Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 08:36, контрольная работа
Монополия - (от моно... и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
1. Понятие монополии
2. Монополии в российской экономике
3. Антимонопольная политика
4. Список использованной литературы
9. Организация систематического
наблюдения за основными
С этой целью необходимо
совершенствовать взаимодействие с
органами государственной статистики,
а также разрабатывать
Антимонопольное регулирование в России
Экономические реформы 1990-х гг., направленные на формирование свободного рынка, возродили к жизни один из важнейших рыночных инструментов — конкуренцию. Ценность конкуренции сложно переоценить. Однако конкуренция как движущая сила производства и распределения, особенно в российских условиях, не может существовать самостоятельно. Она должна перманентно поддерживаться и направляться государством посредством осуществления последним целенаправленной государственной политики [9].
При этом формирование указанной
политики должно строиться на сбалансированном
подходе к категории «
С другой стороны,
абсолютизация роли
В целом, как показывает мировой
опыт, с учетом необходимости следования
сбалансированному подходу, содержание
конкурентной политики должны составлять
два основополагающих направления:
стимулирование развития конкуренции
и антимонопольное
В России, в отличие от большинства зарубежных стран, принятие антимонопольного законодательства было осуществлено не эволюционным, а искусственным путем. Фактически российское «законодательство о защите конкуренции» впервые принималось в условиях практически полного отсутствия конкурентных рынков и отношений. Основной целью его принятия на тот момент было борьба с существовавшей тотальной монополизированностью отраслей.
Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Этот закон устанавливает, что:
1.
запрещаются действия фирмы,
2.
запрещаются монопольные
3.
подлежат наказанию фирмы,
4. контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);
5.
при нарушении требований
Антимонопольное законодательство РФ основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральных законах. Отправными в данном случае являются положения Конституции РФ, в соответствии с которыми в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст.8), не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34), в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка, то есть устанавливается федеральный уровень антимонопольного законодательства (п. «ж» ст. 71), на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (п. 1 ст. 74).
Федеральная антимонопольная
служба (ФАС России) является уполномоченным
федеральным органом
Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Руководитель ФАС России – Игорь Юрьевич Артемьев - организует ее работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФАС России функций, представляет ФАС России в отношениях с другими органами государственной власти [10].
Одним из механизмов антимонопольного контроля является необходимость подачи хозяйствующими субъектами ходатайств и уведомлений о сделках подлежащих контролю и удовлетворяющим определенным требованиям. В частности контролю ФАС подлежат следующие действия:
1. создание
и реорганизация коммерческих
организаций (в случаях,
2. cделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (в случаях, предусмотренных в статье 28 Закона о конкуренции);
3. сделки
с акциями (долями), активами финансовых
организаций и правами в
4. сделки,
иные действия, об осуществлении
которых должен быть уведомлен
антимонопольный орган (в
Ключевыми
критериями для осуществления
Чтобы объективно
и комплексно оценить эффект, а
затем и эффективность
Базовые
критерии экономического эффекта деятельности
антимонопольных органов
Базовые макроэкономические критерии эффекта характеризуют изменение общих параметров экономической среды, достигнутое в результате реализации антимонопольной политики. К числу базовых макроэкономических критериев относятся: абсолютная и индексная динамика цен на продукцию и услуги в базовых, в том числе в естественно-монопольных, отраслях; динамика количества предприятий в отраслевом и региональном разрезах и рост рабочих мест в результате реализации программ демонополизации; динамика сумм денежных средств, изъятых в бюджет в качестве незаконно полученной (монопольной) прибыли; снижение административных барьеров, в том числе абсолютные и относительные показатели по отмененным или измененным актам органов исполнительной власти, ограничивающим конкуренцию; показатели абсолютной и относительной (в расчете на единицу поставленной продукции) экономии бюджетных средств, полученной в результате конкурсного отбора хозяйствующих субъектов для поставки продукции и услуг для государственных нужд; количество отказов по сделкам, приводящим к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующих субъектов, в том числе в отраслевом и региональном разрезах; количество случаев предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в том числе в расчете на одного государственного служащего антимонопольных органов.
Базовые микроэкономические критерии характеризуют эффект, полученный конкретным предприятием (группой предприятий) в результате пресечения монополистической деятельности или акта недобросовестной конкуренции. К их числу относятся: сумма денежных средств, сохраненных или возвращенных хозяйствующему субъекту в результате пресечения монополистической деятельности его контрагента, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке; сумма денежных средств, возмещенная хозяйствующему субъекту при наступлении гражданско-правовой ответственности, возникшей в результате пресечения акта недобросовестной конкуренции. Соответственно, эти микроэкономические показатели могут быть дифференцированы в зависимости от конкретного вида монополистической деятельности или формы недобросовестной конкуренции (в соответствии с классификацией ст. 10, 11, 14–16 Закона «О защите конкуренции», вступившего в силу 26 октября 2006 г.).
Нередки случаи, когда с макроэкономических позиций эффект может быть незначительным или отсутствовать вовсе, а микроэкономический эффект может оказаться очень масштабным. Это обусловлено спецификой конкурентного права, которое по своей сути является публичным, но при этом действует в системе частных, гражданско-правовых интересов. Такие случаи характерны не только при пресечении монополистической деятельности, но и актов недобросовестной конкуренции, особенно когда имеет место промышленный шпионаж или незаконное присвоение объектов интеллектуальной собственности [4].
Как видно, методы борьбы с монополизмом различны. Наша страна имеет свой, пусть небольшой, по сравнению со странами Западной Европы, не говоря уже о США, опыт антимонопольной политики и связанного непосредственно с ней антимонопольного законодательства. Однако проблема монополий в России еще не решена, и быстрого ее решения в короткий срок не предвидится.
Список использованной литературы:
Информация о работе Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления