Муниципальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
1.Понятие муниципальной собственности…………………………………….5
2.Формирование муниципальной собственности……………………………..7
3.Задачи управления муниципальной собственностью……….……………10
4.Прекращение права муниципальной собственности……………………….12
5.Законодательство и практика муниципального управления
в Санкт-Петербурге…………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………….22

Файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 125.14 Кб (Скачать файл)

Однако часть этих полномочий на практике не реализуется. Так, в Санкт-Петербурге не принят закон о пообъектном составе собственности, передаваемой органам местного самоуправления. Муниципальным образованиям не переданы жилищный фонд и нежилые помещения. Ими управляют органы государственной власти Санкт-Петербурга, сужая тем самым сферу деятельности органов местного самоуправления.

В дальнейшем произошла определенная дифференциация подхода к муниципальным  образованиям разных типов. В соответствии с Законом "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" от 23 сентября 2009 года муниципальным образованиям, созданным в городах-пригородах и поселках, были переданы дополнительно множество вопросов местного значения: благоустройство и озеленение территории муниципального образования, осуществление контроля соблюдения законодательства о розничной торговле, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения и др. Однако даже эти небольшие по объему реально исполняемые полномочия местного самоуправления пересекаются с полномочиями территориальных управлений Администрации Санкт-Петербурга. Это, прежде всего полномочия, связанные с размещением объектов розничной торговли, осуществлением контроля розничной торговли и санитарного благополучия, а также полномочия в сфере благоустройства. Такое положение становится причиной осложнения отношений между органами государственной власти и местного самоуправления. В то же время недостаточность объема полномочий у местной власти делает "нерентабельным" содержание ее органов.

Так, если в расходах консолидированного бюджета Санкт-Петербурга расходы  по статье "Государственное и  муниципальное управление" не превышают 3% всех расходов, то в бюджетах муниципальных  образований на эту статью в 2008 году приходилось 27,2% всех расходов, а в  бюджетах отдельных муниципальных  образований значение колебалось от 12,4 до 63%.

В Санкт-Петербурге реализована  одноуровневая система местного самоуправления. Формы осуществления  местного самоуправления определяются Уставом Санкт-Петербурга (их перечень не является исчерпывающим): референдум, выборы, собрания, петиции (народные инициативы); выборные и другие органы местного самоуправления, другие формы.

К органам местного самоуправления Санкт-Петербурга относятся:

  • представительные органы местного самоуправления, состоящие из депутатов, избираемых населением муниципального образования. Ими являются муниципальный совет города-пригорода, поселка, муниципального округа;
  • глава муниципального образования (должность и порядок избрания могут быть предусмотрены уставом муниципального образования);
  • администрация муниципального образования (местная администрация), формируемая муниципальным советом;
  •   иные формируемые муниципальным советом органы и должностные лица местного самоуправления.

Численный состав муниципальных  советов устанавливается Законом  Санкт-Петербурга в пределах от 9 до 30 депутатов в зависимости от численности населения соответствующего муниципального образования.

Модель местного самоуправления во внутригородском  муниципальном образовании Санкт-Петербурга.

В Санкт-Петербурге во многих муниципальных образованиях сложилась  практика, при которой, с одной  стороны, избранные населением в  муниципальный совет депутаты работают постоянно, выполняя задачи в пределах ведения местного самоуправления, а  с другой стороны, руководящие должности  в исполнительном органе муниципального образования (администрации) замещаются депутатами. В обоих случаях депутаты выполняют по существу две несовместимые  функции: представителя населения, который должен обеспечить организацию  местной исполнительной власти и  контроль ее деятельности, и муниципального чиновника, работающего в этой системе.

Закон "Об организации  местного самоуправления в Санкт-Петербурге" устанавливает финансово-экономическую  основу местного самоуправления. Ее состав соответствует действующему законодательству.

Собственные доходы местных  бюджетов формируются главным образом  за счет налоговых доходов (более 75%), их доля заметно менялась по годам. В условиях постоянно меняющейся налоговой базы и отсутствия муниципальной  собственности как стабильного  собственного источника доходов  муниципальные образования не могут  адекватно планировать свои бюджеты.

В целом финансовая деятельность внутригородских муниципальных  образований весьма незначительна. Уровень децентрализации бюджетных  расходов в Санкт-Петербурге низок. В 2008 году суммарное исполнение местных  бюджетов муниципальных образований  Санкт-Петербурга составило примерно 3% доходов и расходов городского бюджета. Для сравнения: расходы территориальных управлений районов города составляют порядка 18,7% от бюджета Санкт-Петербурга.

Уровень обеспеченности расходов местных бюджетов собственными доходами варьируется: размер дотации одних  муниципальных образований составляет до 80% от расходов бюджета, собственные  доходы других муниципальных образований  в 4-6 раз превосходят их расчетный  минимальный бюджет. Расходы местных  бюджетов в расчете на одного жителя в разных муниципалитетах отличаются во много раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Муниципальная собственность  как одна из форм собственности признана и защищается на основании статьи 8 Конституции Российской Федерации. Статьей 9 Конституции Российской Федерации  установлено, что в муниципальной собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации население в процессе осуществления местного самоуправления владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью, при этом органы местного самоуправления, как следует из статьи 132, самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Таким образом, Конституцией Российской Федерации установлены все необходимые основы в отношении муниципальной собственности: она признается и защищается, названы собственник - население - и управляющий муниципальной собственностью - органы местного самоуправления.      

Непосредственно законодательное  регулирование в сфере отношений  собственности, в том числе муниципальной, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами. Поскольку муниципальная собственность составляет одну из экономических основ местного самоуправления, нормы, касающиеся муниципальной собственности, содержатся и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления».      

Понятие «муниципальная собственность» определяется в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью».      

Рассматривая муниципальное  образование в качестве хозяйствующего субъекта, мы должны иметь ввиду, что  управление собственностью МУ имеет  определенные особенности.      

Во-первых, муниципальная  собственность принадлежит всему  населению муниципального образования  и служит удовлетворению его основных жизненных потребностей. Следовательно, необходимо ограничить возможность совершения органами местного самоуправления действий, влекущих банкротство муниципальных образований.      

Во-вторых, органы местного самоуправления являются не только субъектом хозяйствования, но и субъектом властных отношений. А это дает возможность органам местного самоуправления право принимать общеобязательные на территории муниципального образования решения, в том числе и такие, которые могут создать муниципальным предприятиям и организациям льготные условия деятельности по отношению к другим субъектам рыночных отношений.

Анализ проблем управления муниципальной собственностью в  городе федерального значения – Санкт-Петербурга позволяет сделать следующий концептуальные вывод.      

На федеральном уровне, в первую очередь, необходимо обеспечить исполнение гарантий в реализации конституционных норм органам местного самоуправления Санкт-Петербурга на строю определенный и долгосрочный минимум полномочий, прав и обязанностей, а также финансовых средств для выполнения ими своих обязанностей, которые не могут быть сокращены законами субъектов федерации, а только расширены ими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

    1. Конституция РФ.
    2. Гражданский кодекс РФ.
    3. Васильев В. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999.
    4. Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности //Журнал российского права.-1997.-№ 9.
    5. Алпатов Ю. М. Особенности реализации полномочий органов местного самоуправления городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в области землеустройства и градостроительства //Административное и муниципальное право . -2009.

 


Информация о работе Муниципальная собственность