Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа
Власть монополий - это одна из форм рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара.
Цель данной работы – раскрыть сущность понятия монополии с учетом специфики отраслевых рынков, и охарактеризовать основные показатели монопольной власти.
Введение……………………………………………………………………...............2
Монополия в отрасли…………………………………………………………5
Монопольная власть и ее источники………………………………………...9
Показатели монопольной власти…………………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………………...24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение.
Фирма обладает монопольной властью (monopoly power) тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т.е, в отличие от конкурентного продавца, она не является ценополучателем.
Подход к вычислению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближен к идеалу свободной конкуренции можно судить по поведению фирм в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма.
Результатом монопольной власти фирмы служит полученная ею прибыль. Ее величина служит основным свидетельством рыночного влияния. Большинство специальных показателей монопольной власти, так или иначе, связаны с показателем прибыльности деятельности фирмы, а точнее доходности капитала, используемого фирмой.
При определении доходности на капитал фирмы возникает ряд проблем. Основной проблемой является разграничение бухгалтерской и экономической прибылей. Нормальная прибыль является альтернативной ценностью собственных ресурсов фирмы. В мировой практике требуемая норма доходности на собственный капитал служит эквивалентом нормальной прибыли.
Одной из главных проблем
переходного периода
Между тем, от адекватности финансового поведения предприятий сферы отраслевых монополий в переходной экономике в конечном итоге зависит не только их выживание в неблагоприятных условиях, но также и перспектива общей стабилизации и поступательного роста предпринимательской активности в российской экономике.
Монополия - это такая рыночная структура, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара, которая и устанавливает выгодную цену на продукцию, а число потребителей данной продукции достаточно велико. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена выше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен.
Власть монополий - это одна из форм рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара.
Цель данной работы – раскрыть сущность понятия монополии с учетом специфики отраслевых рынков, и охарактеризовать основные показатели монопольной власти.
Одним из непростых вопросов
в современной экономике
Отраслью является совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.
Рынок – совокупность
экономических условий, при которых
покупатели и продавцы взаимодействуют
для осуществления
Рынок – способ взаимодействия покупателей и продавцов при осуществлении актов купли-продажи товаров и услуг.
Отраслевой рынок – это продавцы, покупатели и их отображение (взаимодействие).
Рынок объединяет фирмы, производящие товары, являющиеся близкими заменителями с точки зрения покупателя (или со стороны спроса). Отрасль объединяет фирмы, если они реализуют товары, являющиеся близкими заменителями с точки зрения производителя (или со стороны предложения). Именно с этих позиций и следует рассматривать монополию в отрасли.
Также при рассмотрении данного вопроса необходимо определить такие понятия как «чистая монополия» и «доминирующая фирма».
Чистая монополия – это ситуация, когда одна фирма удерживает 100% рынка. Примерами могут служить предприятия по электро- и водоснабжению, телефонные, транспортные компании и другие коммунальные службы. Доминирующая фирма – это фирма, удерживающая от 50% до 100% рынка, не имея близких конкурентов. Это, например, производители лезвий для бритвы Gillette и пленки Kodak.
Модель монополии, как
уже было сказано выше, основывается
на предположении о том, что на
определенном рынке действует один-
Стоит уделить внимание
следующему факту: поскольку цена и
объем производства соотносятся
через функцию спроса, нет разницы
– выбирать оптимальную цену или
оптимальный объем
где МС – это предельные издержки, а e - это – ценовая эластичность спроса. Иначе говоря, монополист должен устанавливать надбавку за издержки, которая тем больше, чем ниже ценовая эластичность спроса.
Чистые монополии встречаются довольно редко. Помимо коммунальных служб, найти удачный пример фирмы, которая контролировала бы 100% рынка, сложно. Гораздо больше распространены отрасли, в которых одна из фирм удерживает 50 или большее количество процентов рынка, а оставшуюся часть делят между собой мелкие компании. В качестве примеров, можно привести пример рынок универсальных вычислительных машин 1960 – 70-х годов, на котором доминировала компания IBM, рынок фотографической пленки, где в течение нескольких лет доминировала компания Kodak. Как правило, доминирующая фирма удерживает некоторое конкурентное преимущество перед соперниками: либо более низкие издержки, либо более высокое качество продукции (либо лучшая репутация продукции).
Рассмотрим пример, касающийся междугородних телефонных сетей в США во второй половине 1980-х годов. До 1984 года компания AT&T была монополистом, затем на данный рынок пришел ряд сравнительно небольших фирм. К началу и к середине 1990-х между компанией AT&T и ее конкурентами наблюдалось два важных отличия. Во-первых, у большинства соперничавших с AT&T фирм производственные мощности были меньше. Во-вторых, эти фирмы не попадали под ту форму регулирования, которой подвергался прежний монополист (в 1996 г. компания AT&T перестала быть объектом ценового регулирования). Благодаря этому конкуренты AT&T могли быстрее и без лишних проблем менять цены.
По этим причинам AT&T была в некотором смысле ценовым лидером. Какой бы тариф она не устанавливала, конкуренты, как правило, выводили свои тарифы на тот же уровень или чуть ниже.
Допустим, что потребители отдали предпочтение фирме, предлагающей самую низкую цену, а мощности мелких фирм ограничены, достигают в общей сложности объема K. Эта ситуация отображена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1.
Оптимальная цена доминирующей фирмы.
p
D
MC
Какую бы цену (выше предельных издержек) компания AT&T ни установила, мелкие фирмы будут продавать чуть дешевле и в объемах, соответствующих их производственным мощностям. На практике это означает, что компания AT&T столкнулась с остаточным спросом DR, который определяется на основе рыночного спроса D, сдвинутого влево на расстояние K, где K – общие мощности мелких конкурентов.
С учетом остаточного спроса DR оптимальная для AT&T цена рассчитывается обычным способом: с помощью уравнения предельного дохода и предельных издержек (MC). В результате получается оптимальная цена pD и объем производства qD. Стоит обратить внимание на то, что пока K невелико, pD близко к pM, т.е. к монопольной цене. Это свидетельствует о том, что доминирующая фирма ведет себя как монополист.
В действительности все немного сложнее. Междугородние телефонные сети не являются однородным продуктом или по крайне мере не воспринимаются потребителями как таковые. В сущности, преимущество AT&T предопределялось главным образом доверием большого числа потребителей, которые весьма высоко оценивали услуги этой компании. Несмотря на это обстоятельство, рассмотренный пример иллюстрирует идею о том, что модель монополии довольно точно передает поведение доминирующих фирм.
Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек (причем величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы).
Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие - с менее эластичной кривой спроса.
Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый фактор заключается в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор – число фирм на рынке. Если на нем много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.
Если имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), то ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы.
Так, например, спрос на нефть весьма неэластичен, по крайней мере, в краткосрочный период, вот почему ОПЕК смог поднять цены на нефть значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы - начале 80-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значительно эластичнее, и именно поэтому попытки производителей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных производителей.
Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.