Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 09:07, курсовая работа
Если обратить внимание на монополистические образования, то это от-дельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные то-варищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Введение...................................................................................................................... 3
1. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной
экономике.................................................................................................................... 4
1.1. Сущность монополии....................................................................................... 4
1.2. История возникновения и развития монополий ........................................... 5
1.3. Формы и основные виды монополий ............................................................. 8
2. Монополизм в белорусских реалиях.................................................................. 11
2.1. Природа и признаки постсоветского монополизма.................................... 11
2.2. Предприятия-монополисты в Республике Беларусь................................... 13
2.3. Государственная монополия Белгосстраха на рынке страховых услуг.... 15
3. Проблемы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь на
современном этапе ................................................................................................... 19
3.1. Особенности и последствия государственного монополизма
трансформируемой экономики Республики Беларусь....................................... 19
3.2. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства
Республики Беларусь............................................................................................. 24
Заключени ................................................................................................................. 31
Список использованных источников ..................................................................... 32
Приложение. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение (республиканский уровень) по состоянию на
01.01.2008 г. ..........................................................................................
Современная теория выделяет три типа монополий:
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать «порядочным», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке «единым фронтом», когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений – картели и синдикаты.
Картель – это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства [12, с. 116].
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
В основе советского монополизма лежит деформация так называемой общенародной собственности. Формальным собственником являлось общество в целом, а фактическим – административный аппарат. Национализация крупных и мелких промышленных предприятий, развитие крупных коллективных хозяйств в аграрном секторе привели к тому, что во всех сферах народного хозяйства установилась государственная монополия.
Политическая надстройка закрепляла юридическими и идеологическими формами государственно-экономическую монополию, охватившую основные производственные процессы. В ее рамках сформировались отношения, процессы, связи, взаимозависимости отраслей и предприятий, органов управления, возникли новые пропорции, иерархии. Материальное производство и непроизводственная сфера, экономика и политика, накопление и потребление, обмен и распределение, науки практика, образ жизни и мышление – все это испытывало воздействие единой государственно-экономической монополии.
Монопольная роль государства реализовывалась через рассредоточение по определенным ступеням иерархической лестницы властно-распорядительных функций. В советский период она проявилась в виде монополии административно-командной системы, ее органов и штатного аппарата на средства производства и результаты труда производителя, организацию труда и производства, управление им.
Государственный сверхмонополизм характеризовался тем, что в центре принимались решения, связанные с функционированием общественной системы в целом. Государство распоряжалась ресурсами, внутренней и внешней торговлей, определяло плановые задания – «контрольные цифры», устанавливало «государственные заказы», каждой хозяйственной единице диктовало характер и объемы производства, посредством лимитов и материально-технического снабжения определяло адресаты, объемы и источники ресурсов, направления и количество реализуемой продукции.
С помощью централизованного планирования государство монополизировало рынок, взяв на себя функции определения потребительной стоимости каждою товара. Рынок подменялся субъективным решением группы лиц. Такая организация хозяйствования порождала командно-бюрократические методы управления. Монополия государственной собственности, которая определяла и определяет характер распоряжения ее объектами, присвоения созданного на госпредприятиях продукта и монопольной прибыли, явилась главной причиной отсутствия конкуренции.
Централизованная система создавала идеальную среду для воспроизводства монополизма собственности, монополизма управления и технологического монополизма предприятии (объединений). Это был своеобразный трехступенчатый монолит, в основании которого находился доминирующий в экономике государственный сектор. Его составляющими выступали ведомственные гиганты, контролировавшие различные сферы производства, а также предприятия и организации, монополизировавшие выпуск отдельных товаров и услуг.
В командной экономике преобладал искусственный монополизм. Он пронизывал все его разновидности, имевшие место в советский период и сохранившиеся до сих пор, проявлялся в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности. Монополизация стала закономерностью командной системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной власти отдельных хозяйствующих субъектов или их групп.
При отсутствии демократии и ограниченных товарно-денежных отношениях госмонополизм представлял собой универсальный способ обеспечения управления воспроизводством в масштабе республики и каждой его подсистемы. Предприятие, даже являясь единственным производителем определенной продукции либо доминируя в производстве пли на рынке, не обладало реальной самостоятельностью и, тем более, монопольной властью, хотя формально считалось монополистом. Особенность такой монополии заключалась в том, что, будучи искусственно созданной, она не выступала детерминантой своей деятельности, не могла реализовать монопольного положения ни в области ценовой политики, ни в выборе рынков сбыта, ни в способах извлечения и присвоения прибыли [16, с. 88].
В соответствии с функциями, определенными действующий антимонопольным законодательством, Министерство экономики Республики Беларусь, как уполномоченный орган государственного управления, на который возложены функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции, формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
По состоянию на 1 января 2007 г. количество предприятий-монополистов республиканского и местного уровней в Республике Беларусь составляет 857 организаций (табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Количество предприятий-монополистов республиканского и местного уровней в Республике Беларусь по состоянию на 01.01.2007 г.
Уровень реестра |
Количество предприятий, находящихся: |
Всего | |
в реестре субъектов естественных монополий |
в Реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение | ||
Брестская обл. |
27 |
65 |
92 |
Витебская обл. |
35 |
81 |
116 |
Гомельская обл. |
24 |
74 |
98 |
Гродненская обл. |
25 |
72 |
97 |
г. Минск |
5 |
37 |
42 |
Минская обл. |
36 |
82 |
118 |
Могилевская обл. |
30 |
85 |
115 |
Областные |
182 |
496 |
678 |
Республиканский |
29 |
150 |
179 |
Всего в реестрах |
211 |
646 |
857 |
Примечание. Источник: [20, с. 53]
В течение 2007 г. Министерством экономики Республики Беларусь проведен мониторинг 37 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения на этих рынках. Были изучены следующие товарные рынки: плит из минеральной ваты, клемм пружинных для нужд железной дороги, плодоовощных консервов для детского питания, кровезаменителей, масел индустриальных и твердых углеводородов, олифы натуральной, безалкогольных напитков и минеральной воды, сырья древесного для выработки экстрактов, проводов автотракторных, проводов установочных, оптовой торговли каменным углем, переработки драгоценных металлов, туристических услуг, строительства и ремонта мостов, строительства жилья, приборов визуального освещения, риэлтерских услуг и др.
По результатам проведенного анализа из Госреестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, исключено 9 хозяйствующих субъектов и 11 товарных позиций, а включено в него 4 хозяйствующих субъекта [20, с. 54].
В сравнении с 2000 г., на начало 2008 г. количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках Республики Беларусь, уменьшилось на 162 субъекта (или на 52%) и составило 150 субъектов (табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Динамика хозяйствующих субъектов, включенных в Госреестр, за 2000-2007 гг.
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
01.01.2008 | |
Количество хозяйствующих субъектов, включенных в Госреестр |
312 |
300 |
265 |
205 |
197 |
190 |
155 |
150 |
Примечание. Источник: [20, с. 54]
По состоянию на 1 января 2008 г. в Госреестрах хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках, состоит 496 хозяйствующих субъекта, в т.ч. по Брестской области – 65, Витебской – 81, Гомельской – 74, Гродненской – 72, Минской – 82, Могилевской – 85, г. Минску – 37 хозяйствующих субъектов [20, с. 54].
В Госреестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение (республиканский уровень), по состоянию на 1 января 2008 г. состоит 150 хозяйствующих субъектов. Перечень хозяйствующих субъектов, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (республиканский уровень), утвержден приказом департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2007 № 22-2007(д) и приведен в Приложении.
Информация о работе Монополия: современные модификации и экономические последствия