Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 08:36, контрольная работа

Описание работы

Монополия - (от моно... и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Содержание работы

1. Понятие монополии
2. Монополии в российской экономике
3. Антимонопольная политика
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Микроэкономика.doc.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»

 

 

Кафедра экономической теории и мировой  экономики

 

 

 

Контрольная работа по микроэкономике

 

на тему:

 

«Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент-бакалавр (заоч. отдел.)

Факультет ____ курс 1 группа __

направление экономика

профиль Бухгалтерский учет

 

 

   Проверил: к.э.н., доцент

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2013г.

 

ПЛАН:

 

  1. Понятие монополии

3

  1. Монополии в российской экономике

5

  1. Антимонопольная политика

11

  1. Список использованной литературы

18


 

1 Понятие монополии

 

Монополия - (от моно... и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. 
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Если  обратить внимание на монополистические  образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Монополия представляет собой рынок, на котором  единственная фирма осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего субститутов. При монополии понятия  фирма и отрасль отпадают.

Если  обратить внимание на монополистические  образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие  монопольного положения. Последнее  определяется как доминирующее положение  предпринимателя, которое дает ему  возможность самостоятельно или  вместе с другими предпринимателями  ограничивать конкуренцию на рынке  определенного товара.

Монопольное положение является желанным для  каждого предпринимателя или  предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагенам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Во многих отраслях ведущие фирмы знают, что  они представляют собой настолько  большую часть рынка, что они  могут посредством своих собственных  действий оказывать влияние на рыночную цену. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

При анализе  монополии важно учитывать неоднозначность  самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из этимологии слова «моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель товаров, не имеющих заменителей. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует большая доля условности.

Формирование  и рост монополий исторически  неразрывно связаны перерастанием  капитала свободной конкуренции  в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. Как написал В.И. Ленин, «... Свободная конкуренция есть основное свойство капитализма и товарного производства вообще; монополия есть прямая противоположность свободной конкуренции». 
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей. Многие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

В конце XIX столетия рынок  чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции  – этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических  образований в экономике.

 

 

2 Монополии в Российской экономике

 

Появление монополий  в России

Первые монополии в  России образовались в 80-х годах  XIX века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле.

До начала XX века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-1903гг.

Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в  виде картелей и синдикатов, в которых  был монополизирован сбыт при  сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали  и объединения трестовского типа (Товарищество «Братьев Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных  и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование  против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению  официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала  с согласия и при прямой поддержке  правительства («Продпаравоз», военно-промышленные монополии).

Нелегальное положение создавало  неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и  поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные  формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях.

Синдикат «Продуголь» (Русское общество торговли минеральным топливом Донецкого бассейна) организовали в 1906 году 18 крупнейших угольных предприятий Донбасса, находившихся под командой французского капитала. Синдикат с первых же шагов своей деятельности охватил около трех четвертей всей добычи угля в Донбассе.

В металлургии решающую роль играл синдикат «Продамет», сосредоточивший в своих руках до 95 % всего производства черных металлов. Синдикат загребал огромные сверхприбыли, резко ограничивая производство и искусственно создавая в стране состояние металлического голода.

Спичечный синдикат распоряжался тремя четвертями всего производства спичек. Крупные компании безраздельно хозяйничали в речном и морском  транспорте. Синдикатское общество «Океан»  захватило почти полное господство на рынке соли. Накануне первой мировой  войны крупнейшие капиталисты хлопчатобумажной промышленности Рябушинские, Коноваловы, Егоровы начали создавать монополистическую организацию.

Синдикат «Продвагон» (общество для продажи изделий русских вагоностроительных заводов) был создан в 1904 году. В его состав вошли 13 предприятий, которые держали в своих руках почти вое производство и сбыт вагонов. Синдикат объединял семь-восемь заводов, дававших 90-100 % всей продукции.

Синдикат сахарозаводчиков настолько поднял цены на сахар, что сбыт сахара в стране сокращался. Сахар вывозился в Англию и продавался там по бросовым ценам. Потери от этой операции с избытком покрывались за счет высоких цен внутри страны и специальных премий за экспорт, которые выплачивало синдикату царское правительство.

В период промышленного подъема (1910-14гг.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в  промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская  нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) – уровень монополизации был невысок.

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила  число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме "принудительных объединений" по инициативе и при участие правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

Становление рыночной экономики в России столкнулось  и продолжает сталкиваться с монополизмом особого рода. Генетически он сформировался  в нерыночной среде, и по своему развитию кардинально отличается от монопольных  отношений, естественным образом выраставших  из концентрации и централизации  капиталов в процессе их конкуренции. Монополизм в нашей стране сложился как результат тотального огосударствления экономики с присущей ему административно-командной  системой управления. Оно и составляло ось, вокруг которой сконцентрировались различного рода элементы монопольной  практики. В отличие от рыночных монополий в западной экономике, наши, так называемые административные или ведомственные монополии, создавались  директивным путем, а не в результате жесткой конкурентной борьбы. Отсутствие рыночных принципов управления и  распределения ресурсов, централизованное размещение капитальных вложений привели  к формированию своеобразного технологического монополизма. Подавляющее большинство  хозяйственных связей носили не экономический, а строго детерминированный характер[7].

Монополизм  пронизывал все сферы и отрасли  советской экономики, уровни и подсистемы организации и управления. Монополизм в экономике переплетался с монополизацией других сфер общественной жизни, ставя  личность в подчиненное, приниженное  положение по отношению к административным и хозяйственным иерархиям

К историческим основам российского монополизма  относятся те его характерные  черты, которые связаны с хронической  разбалансированностью советской, и как следствие, российской экономики. Глубокие структурные диспропорции постоянно воспроизводят дисбалансы предложения и спроса, неравноправия  продавца (производителя) и покупателя   (потребителя).   Традиционный   для   прежних   хозяйственных  связей диктат производителя по отношению  к потребителю трансформируется в монополизм на соответствующих  продуктовых, отраслевых и региональных рынках.

Информация о работе Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления