Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа
Власть монополий - это одна из форм рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара.
Цель данной работы – раскрыть сущность понятия монополии с учетом специфики отраслевых рынков, и охарактеризовать основные показатели монопольной власти.
Введение……………………………………………………………………...............2
Монополия в отрасли…………………………………………………………5
Монопольная власть и ее источники………………………………………...9
Показатели монопольной власти…………………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………………...24
Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, у двух крупных фирм большая монопольная власть. Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.
Можно с уверенностью предположить, что, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм - условие, которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов.
Иногда для вступления в дело имеются естественные препятствия. К примеру, одна фирма может иметь патент на технологию, необходимую для производства какого-то продукта. Это делает невозможным вступление на рынок других фирм, по меньшей мере, до тех пор, пока не истечет срок действия патента. Другие законодательно установленные права действуют в том же направлении, например копирайт (авторское право) может ограничить продажу книги, музыкального произведения, программного обеспечения для ЭВМ в рамках деятельности отдельной компании, а необходимость обладания правительственной лицензией ограничивает доступ новых фирм на рынок телефонного обслуживания, телевизионных передач или внутренних грузовых перевозок. Наконец, эффект масштаба может ограничить число фирм, выступающих на одном рынке. В ряде случаев положительный эффект масштаба может привести к созданию такой ситуации, когда наличие на рынке только одной фирмы будет наиболее эффективным решением проблемы. Такая ситуация называется естественной монополией.
Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке действуют четыре фирмы. Как они могут конкурировать друг с другом? Они могут, например, конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.
Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае, они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.
Таким образом, фирмы могут взаимодействовать различными способами. Здесь просто надо подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.
Монопольная власть фирмы часто меняется по времени, как и условия ее деятельности (рыночный спрос и издержки). Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Следовательно, монопольная власть должна рассматриваться в динамике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуация сложилась с нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период, но значительно меньшую на долговременном этапе). Более того, реальная или потенциальная монопольная власть в краткосрочном периоде усиливает конкуренцию в отрасли на долговременном этапе. Большая краткосрочная прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в дело, сокращая тем самым монопольную власть на долговременном этапе.
Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели: норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна); коэффициент Лернера; коэффициент Тобина (q Тобина); коэффициент Папандреу, индекс Херфиндаля–Хиршмана.
Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели;
Коэффициент (индекс) Дж. Бейна (В) – показывает экономическую прибыль, полученную на один доллар собственного инвестированного капитала:
, где
Па – бухгалтерская прибыль ( бухгалтерская прибыль – это прибыль-выручка минус бухгалтерские издержки);
Пн – нормальная прибыль
К – собственный инвестированный капитал.
Если фирма действует на конкурентном рынке, то норма экономической прибыли (экономическая прибыль-выручка минус экономические издержки (риск предпринимателя)) будет нулевой (одинаковой) для различных видов активов. Когда норма прибыли на каком-либо рынке или для какого-либо актива выше конкурентной, то этот вид инвестирования является предпочтительным. Такая ситуация может сложиться, если рынок не является свободно конкурентным и у такой фирмы есть определенная рыночная власть, которая и обеспечивает ей прибыль в долгосрочном периоде.
Индекс А. Лернера
В 1934г. А. Лернер предложил другой индекс, определяющий монопольную власть. Исходя из условия, что при максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны между собой посредством эластичности спроса по цене, монополист будет назначать цену, опираясь на показатель эластичности спроса.
, где
Pm – монопольная цена,
Mc – предельные издержки,
Ed – эластичность спроса по цене.
Так, цена, назначенная монополистом, превышает предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. При чрезвычайно эластичном спросе цена будет близка к предельным издержкам – это черта конкурентного рынка. В таком случае, монополизированный рынок будет близок к рынку совершенной конкуренции и значение индекса Лернера будет близко к нулю. Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть и дальше рынок от идеального состояния совершенной конкуренции. Для чистой монополии (с нулевыми предельными издержками) индекс Лернера примет значение, равное единице.
Сложность применения индекса Лернера на практике связана с тем, что информацию о предельных издержках довольно сложно получить.
Средний для отрасли индекс Лернера будет вычисляться по формуле
, где
C – эластичность спроса по цене,
P – индекс Херфиндаля-Хиршмана
Индекс Херфиндаля-Хиршмана,
определяющийстепень
При расчете индекса
все предприятия отрасли
Ihh=A2+B2+C2+….+Z2
Ihh –индекс Херфиндаля-Хиршмана
A – удельный вес самого крупного предприятия
B – удельный вес следующего по величине предприятия
Z – удельный вес наименьшего по величине предприятия.
В случае чистой монополии индекс Херфиндаля-Хиршмана равен 10000. Для 100 фирм с долей в 1% индекс равен 100. Индекс Херфиндаля-Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям коэффициентов концентрации(CR) и индексов Херфиндаля-Хиршмана выделяют три типа отраслей:
1-тип – высокомонополизированная отрасль:
При 70%<CR<100%; 1800<Ihh<10000
2-тип – умеренномонополизированная отрасль:
При 45%<CR<70%; 1000<Ihh<1800
3- тип – низкомонополизированная отрасль:
При CR<45%; Ihh<1000
Коэффициент Тобина – рассчитывается как отношение рыночной стоимости фирмы (рыночная цена ее акций) к восстановительной стоимостью ее активов.
, где
P – рыночная стоимость активов фирмы (определяется по курсу акций)
C – восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.
Смысл данного коэффициента сводится к следующему. Если фирма получает экономическую прибыль, будущие акционеры хотят поучаствовать в ее разделении между собой, поэтому покупают акции такой фирмы по более высокой цене, нежели реальная восстановительная стоимость активов. То же самое верно и для фирмы, которая в будущем ожидает получить экономическую прибыль. В этом случае коэффициент Тобина будет выше единицы.
Если этот показатель
равен единице или чуть меньше
ее, то фирма занимает стабильное положение
на рынке, постоянно получая
Коэффициент Тобина приближается к нулю, это свидетельствует о близком банкротстве. Фирмы с высоким значением этого коэффициента обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары. Для таких фирм характерно наличие монопольной прибыли. Фирмы с небольшими значениями коэффициента действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.
Индекс Папандреу
В 1949 году Папандреу предложил
свой коэффициент монопольной
Ip =Ly*<>Q2*Py, где
Q2 – объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью;
Py – цена конкурента;
Ly – коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены. Он изменяется от нуля до единицы.
Индекс Папандреу отражает две грани монопольной власти: наличие товаров-заменителей на рынке и ограниченность мощности конкурентов (возможность проникновения в отрасль).
Выражение <>Q2*Py отражает перекрестную эластичность спроса на товар фирмы. Сомножитель L характеризует способность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию. Чем ниже любой сомножитель, тем выше монопольная власть фирмы.
Где πA – это бухгалтерская прибыль, а πN – нормативная прибыль.
В условиях конкуренции
на товарном рынке и эффективного
финансового рынка норма
Где МС – предельные издержки, ED – ценовая эластичность спроса.
Индекс Лернера принимает значения от нуля (на рынке совершенной конкуренции) до единицы (для чистой монополии с нулевыми предельными издержками). Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть и дальше рынок от идеального состояния совершенной конкуренции.
Сложность вычисления индекса
Лернера связана с тем, что
информацию о предельных издержках
довольно сложно получить. В эмпирических
исследованиях часто использует
Средний для отрасли индекс Лернера будет вычисляться по формуле:
Где IHH – индекс Херфиндаля–Хиршмана.
Где P- рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций); С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.