Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 08:36, контрольная работа

Описание работы

Монополия - (от моно... и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Содержание работы

1. Понятие монополии
2. Монополии в российской экономике
3. Антимонопольная политика
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Микроэкономика.doc.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

9. Организация систематического  наблюдения за основными товарными  рынками федерального и регионального  уровня.

С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с  органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную  статистику, отвечающую запросам и  соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным  органом.

 

Антимонопольное регулирование в России 

Экономические реформы 1990-х  гг., направленные на формирование свободного рынка, возродили к жизни один из важнейших рыночных инструментов — конкуренцию. Ценность конкуренции  сложно переоценить. Однако конкуренция  как движущая сила производства и  распределения, особенно в российских условиях, не может существовать самостоятельно. Она должна перманентно поддерживаться и направляться государством посредством осуществления последним целенаправленной государственной политики [9].

При этом формирование указанной  политики должно строиться на сбалансированном подходе к категории «конкуренция». С одной стороны, нельзя недооценивать  ее роли, т. к. подобная недооценка может  привести не только к искажениям в  системе стимулов хозяйствующих  субъектов, но и к торможению развития отдельных отраслей и экономики в целом [3].

 С другой стороны,  абсолютизация роли конкуренции,  недооценка необходимости государственного  регулирования могут привести  к стагнации рынка, к анархическому  способу хозяйствования, к полному  отрицанию общественного интереса  при осуществлении деятельности  хозяйствующих субъектов.

В целом, как показывает мировой  опыт, с учетом необходимости следования сбалансированному подходу, содержание конкурентной политики должны составлять два основополагающих направления: стимулирование развития конкуренции  и антимонопольное регулирование. Антимонопольная политика государства направлена прежде всего на пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, на обеспечение стабильной и эффективной работы предприятий, создание нормальных условий функционирования рынков. Антимонопольное законодательство, на котором зиждется и соответствующая государственная политика, по своей сути сформировалось впервые как антитрестовское законодательство и было связано с существовавшими в те времена условиями рынка. Антитрестовское законодательство было направлено, главным образом, на борьбу с незаконной монополизацией уже существующих конкурентных рынков. То есть фактически существовали некие конкурентные рынки, однако те или иные рыночные обстоятельства заставляли или побуждали экономических субъектов применять такие методы конкурентной борьбы, которые были недопустимы с точки зрения общеэкономической или общественной полезности. В связи с этим, в целях пресечения таких действий, а также препятствования концентрации и кооперации субъектов конкуренции впервые принималось рассматриваемое в данной работе законодательство.

В России, в отличие от большинства зарубежных стран, принятие антимонопольного законодательства было осуществлено не эволюционным, а искусственным  путем. Фактически российское «законодательство  о защите конкуренции» впервые принималось  в условиях практически полного  отсутствия конкурентных рынков и отношений. Основной целью его принятия на тот момент было борьба с существовавшей тотальной монополизированностью отраслей.

Юридическая основа для борьбы с монополиями  и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Этот закон устанавливает, что:

1. запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2. запрещаются монопольные сговоры  о ценах, изъятие товаров с  рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3. подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;

4. контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5. при нарушении требований законодательства  Антимонопольный комитет вправе  расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.

Антимонопольное законодательство РФ основывается на положениях Конституции  РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральных  законах. Отправными в данном случае являются положения Конституции РФ, в соответствии с которыми в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст.8), не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34), в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка, то есть устанавливается федеральный уровень антимонопольного законодательства (п. «ж» ст. 71),   на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (п. 1 ст. 74).

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением  законодательства в сфере конкуренции  на товарных рынках, защиты конкуренции  на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий  и рекламы. 

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Руководитель ФАС России – Игорь Юрьевич Артемьев - организует ее работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФАС России функций, представляет ФАС России в отношениях с другими органами государственной власти [10].

Одним из механизмов антимонопольного контроля является необходимость подачи хозяйствующими субъектами ходатайств и уведомлений  о сделках подлежащих контролю и  удовлетворяющим определенным требованиям. В частности контролю ФАС подлежат следующие действия:

1. создание  и реорганизация коммерческих  организаций (в случаях, предусмотренных  в статье 27 Закона о конкуренции);

2. cделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (в случаях, предусмотренных в статье 28 Закона о конкуренции);

3. сделки  с акциями (долями), активами финансовых  организаций и правами в отношении  финансовых организаций (в случаях,  предусмотренных в статье 29 Закона  о конкуренции);

4. сделки, иные действия, об осуществлении  которых должен быть уведомлен  антимонопольный орган (в случаях,  предусмотренных в статье 30 Закона  о конкуренции).

Ключевыми критериями для осуществления антимонопольного контроля ФАС России является суммарная  стоимость активов участвующих  в сделках лиц (активов их групп  лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию  на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства  или уведомления, или суммарная  выручка организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный  год либо присутствие таких организаций  включена в реестр.

Чтобы объективно и комплексно оценить эффект, а  затем и эффективность антимонопольной  политики, можно использовать систему  различных показателей. При этом следует учитывать, что эффект может  быть потенциальным (если нарушение  предупреждено) или фактическим, если нарушение имело место и было пресечено. Данный тезис имеет большое  значение для понимания методологических проблем оценки любого вида государственной  политики, связанной с принуждением, т. е. созданием издержек для потенциальных  нарушителей. Действительно, если санкция  достаточно строга и вероятность  ее применения к нарушителю стремится  к единице, то ожидаемая полезность в случае нарушения может оказаться  ниже, чем в случае соблюдения правила. Нарушение не происходит. Есть издержки, связанные с формированием такого рода ожиданий, но эффект представлен  в форме (предотвращенный ущерб  и дополнительные издержки, связанные  с применением санкций), которая плохо поддается количественной оценке. Однако из этого не следует, что оценка эффективности повысится, если нарушение правила все же будет допущено и затем последует наказание.

Базовые критерии экономического эффекта деятельности антимонопольных органов следует  разделять на макроэкономические и микроэкономические.

Базовые макроэкономические критерии эффекта характеризуют изменение общих параметров экономической среды, достигнутое в результате реализации антимонопольной политики. К числу базовых макроэкономических критериев относятся: абсолютная и индексная динамика цен на продукцию и услуги в базовых, в том числе в естественно-монопольных, отраслях; динамика количества предприятий в отраслевом и региональном разрезах и рост рабочих мест в результате реализации программ демонополизации; динамика сумм денежных средств, изъятых в бюджет в качестве незаконно полученной (монопольной) прибыли; снижение административных барьеров, в том числе абсолютные и относительные показатели по отмененным или измененным актам органов исполнительной власти, ограничивающим конкуренцию; показатели абсолютной и относительной (в расчете на единицу поставленной продукции) экономии бюджетных средств, полученной в результате конкурсного отбора хозяйствующих субъектов для поставки продукции и услуг для государственных нужд; количество отказов по сделкам, приводящим к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующих субъектов, в том числе в отраслевом и региональном разрезах; количество случаев предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в том числе в расчете на одного государственного служащего антимонопольных органов.

Базовые микроэкономические критерии характеризуют эффект, полученный конкретным предприятием (группой предприятий) в результате пресечения монополистической деятельности или акта недобросовестной конкуренции. К их числу относятся: сумма денежных средств, сохраненных или возвращенных хозяйствующему субъекту в результате пресечения монополистической деятельности его контрагента, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке; сумма денежных средств, возмещенная хозяйствующему субъекту при наступлении гражданско-правовой ответственности, возникшей в результате пресечения акта недобросовестной конкуренции. Соответственно, эти микроэкономические показатели могут быть дифференцированы в зависимости от конкретного вида монополистической деятельности или формы недобросовестной конкуренции (в соответствии с классификацией ст. 10, 11, 14–16 Закона «О защите конкуренции», вступившего в силу 26 октября 2006 г.).

Нередки случаи, когда с макроэкономических позиций эффект может быть незначительным или отсутствовать вовсе, а микроэкономический эффект может оказаться очень  масштабным. Это обусловлено спецификой конкурентного права, которое по своей сути является публичным, но при  этом действует в системе частных, гражданско-правовых интересов. Такие случаи характерны не только при пресечении монополистической деятельности, но и актов недобросовестной конкуренции, особенно когда имеет место промышленный шпионаж или незаконное присвоение объектов интеллектуальной собственности [4].

Как видно, методы борьбы с монополизмом различны. Наша страна имеет свой, пусть  небольшой, по сравнению со странами Западной Европы, не говоря уже о  США, опыт антимонопольной политики и связанного непосредственно с  ней антимонопольного законодательства. Однако проблема монополий в России еще не решена, и быстрого ее решения  в короткий срок не предвидится.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]. - Официальное издание. –  М. : Юрид. лит. – 2011. – 64 с.
  2. Денисов, И.В. Монополизм как движущая сила развития и его ограничение/ И.В. Денисов // Экономический анализ: теория и практика. - 2008-№19(окт.) с.35-40
  3. Евтушенков, В.П. Политика повышения конкурентоспособности экономики России. Национальный доклад / В.П. Евтушенков. - М.: РСПП, 2004.
  4. Князева, И.В. Антимонопольная политика государства Учеб. пособие / И.В. Князева. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2010.— 232 с. 
  5. Максимова, В.Ф. МИКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс. / В.Ф. Максимова. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 204 с.
  6. Матвеева, Н.А. О правовом регулировании естественных монополий / Н.А. Матвеева // Общество и экономика. – 2007. - №1. с.102-114.
  7. Матвеева, Н.А. Принципы государственного регулирования естественных монополий/ Н.А. Матвеева // Современные научные исследования и инновации.  – 2011 Ноябрь. С. 14-17
  8. Самочадин, А. М. Естественные монополии в российской экономике: противоречия экономического, технологического, социального и стратегического подходов / А.М. Самочадин // Экон. анализ: теория и практика. - 2011. - № 19. - С. 37-47.
  9. Сулакшин, С.С., Якунин, В.И., Фонарева, Н.Е., Тотьев, К.Ю. и др. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. Монография в 2-х томах. Т. 1. /  С.С. Сулакшин. М.: Научный эксперт, 2008. – 416с.
  10. Федеральная Антимонопольная Служба - http://www.fas.gov.ru

 


Информация о работе Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления