Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 06:49, курсовая работа
В данной работе хотелось бы рассмотреть причины и последствия установления власти фирмы над рынком, а также характерные особенности рынка и монополии ,причины их несовместимости.
Введение
1.Монополия и монополизм
1.2. Виды, формы, сущность, причины возникновения и существования монополий
1.3 Эффективность монополизма
2 Рыночная экономика. Конкуренция
2.2 Классификация рынков
3 Вопрос несовместимости двух явлений
4 Государственная политика в отношении монополий. Пути преодоления монополизма .Антимонопольное государство
Заключение
Список литературы
2.2 Классификация рынков
1.
Рынки по соотносительности
Характеристики такого рынка:
2. В зависимости от того, какие потребности определили спрос на соответствующий товар, могут быть выделены следующие виды рынков:
4. Если рассматривать рынок как совокупность покупателей, объединенных их географическим положением, то можно выделить:
5.
С точки зрения особенностей
и содержания маркетинговой
Первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, складывающегося на рынке в условиях конкуренции и динамики цен, т.е. конъюнктуры рынка.
Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или в какой-то ограниченный отрезок времени и отражающая текущее соотношение спроса и предложения. Конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров и услуг.
Понятие рыночной ситуации включает в себя:
Спрос и предложение – основные характеристики конъюнктуры рынка, которые оказывают определяющее влияние на состояние рынка.
Итак, ынок – сложное и многостороннее явление, которое характеризуется разным уровнем своего развития, особенностями исторического, социального, культурного характера, присущими различным странам. Например, американский рынок тяготеет к инициативной модели предпринимательства, французский рынок несет в себе черты государственного регулирования, германский рынок более социально ориентирован, а японскому рынку присущ корпоративный патернализм (патернализм – доктрина социального партнерства в рамках предприятий и корпораций между предпринимателями и персоналом).
В то же время рынки этих стран, имеющих многолетние традиции развития рыночной экономики, обладают целым рядом общих признаков:
Первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, складывающегося на рынке в условиях конкуренции и динамики цен, т.е. конъюнктуры рынка. При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения его состояния в тот или иной момент, но и предсказание вероятного характера дальнейшего его развития – прогнозирование.
Важным условием функционирования товарного рынка является экономическая свобода его субъектов. Они должны иметь право свободно выбирать отрасль производства, тип продукции, распоряжаться ею, устанавливать связи, вести собственную финансовую политику в соответствии с действующим законодательством и т.п. Степень экономической свободы, как известно, определяется формой собственности. Жизнеспособных развитый рынок требует наличия как частной, так и государственной собственности на средства и результаты производства. Однако нужно еще достаточное количество экономически независимых субъектов рынка, когда есть возможность выбора партнера, создание конкурентной среды. Конкуренция обеспечивает (вместе с другими факторами) эффективное функционирование товарного рынка. Конкуренция выполняет ряд функций: регулирование, распределения, мотивации.
Функция регулирования заключается в том, что в условиях конкуренции механизм рынка гарантирует переливания факторов производства в отрасли, на продукцию которых существует наибольший спрос.
Функция распределения означает, что достигнуто в условиях конкуренции рыночная равновесие определяет доходы предприятий, которые в дальнейшем перераспределяются между домашними хозяйствами и другими предприятиями и учреждениями. Функция мотивации заключается в том, что конкуренция создает для предприятий стимулы по экономии затрат, внедрение прогрессивных технологий. В экономической теории существует понятие совершенной конкуренции.
Считается,
что конкуренция является совершенной,
если ни один из продавцов или покупателей
не в состоянии существенно
Очевидно, что совершенная конкуренция в современной практике встречается редко. Противоположностью рынка с совершенной конкуренцией являются монополизирован рынок. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасли и чем меньше товаров-заменителей данного товара. Основными проявлениями монополизма на товарном рынке является вымывание «дешевого» ассортимента, навязывание потребителям производителями выгодных для себя условий поставок: объемов, сроков, создание искусственного дефицита производимой монополистами продукции. Таким образом, монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру рынка, что разрушает, деформуе рыночные отношения, а прибыль, полученная монополистом, имеет инфляционный характер.
Проявлением
монополизации является также ценовая
дискриминация, когда предприятие-монополист
продает одинаковые товары или услуги
разным покупателям по разным ценам
в зависимости от их платежеспособности.
Ценовая дискриминация
Однако как совершенная конкуренция, так и чистая монополия являются крайними вариантами рыночных структур. Для современного рынка характерно синтез конкуренции и монополии в виде олигополии.
Главаа 3 Вопрос несовместимости двух явлений
Коренное различие между конкурентной фирмой и монополией заключается в способности монополии определять цену продукции. Масштабы конкурентной фирмы в сравнении с размерами рынка, на котором она функционирует, незначительны, следовательно, она принимает цену на продукцию как данную, определяемую сложившимися на рынке условиями. Напротив, поскольку монополия — единственный поставщик рынка, она имеет возможность изменять цену на продукцию, варьируя объем предложения.
Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг сдругом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке. Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию. В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, приникающие на внутренний рынок .Ведь конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от коньюктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание - экономический закон товарного хозяйства. Но без ликвидации монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок - вещи взаимоисключаимые. В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении простому их повышению, объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда. Монополизация тормозит структурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация к труду, накоплению, расширению, обновлению, к технической реконструкции производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов и их «проеданию». Монополия тормозит научно- технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.