирмой и монополией заключается в способности  монополии определять цену продукции. Масштабы конкурентной фирмы в сравнении с размерами рынка, на котором она функционирует, незначительны, следовательно, она принимает цену на продукцию как данную, определяемую сложившимися на рынке условиями. Напротив, поскольку монополия — единственный поставщик рынка, она имеет возможность изменять цену на продукцию, варьируя объем предложения.

      Может показаться, что монополия и конкуренция  совершенно несовместимы друг сдругом. Ведь монополия способна устранить  свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке. Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию. В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, приникающие на внутренний рынок .Ведь конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от коньюктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание  - экономический закон товарного хозяйства. Но без ликвидации монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок - вещи взаимоисключаимые. В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении простому их повышению, объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда. Монополизация тормозит структурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация к труду, накоплению, расширению, обновлению, к технической реконструкции производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов и их «проеданию». Монополия тормозит научно- технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.

Информация о работе Монополия и рынок. Причины несовместимости двух явлений. Антимонопольное государство