Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 09:07, курсовая работа
Если обратить внимание на монополистические образования, то это от-дельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные то-варищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Введение...................................................................................................................... 3
1. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной
экономике.................................................................................................................... 4
1.1. Сущность монополии....................................................................................... 4
1.2. История возникновения и развития монополий ........................................... 5
1.3. Формы и основные виды монополий ............................................................. 8
2. Монополизм в белорусских реалиях.................................................................. 11
2.1. Природа и признаки постсоветского монополизма.................................... 11
2.2. Предприятия-монополисты в Республике Беларусь................................... 13
2.3. Государственная монополия Белгосстраха на рынке страховых услуг.... 15
3. Проблемы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь на
современном этапе ................................................................................................... 19
3.1. Особенности и последствия государственного монополизма
трансформируемой экономики Республики Беларусь....................................... 19
3.2. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства
Республики Беларусь............................................................................................. 24
Заключени ................................................................................................................. 31
Список использованных источников ..................................................................... 32
Приложение. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение (республиканский уровень) по состоянию на
01.01.2008 г. ..........................................................................................
Правовой и экономической базой Закона «О противодействии монополистической деятельности» является структурно-регулятивный принцип. Это означает, что с помощью данного Закона государство предполагает комплексно решать возникающие в этой сфере проблемы: не только противодействовать происходящим противоправным монополистическим проявлениям, но и предотвращать возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка.
Существенной особенностью Закона «О противодействии монополистической деятельности» является его экстерриториальный характер. Это выражается в том, что нормы данного Закона применяются и в тех случаях, когда действия и соглашения, указанные в статье 3 Закона «О противодействии монополистической деятельности», совершаются или заключаются за пределами территории Республики Беларусь. Для того чтобы применить правила Закона «О противодействии монополистической деятельности» к таким соглашениям (действиям), в соответствии с теорией последствий необходимо доказать, что они приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут другие отрицательные последствия на рынках Республики Беларусь.
Деятельность субъектов естественной монополии подвергается регулированию и в соответствии с Законом «О естественных монополиях». В статье 2 этого Закона отмечено, что «регулирование деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренное настоящим Законом, не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, если иное не установлено законодательством». Тем более что сферы деятельности субъектов естественных монополий строго очерчены указанным Законом и расширительному толкованию не подлежат. Это – транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением (статья 3) [3].
Нельзя не заметить и такого достоинства Закона «О естественных монополиях», как установление судебного разрешения конфликтов между антимонопольным государственным органом и субъектами естественных монополий.
С одной стороны, он устанавливает возможность принудительного исполнения решения антимонопольного государственного органа в судебном порядке. «В случае неисполнения субъектом естественной монополии решения органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, этот орган вправе предъявить в суд иск о понуждении субъекта естественной монополии исполнить решение, если иной порядок исполнения решений не установлен законодательством» (часть 2 статьи 19). С другой стороны – возможность обжалования в судебном порядке решений этого органа. «Решения, иные действия (бездействие) органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий могут быть обжалованы субъектами естественных монополий, республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, потребителями, общественными организациями (объединениями) потребителей, иными юридическими и физическими лицами в судебном порядке [3].
Среди других актов антимонопольного законодательства нужно назвать следующие:
Все это говорит о том, что антимонопольное законодательство в Республике Беларусь систематизировано, во многом соответствует международным стандартам и при дальнейшем его совершенствовании позволит эффективно регулировать соответствующие правоотношения.
В данной работе рассмотрены основные вопросы, связанные с проблемами монополизации: само понятие монополии, формы и виды монополий, а также особенности реформирования монополий и антимонопольной политики нашего государства.
Подводя итоги, моно сказать, что монополизация имеет скорее пагубные последствия, но в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, и, безусловно, за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Антимонопольная служба Республики Беларусь достаточно молода, но ею предпринимаются меры по контролю за монополизацией. Однако возникает проблема: текущая ситуация на монопольном рынке, которая образовывалась многие года, не может быть преобразована в рынок чистой конкуренции. Антимонопольное законодательство должно быть усовершенствовано, обращаясь к зарубежному опыту, к экономически более развитым странам
Монополии в рыночной экономике – это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.
С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них – практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной «данью» в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
В целом система антимонопольного регулирования в Республики Беларусь находится пока в стадии становления и требует дальнейшего совершенствования.
№ п/п |
Наименование хозяйствующего субъекта |
Наименование товара, по которому хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке |
Юридический адрес хозяйствующего субъекта |
Дата и номер приказа о включении хозяйствующего субъекта в Госреестр |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Черная металлургия | ||||
1 |
Республиканское унитарное предприятие "Белорусский металлургический завод" |
Проволока латунированная стальная для бортовых колец Металлокорд для шин |
247210, Гомельская обл., г. Жлобин, ул. Промышленная, 37 |
07.10.1994 приказ № 98 |
2 |
Республиканское унитарное предприятие "Молодечненский завод порошковой металлургии" |
Изделия из металлических порошков |
222310, Минская обл., г. Молодечно, ул. Я. Купалы, 130 |
18.09.1995 решение № 38 |
3 |
ОАО "Завод горного воска" |
Модельные составы |
222823, Минская обл., Пуховичский р-н, г.п. Свислочь |
07.10.1994 приказ № 98 |
4 |
ОАО "Минский завод отопительного оборудования" |
Радиаторы отопительные |
220073, г. Минск, ул. Тимирязева, 29 |
15.04.1998 решение № 65 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | ||||
1 |
ОАО "Белшина" |
Шины для легковых автомобилей Шины для грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин (кроме крупногабаритных и сверх крупногабаритных) |
213824, Могилевская обл., г. Бобруйск, Минское шоссе, 5-й км |
07.10.1994 приказ № 98
|
Покрышки для грузовых и легковых автомобилей, восстановленные методом наложения нового протектора |
12.03.2001 решение № 01 | |||
2 |
ОАО "Шиноремонт" |
Покрышки для грузовых и легковых автомобилей, восстановленные методом наложения нового протектора |
213824, Могилевская обл., г. Бобруйск, ул. Минская, 102 |
06.09.2007 приказ № 13-2007(д) |
3 |
ОАО "Беларусьрезинотехника" |
Ленты конвейерные Рукава Крошка резиновая Изолента |
213829, Могилевская обл., г. Бобруйск, Минское шоссе, 102 |
07.10.1994 приказ № 98 |
4 |
ОАО "Нафтан" |
Бензин автомобильный Дизельное топливо |
214440, Витебская обл., г. Новополоцк-1 |
17.06.2004 приказ № 10-2004 |
5 |
ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод" |
Бензин автомобильный Дизельное топливо |
247760, Гомельская обл., г. Мозырь-11 |
17.06.2004 приказ № 10-2004 |
6 |
ОАО "Гомельский химический завод" |
Криолит свежий Кислота фосфорная экстракционная Фосфорные удобрения* |
246026, г. Гомель, п/я 26, ул. Химзаводская, 5 |
07.10.1994 приказ № 98 |
7 |
ОАО "Гродно Азот" |
Аммиак жидкий Кислота азотная Олеум Капролактам Азотные удобрения* |
230013, г. Гродно, пер. Космонавтов, 100 |
07.02.2003 приказ № 08 07.10.1994 приказ № 98 |
8 |
Республиканское унитарное предприятие "ПО" Беларуськалий" |
Минеральные удобрения* |
223710, Минская обл., г. Солигорск, ул. Коржа, 5 |
18.09.1997 решение № 58 |
9 |
ОАО "Доломит" |
Мука доломитовая* |
211321, г. Витебск, п.г.т. Руба, ул. Центральная, 23 |
08.10.1997 решение № 59 |
10 |
ОАО "Крион" |
Продукты разделения воздуха |
220024, г. Минск, ул. Серова, 8 |
07.10.1994 приказ № 98 |
11 |
ОАО "Могилевхимволокно" |
Нити полиэфирные текстильные (товарные) Полиэфирное волокно и жгут Нить полиэфирная техническая |
212035, г. Могилев-35, пр. Шмидта, 300 |
01.04.2005 приказ № 07-2005 |
Продолжение приложения
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 |
ОАО "Могилевский завод искусственного волокна" |
Нить вискозная |
212003, г. Могилев, ул. Челюскинцев, 105 |
01.04.2005 приказ № 07-2005 |
13 |
ОАО "Гродно Химволокно" |
Ткань кордная Нить полиамидная техническая Волокно полиамидное для текстильной промышленности Нить полиамидная текстурированная жгутовая |
230026, г. Гродно, ул. Славинского, 4 |
07.02.2003 приказ № 08 01.04.2005 приказ № 07-2005т |
14 |
Республиканское унитарное предприятие "Светлогорское ПО "Химволокно" |
Ткань кордная Нити полиэфирные текстильные (товарные) |
247400, Гомельская обл., г. Светлогорск, ул. Заводская, 5 |
07.10.1994 приказ № 98 01.04.2005 приказ № 07-2005 |
15 |
Республиканское унитарное предприятие "Несвижский завод медицинских препаратов" |
Кровезаменители |
222603, Минская обл., Несвижский р-н, пос. Альба, ул. Заводская, 1 |
12.12.2005 приказ № 15-2005 |
16 |
Республиканское унитарное предприятие "Речицкий опытно-промышленный гидролизный завод" |
Фурфурол Дубильные экстракты |
247500, Гомельская обл., г. Речица, ул. Ильича, 1 |
15.04.1998 решение № 65 |
17 |
Республиканское унитарное предприятие "Гидролизный завод" |
Спирт этиловый ректификованный технический |
213900, Могилевская обл., г. Бобруйск, ул. Чехова, 54 |
15.04.1998 решение № 64 |
18 |
ОАО "Борисовский завод полимерной тары "Полимиз" |
Пленка полиэтиленовая наполненная |
222120, Минская обл., г. Борисов, ул. Ибаррури, 42 |
13.01.2005 приказ № 01-2005 |
19 |
ОАО "Полимир" |
Ацетонитрил технический Полиэтилен Полиакрилонитрильные волокна и жгут |
211440, Витебская обл., г. Новополоцк-5 |
07.10.1994 приказ № 98 01.04.2005 приказ № 07-2005 |
20 |
ОАО "Бархим" |
Электроды сварочные Олифы |
225320, Брестская обл., г. Барановичи, ул. Проминского, 48 |
07.10.1994 приказ № 98 |
21 |
Республиканское унитарное предприятие "Кричевский завод резиновых изделий им. 50-летия БССР" |
Обувь резиновая |
213500, Могилевская обл., г. Кричев, ул. Трудовая, 1 |
07.10.1994 приказ № 98 30.11.2006 Приказ № 15-2006(д) |
Машиностроение и металлообработка | ||||
1 |
ОАО "Завод "ВИЗАС" |
Станки металлорежущие |
210602, г. Витебск, пр. Фрунзе, 83 |
27.06.1997 приказ № 73 |
2 |
Республиканское унитарное предприятие "Витебский станкостроительный завод "Вистан" |
Станки безцентрошлифовальные Станки зубообрабатывающие |
210627, г. Витебск, ул. Димитрова, 36/7 |
07. 10. 1994 приказ № 98 |
3 |
Республиканское унитарное предприятие "Станкостроительный завод им. С.М. Кирова" |
Станки протяжные |
220030, г. Минск, ул. Красноармейская, 21 |
07.10.1994 приказ № 98 |
4 |
Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский станкостроительный завод им. Октябрьской революции" ("МЗОР") |
Станки продольно-строгальные |
220801, г. Минск, ул. Октябрьская, 16 |
07.10.1994 приказ № 98 |
5 |
Республиканское унитарное производственное предприятие "Станкостроительный завод "Красный борец" |
Станки шлифовальные |
211030, Витебская обл., г. Орша, ул. Энгельса, 29 |
07.10.1994 приказ № 98 |
6 |
Республиканское унитарное предприятие "Молодечненский станкостроительный завод" |
Вертикально-сверлильные станки Резьбонарезные станки |
222310, Минская обл., г. Молодечно, ул. Замковая, 19 |
18.09.1995 решение № 38 |
7 |
ОАО "Гомельский подшипниковый завод" |
Подшипники качения, включая велосипедные |
246638, г. Гомель, ул. Шевченко, 27 |
07.10.1994 приказ № 98 |
8 |
ОАО "Минский подшипниковый завод" |
Подшипники качения, включая велосипедные Анкер Изолятор для нужд железной дороги |
220026, г. Минск, ул. Жилуновича, 2 |
07.10.1994 приказ № 98 |
Информация о работе Монополия: современные модификации и экономические последствия