Монополия отраслевых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Власть монополий - это одна из форм рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара.
Цель данной работы – раскрыть сущность понятия монополии с учетом специфики отраслевых рынков, и охарактеризовать основные показатели монопольной власти.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...............2
Монополия в отрасли…………………………………………………………5
Монопольная власть и ее источники………………………………………...9
Показатели монопольной власти…………………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………………...24

Файлы: 1 файл

курсовая отраслев рынки.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Если оценка активов  фирмы фондовым рынком превышает их восстановительную стоимость (значение коэффициента Тобина больше 1), это может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли. Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходности и предельных издержек для отрасли.

  1. Коэффициент (индекс) Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низкое влияние на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязанных рынках или сегментах одного и того же рынка.

Однако сам по себе показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не может служить показателем монопольной власти, так как его величина зависит от двух факторов, оказывающих противоположное влияние на монопольную власть: от числа фирм на рынке и от уровня заменяемости товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм.  Для преодоления этой проблемы Папандреу в 1949 году предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент. Формула коэффициента проникновения (показателя монопольной власти Папандреу) выглядит так:

где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью;  Pj - цена конкурента; - коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены. Он изменяется от нуля до единицы.

Индекс Папандреу практически  не используется в прикладных исследованиях, однако он весьма любопытно отражает две грани монопольной власти: наличие товаров-заменителей на рынке и ограниченность мощности конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль). Выражение

отражает перекрестную эластичность спроса на товар фирмы. Его величина свидетельствует о возможности переключения спроса потребителей на товар конкурентов.

Сомножитель характеризует, в свою очередь, способность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию. Чем ниже любой из сомножителей, тем выше монопольная власть фирмы.

  1. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index). Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

HHI = ΣYi2, i = 1, 2,...,n.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

С 1982 года индекс Херфиндаля-Хиршмана служит основным ориентиром при осуществлении  антимонопольной политики США. Его  основным преимуществом служит способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке, так что:

где σ2 - показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный

причем  - средняя доля фирмы на рынке = ; n - число фирм на рынке. Приведенная формула позволяет нам разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю, и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.

 

 

 

 

                      Заключение

 

Таким образом, подытожить рассмотрение вопроса о монополии на отраслевых рынках можно следующими выводами:

  1. монополия  –  это абсолютное преобладание единоличного производителя или  продавца  продукции. Это  хозяйствующий  субъект,  олицетворяющий  собой  отрасль,   определяющий рыночную цену товара и объемы его поставки для продажи. Монопольное положение является желанным  для  каждого  предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им  избежать  целый  ряд  проблем  и  рисков, связанных  с  конкуренцией,  занять  привилегированную  позицию  на   рынке, концентрируя в своих руках  определенную  хозяйственную  власть,  они  имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать  им свои условия;
  2. Реализуемый монополией продукт не имеет близких заменителей, а вхождение других фирм на данный рынок затруднено по причине существования целого ряда барьеров вхождения в отрасль. Среди этих барьеров можно выделить:
    • юридические (патенты, правительственные лицензии, внешнеторговые барьеры);
    • технологические (технология производства)
    • создаваемые монополистом (лимитирующее ценообразование);
    • эффект масштаба.
  1. Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену товара путем изменения предлагаемого его количества. Для установления уровня монопольной власти широко используются следующие показатели:
  • норма экономической прибыли (коэф. Дж. Бэйна);
  • коэффициент А. Лернера;
  • коэффициент Тобина (q Тобина);
  • коэффициент Папандреу;
  • индекс Херфиндаля-Хиршмана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 2010.
  2. Гоголева Т.Н. Теория отраслевых рынков: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2009
  3. Луис М.Б. Кабраль. Организация отраслевых рынков: вводный курс. – Минск; ООО «Новое знание», 2007;
  4. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства: Учебное пособие. – М.; Экономика, 2008;
  5. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. - М.; Инфра-М, 2008;
  6. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие. – М.; Дело и Сервис, 2008;
  7. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова.- М.; Экономистъ, 2005;
  8. Юсупова А.Т. Промышленная экономика. Ч.1.: Учебное пособие. – М.; 2009.

 

 

 


Информация о работе Монополия отраслевых рынков