Муниципальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
1.Понятие муниципальной собственности…………………………………….5
2.Формирование муниципальной собственности……………………………..7
3.Задачи управления муниципальной собственностью……….……………10
4.Прекращение права муниципальной собственности……………………….12
5.Законодательство и практика муниципального управления
в Санкт-Петербурге…………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………….22

Файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 125.14 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………..…3

1.Понятие муниципальной собственности…………………………………….5

2.Формирование муниципальной собственности……………………………..7

3.Задачи управления муниципальной собственностью……….……………10

4.Прекращение права муниципальной собственности……………………….12

5.Законодательство и практика муниципального управления

в Санкт-Петербурге…………………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………20

Список использованной литературы………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя  РФ, признается, гарантируется и  осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное  решение населением (непосредственно  или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем  преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений.

В Российской Федерации местное  самоуправление не только признается, но его функционирование гарантируется  как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов  Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные. Экономические  гарантии предполагают наличие муниципальной, в том числе земельной, собственности, объекты которой определяются исходя из их значимости для обслуживания данного поселения, например города или поселка. Кроме того, реализация полномочий местного самоуправления обеспечивается достаточными финансовыми ресурсами. Юридические гарантии включают установление федеральными законами, актами представительных органов субъектов Федерации  статуса местного самоуправления, обеспечение  обязательности решений субъектов  местного самоуправления. Организационные  и кадровые гарантии включают подготовку на государственном уровне муниципальных  служащих различных рангов, информационное обеспечение местного самоуправления и др.

Тема управления муниципальной  собственностью в современной России одна из самых актуальных. В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности.

Муниципальная собственность  – это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий).

Проблема самостоятельности  местного самоуправления в решении  местных вопросов выходит на первое место по своему значению. Решение  данной проблемы немыслимо без передачи местному самоуправлению финансовых ресурсов и объектов муниципальной собственности.

Институт муниципальной  собственности получил свое закрепление  в Конституции Российской Федерации, в Законах «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Гражданском  кодексе РФ, в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также  нормативных актах субъектов  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие муниципальной собственности.

Муниципальная собственность  – это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество  городских и сельских поселений, а также их финансы, которые –  в то же время – выделены в  отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и  используемых для решения вопросов, связанных с финансированием  тех или иных мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.

 

На территории муниципального образования проживает население, объединённое общими интересами в решении  вопросов местного значения. Закон  гласит, что местное самоуправление в Российской  Федерации –  это «деятельность населения  по решению непосредственно или  через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций» (ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 28). Здесь главными моментами  являются, во-первых, то, что это «деятельность  населения», и, во-вторых, что данная деятельность осуществляется в соответствии с интересами населения. В пункте 2 статьи 28 закона говорится, что местное  самоуправление выступает в качестве выражения «власти народа» и  составляет тем самым «одну из основ конституционного строя Российской Федерации», то есть население России – источник власти на всей её территории.

 

Таким образом, из выше сказанного следует, что население муниципального образования также является источником власти на соответствующей территории. А так как местное сообщество – это, по сути, население, проживающее  на территории муниципального образования, местное сообщество – источник власти на данной территории, и принятие решений, в том числе касательно муниципальной  собственности, здесь осуществляется от лица местного сообщества.

 

Главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью». И на этом основании являются второстепенными  субъектами права муниципальной  собственности.

К таковым можно отнести:

. глава муниципального  образования;

. представительный орган  муниципального образования;

. структурные органы и  подразделения местной администрации;

. орган управления муниципальным хозяйством;

. муниципальные унитарные  предприятия и муниципальные  учреждения;

. другие организации с  правом управления муниципальной  собственностью.

 

К муниципальной собственности  закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной  собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов  местного самоуправления, муниципальные  земли и природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

 

В исключительной собственности  муниципальных образований находятся  объекты, которые имеют особо  важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры. Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия – в соответствии со ст. 113 ГК РФ – являются коммерческими предприятиями; к тому же имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование муниципальной собственности.

  В настоящее время  понятие муниципальной собственности,  порядок ее образования, а также  порядок владения, пользования и  распоряжения ею определяются  Гражданским Кодексом Российской  Федерации, законом Российской  Федерации «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» и  другими федеральными и региональными  законами.

       Согласно  статье 215 Гражданского Кодекса Российской  Федерации: «имущество, принадлежащее  на праве собственности городским  и сельским поселениям, а также  другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью». 

       Наличие  муниципальной собственности - одно  из важных условий успешного  существования муниципального образования.  Муниципальная собственность наряду  с имуществом, находящимся в государственной  собственности и переданным в  управление органам местного  самоуправления, составляет экономическую  основу местного самоуправления. Вместе с тем в соответствии  со статьёй 61 Федерального закона  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации», отсутствие муниципальной  собственности на территории  муниципального образования не  является основанием для упразднения  или преобразования муниципального  образования либо отказа в  образовании нового муниципального  образования. 

      Субъектом  права муниципальной собственности  являются муниципальные образования.  В соответствии с определением, содержащимся в статье 1 Закона  Российской Федерации «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации», муниципальное образование  это городское или сельское  поселение, несколько поселений,  объединенных общей территорией,  часть поселения, иная населенная  территория в пределах которых  осуществляется местное самоуправление.

     Объекты права  муниципальной собственности. Круг  объектов права муниципальной  собственности законодательно ограничен.  К муниципальной собственности  не могут быть отнесен ряд  объектов, изъятых из оборота  или ограниченных в обороте,  например, боевое оружие.

Объекты права муниципальной  собственности возможно классифицировать по нескольким основаниям:

Во-первых: имущество составляющее муниципальную казну, имущество находящееся в оперативном управлении и хозяйственном ведении.

Во-вторых: движимое имущество, недвижимое имущество, имущественные  права.

     Процесс формирования  муниципальной собственности во  многом зависит от решения  проблемы разграничения собственности  между Российской Федерацией, субъектами  РФ и муниципальными образованиями.  Порядок формирования муниципальной  собственности был определен  в постановлении Верховного Совета  Российской Федерации от 27 декабря  1991 года «О разграничении государственной  собственности в Российской Федерации  на федеральную собственность,  государственную собственность  республик в составе Российской  Федерации, краев, областей, автономной  области, автономных округов,  городов Москвы и Санкт-Петербурга  и муниципальную собственность». В соответствии с приложением  №3 к названному постановлению  в состав муниципальной собственности  подлежали передаче объекты государства,  расположенные на территории  городских и районных Советов  (жилищный и нежилой фонды,  жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные  предприятия, объекты инженерной  инфраструктуры и т.д.). Это была  первая попытка разграничить  собственность муниципалитетов  и собственности РФ и ее  субъектов. В состав муниципальной  собственности также передавались  объекты, находившиеся в собственности  субъектов Российской Федерации  и расположенные на территории  соответствующих городов. К ним  относились предприятия розничной  торговли, общественного питания  и бытового обслуживания населения;  учреждения и объекты здравоохранения,  народного образования, культуры  и спорта; оптово-складские мощности. Помимо этого в муниципальную  собственность должны были быть  переданы предприятия розничной  торговли, общественного питания  и бытового обслуживания, находившиеся  в ведении министерств и ведомств.

Различия муниципальной  собственности и государственной  в научной литературе проводятся по следующим основаниям:

Субъектом государственной  собственности является народ РФ и органы государственной власти, а субъектом муниципальной собственности - население муниципального образования  и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов  государственной власти.

Объектом права государственной  собственности может быть любое  имущество, а объектом муниципальной  собственности - любое имущество, кроме  того, что может находиться только в государственной собственности.

Информация о работе Муниципальная собственность