Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 08:36, контрольная работа

Описание работы

Монополия - (от моно... и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Содержание работы

1. Понятие монополии
2. Монополии в российской экономике
3. Антимонопольная политика
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Микроэкономика.doc.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

 Структура российской экономики по отношению к прежней союзной еще более ухудшилась, дисбалансы между добывающими и перерабатывающими отраслями стали более глубокими. Особенности государственной организации хозяйства, а также значительная доля сырьевых отраслей, обусловили совершенно уникальную роль естественных монополий. В силу определенных обстоятельств (невозможность форсированного разгосударствления соответствующих отраслей производства и производственной инфраструктуры, ухудшения структуры российской экономики в сторону усиления ее сырьевой направленности) значимость этого вида монополий в российской экономике на данном этапе, возрастает.

Усилилась локализация рынков, которая и раньше являлась отличительной особенностью российской экономики. Растет уровень и удельный вес транспортных издержек в структуре цен, что провоцирует степень локализации рынков. Единый национальный рынок имеет тенденцию к распаду на множество локальных рынков с одним продавцом на   каждом из  них[6].

Опыт  показывает, что монополии, монополизировав  определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это  тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

Монополии существуют во всем мире. Но монополии  России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. И в основном в России распространены естественные монополии. Главными, из которых, можно назвать:

- РАО  “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии  по высоковольтным линиям передач);

- ГАЗПРОМ  (транспортировка газа по трубопроводам,  реализация природного газа);

- РОСНЕФТЬ (разведка и добыча нефти и  газа, производство нефтепродуктов  и продукции нефтехимии, а также  сбыт произведенной продукции).

- РЖД  (железнодорожные перевозки);

Во-вторых, в российской экономике очень  распространено такое явление как  “локальный” монополизм. Вследствие не насыщенности рынка отдельные  предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей  и бытовым обслуживанием в  малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия  жилищно-коммунального хозяйства  – также локальные монополии.

В общем, российские монополисты федерального уровня – это узкоспециализированные производства. Специфика их заключается  в том, что они сознательно  создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков  продукции к потребителям.

Особенностью  современной монополизации является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных  концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который  передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции  своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.

Одной из особенностей современной монополизации  является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости  от гигантских монополистических объединений  формально самостоятельных средних  и малых предприятий через  систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п.  Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

Еще одна особенность современной монополизации  — усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию  собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в  экономике. Характерно, что такие  процессы происходят, прежде всего, на межотраслевом уровне.

 

Формы и виды монополий

Монополия представляет собой  крайнюю форму несовершенной  конкуренции.

Вид монополий зависит  от рыночной структуры и формы  конкуренции. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или  нежелательна. Примером могут служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное  положение на рынке.

Государственная политика в  отношении регулирования деятельности субъектов естественных монополий  должна включать два основных направления. Первое из них состоит в совершенствовании  государственного ценового регулирования  продукции и услуг естественных, монополий, которое основывается на следующих принципах: рационализация издержек производства и обращения; поэтапное уменьшение перекрестного  субсидирования на основе выравнивания тарифов по регионам и контингентом потребителей (недискриминационное ценовое регулирование); сокращение ценового льготирования отдельных хозяйствующих субъектов и групп хозяйствующих субъектов; дальнейшая дифференциация цен (тарифов), в наибольшей степени отражающая различие издержек при реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) в определенные периоды (время суток, сезон) с целью обеспечения более равномерного спроса потребителей и загрузка производственных мощностей. Второе направление государственной политики состоит в проведении реструктуризации субъектов естественных монополий путем разделения естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер деятельности.

Непосредственная работа по ценовому регулированию должна осуществляться на местах, что потребует усиления контроля со стороны антимонопольных  органов. Естественные монополии федерального характера или высококонцентрированные  производства характеризуются тем, что их существование обусловлено  либо природными, либо организационно-технологическими причинами. Несмотря на отсутствие сколько-нибудь существенной импортозависимости таких отраслей, наблюдается тенденция значительного повышения цен именно на таких рынках, хотя осуществляется политика сдерживания цен (тарифов) на поставку электроэнергии, услуги железнодорожного транспорта, услуги общедоступной электросвязи. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в целом должно осуществляться с учетом зарубежного опыта и современных особенностей развития российской экономики [6].

Административная монополия  возникает вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке, как один хозяйственный  субъект и между ними не существует конкуренции.

Экономическая монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии  монополизируют все сферы общественного  воспроизводства: непосредственно  производство, обмен, распределение  и потребление.

На основе монополизации  сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений  — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность).

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США  и некоторых странах капитала появились и начали развиваться  конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль  и захватив прочные и монопольные  позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется  это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

Вообще любая монополия  может существовать лишь при несовершенной  конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой ( отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.

 

3 Антимонопольная политика

 

Антимонопольное регулирование (монополия -от греч. monos - один и poleo -продано) - система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополий, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.

Целью антимонопольного регулирования  экономики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и множество других способов поддержания необходимого уровня конкуренции.

Достижение цели антимонопольной  политики предполагает:

1. Обеспечение единства  экономического пространства на  территории государства посредством  пресечения и недопущения его  дробления путем установления  административных барьеров (запреты  и ограничения, как на вывоз,  так и на ввоз товаров, избыточное  лицензирование и т.п.);

2. Обеспечение «прозрачности»  процессов, связанных с созданием,  слиянием и присоединением коммерческих  организаций, приобретением крупных  пакетов акций, основных производственных  средств и нематериальных активов,  а также прав, которые дают  возможность определять условия  деятельности предприятий, занимающих  доминирующее положение на рынке.

3. Снижение барьеров входа  на товарные рынки, а также  обеспечение более эффективного  контроля над поведением хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее  положение, посредством мониторинга  процесса ценообразования и изъятия  доходов, полученных в результате  нарушения антимонопольного законодательства.

4. Создание эффективных  правовых механизмов, которые обеспечивают  соблюдение запрета на занятие  предпринимательской деятельностью  представителями органов власти, в том числе через использование  государственных и муниципальных  предприятий как инструментов  совмещения органами власти хозяйственных  и властных полномочий;

5. Активизация работы  по профилактике и пресечению  недобросовестной конкуренции на товарных рынках;

6. Упорядочение оказания  государственной помощи;

7. Создание условий для  развития производительной деятельности  малых предприятий.

8. Организация антимонопольного  контроля на финансовом рынке.

Необходимо разработать  процедуры определения продуктовых  и географических границ рынка, доминирующего  положения финансовых организаций, системы и порядка применения санкций к нарушителям;

Информация о работе Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления