Муниципальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
1.Понятие муниципальной собственности…………………………………….5
2.Формирование муниципальной собственности……………………………..7
3.Задачи управления муниципальной собственностью……….……………10
4.Прекращение права муниципальной собственности……………………….12
5.Законодательство и практика муниципального управления
в Санкт-Петербурге…………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………….22

Файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 125.14 Кб (Скачать файл)

По основаниям приобретения и прекращения права собственности. Некоторые основания приобретения права государственной собственности  не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный  договор).

По содержанию. Права собственника муниципальной собственности могут  быть ограничены, например, это относится  к праву распоряжения (право распоряжения государственными дотациями, входящими  в местный бюджет, ограничено государственными органами).

Право муниципальной собственности  возникает из оснований, предусмотренных  законами и иными правовыми актами. Можно выделить административные и  гражданско-правовые способы. Административный порядок предполагает волю одной  стороны - государства и реализуется  при издании акта органа государственной  власти. Более отвечают интересам  местного самоуправления способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые договоры и сделки. Муниципальное  образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских  прав. В этом случае учитывается  воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение  с контрагентом.

Способами формирования муниципальной  собственности являются те же способы, что предусмотрены действующим  законодательством и для других субъектов гражданских прав, кроме  тех способов, о которых говорилось выше (п. 3 подраздела «Разграничение собственности») плюс некоторые специфические для  данного вида собственности способы.

Право муниципальной собственности  прекращается в случае гибели или  уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том  числе при приватизации; в порядке  разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном  законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

 

 

  1. Задачи управления муниципальной собственностью.

Вопросы местного значения, решаемые посредством пользования  и распоряжения собственностью, относятся  к самым разным сферам: не только экономической или правовой. Само понятие «собственность» является, прежде всего, экономической категорией, а юридическое закрепление объектов собственности является значительным фактором в межсубъектных взаимоотношениях. Тем не менее, отношения собственности (на местном уровне это видно лучше) присутствуют и в духовной, и в социально-политической сферах жизни общества. Таким образом, «собственность носит общесоциальный характер» как одну из её содержательных черт.

Главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь управляют муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность  по своей природе наиболее близка к государственной собственности. В обоих случаях имеется близкая  сущность первичного собственника: население  соответствующей территории. Целью управления имуществом муниципального образования являются:

  • формулирование и закрепление в нормативно-правовой форме интересов муниципального образования в сфере управления собственностью,
  • определение основных направлений, способов, методов и механизмов использования муниципальной собственности для решения задач, стоящих перед муниципальным образованием.

В качестве цели управления муниципальным имуществом провозглашается: обеспечение доходной части бюджета  для решения социально-экономических  проблем муниципального образования, повышение благосостояния и жизненного уровня населения, создание благоприятной  среды для проживания. А так  же задачей управления муниципальной  собственностью является рассмотрение вопроса управления недвижимостью и приватизацией. Так, в сфере управления недвижимостью в качестве основных зафиксированы следующие цели:

  • максимально возможное повышение доходности объектов муниципальной недвижимости;
  • наиболее эффективное выполнение муниципальным образованием своих социальных функций в процессе использования муниципальной недвижимости;
  • стимулирование за счёт недвижимости развития реального сектора экономики, сделать доступ предпринимателей к объектам недвижимости максимально простым и удобным;
  • вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершённого строительства.

Целью муниципальной политики в области приватизации является проведение процесса приватизации, результатом  которого должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования предприятий и народнохозяйственного  комплекса в целом. Среди основных задач приватизации:

  • создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса;
  • создание широкого слоя эффективных собственников;
  • рациональное наполнение доходной части бюджета, с акцентом на бюджет развития.

Также приватизация должна рассматриваться не как изолированный  этап решения отдельных задач, связанных  с единовременным пополнением бюджета, а как структурный элемент  единой местной политики по управлению муниципальным имуществом. Решения  о приватизации муниципального имущества, способе, сроках и иных условиях его  приватизации принимаются органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования

 

  1. Прекращение права муниципальной собственности.

Право муниципальной собственности  прекращается в случае гибели или  уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том  числе при приватизации; в порядке  разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном  законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

В пределах установленной  компетенции, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе  муниципальной собственности, порядке  ее приобретения и отчуждения; о  ведении реестров муниципальной  собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной  собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.

Установление порядка  управления и распоряжения муниципальной  собственностью является исключительной компетенцией представительных органов  местного самоуправления.

 

 

5. Законодательство  и практика муниципального управления  в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург - второй по величине (после Москвы) город России. В состав Санкт-Петербурга как субъекта РФ входит собственно город, а также 9 городов-пригородов и 21 пригородный  поселок. Поэтому, в отличие от Москвы, здесь не возникало вопроса о  двойном статусе города.

Города-пригороды расположены  на компактных территориях. Численность  их населения колеблется от 10 тысяч (Зеленогорск) до 142 тысяч человек (Колпино). Некоторые города (Колпино, Красное Село) имеют развитую промышленность, другие выполняют функции курортов (Зеленогорск, Сестрорецк), третьи претендуют на роль центров туризма (Павловск, Пушкин) или выполняют смешанную функцию (Петергоф, Ломоносов).

Поселки - это преимущественно  малонаселенные округа с большой  территорией. Численность их населения  колеблется от 106 человек (поселок Серово) до 30,8 тысяч человек (поселок Левашово). На территориях одних поселков (Понтонный, Металлострой) имеется развитая индустрия, другие же выполняют в основном рекреационную функцию. На территории поселка Песочный расположены крупные городские научные и медицинские центры.

Санкт-Петербург традиционно  делится на районы. В настоящее  время их насчитывается 18. За десятилетия  административного управления Санкт-Петербургом  по районам сложилась целостная  система обеспечения функционирования города: создана соответствующая материально-техническая база, сформировались необходимые службы, подготовлены квалифицированные кадры. Но самое главное - укрепилась устойчивая привычка жителей решать большинство своих житейских проблем на уровне района.

В соответствии с законодательством  о территориальном устройстве в  Санкт-Петербурге сформирована двухуровневая  система органов государственной  власти - на уровне города и на уровне районов.

Состав органов  государственной власти в Санкт-Петербурге.

Законодательное собрание Санкт-Петербурга - высший и единственный законодательный  орган государственной власти города. Оно состоит из 50 депутатов и  избирается на 4 года. Правительство  Санкт-Петербурга - высший исполнительный орган. Его формирует и возглавляет  высшее должностное лицо города - губернатор, избираемый населением также на 4 года. Администрация Санкт-Петербурга включает в себя иные исполнительные органы государственной власти. Судебные органы государственной власти - Уставный суд Санкт-Петербурга и мировые  судьи.

Территориальные органы государственной  власти (18 администраций районов) входят в состав Администрации Санкт-Петербурга. Их формирует Правительство города. Главы администраций районов  назначаются губернатором.

До 1997 года в Санкт-Петербурге не существовало местного самоуправления. После реформирования местных советов  в 1993 году местные представительные органы отсутствовали в городе почти 4 года.

Начало становления местного самоуправления положил Закон Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в  Санкт-Петербурге" от 23 июня 1997 года. В соответствии с ним на территории города как субъекта РФ было создано 111 муниципальных образований, в  том числе 81 муниципальный округ  в городской черте, 9 в городах-пригородах и 21 - в поселках. Первые выборы в  муниципальные советы прошли в сентябре 1997 года и в начале 1998 года.

Особенностью территориальной  организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге является то, что  муниципальные образования, расположенные в черте города, созданы на внутрирайонном (микрорайонном) уровне. Тем самым удалось избежать ситуации, имеющей место в Москве, когда на одной и той же территории (районе) функционируют и органы государственной власти (управы), и органы местного самоуправления. На территории одного административного района Санкт-Петербурга находится от 2 до 11 муниципальных образований.

Созданные муниципальные  образования различаются по статусу, размеру территории и численности  населения; характеру и плотности  застройки; обеспеченности инфраструктурой  и степени ее автономности; своему экономическому и налоговому потенциалу; менталитету жителей и их отношению  к местной власти.

В городах-пригородах, как  правило, существует автономная инфраструктура и экономическая база, необходимые  для осуществления местного самоуправления.

В пригородных поселках также  есть своя инфраструктура, но она крайне незначительна. Для жителей поселков большое значение имеет степень  доступности (близости) органов государственной  власти, отвечающих в Санкт-Петербурге за решение большинства вопросов местного значения. Для разных поселков она различна. Местная власть здесь  персонифицирована в людях, с  которыми лично знакома значительная часть населения. В силу этого  органам местного самоуправления часто  приходится выполнять функцию посредника между населением и органами государственной  власти при решении задач местного значения, которые в рамках санкт-петербургской  модели находятся в ведении органов  государственной власти.

Муниципальные округа в городской  черте Санкт-Петербурга - многонаселенные, характеризующиеся, как правило, компактной территорией с высокой плотностью застройки. Их инженерная и социально-бытовая  инфраструктура интегрирована в  общегородской комплекс. Эти муниципальные  округа также неоднородны, численность  их населения колеблется от 12 до 85 тысяч  человек. Они различаются также  по преобладанию на их территории жилой, промышленной или коммерческой недвижимости, по наличию или отсутствию объектов инфраструктуры городского значения и  т.д.

Отмеченные различия порождают  разницу в понимании миссии местного самоуправления, стратегии деятельности его органов, используемых технологий муниципального управления, усложняют задачу справедливого распределения финансовых ресурсов.

Первоначально Законом "О  местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" для всех типов муниципальных  образований был установлен унифицированный  и исчерпывающий перечень вопросов местного значения, включающий в себя 24 полномочия. Среди них:

  • введение и отмена местных налогов и сборов, определение конкретных ставок и предоставление льгот по уплате налогов и сборов;
  •   принятие планов и программ развития муниципального образования;
  • содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений, переданных в муниципальную собственность;
  • формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  • владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципальных образований;
  • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного и основного общего образования;
  • обеспечение санитарного благополучия населения муниципального образования, осуществление мероприятий по охране окружающей среды на его территории;
  • текущий ремонт и озеленение придомовых и внутридворовых территорий;
  • создание условий для обеспечения населения муниципального образования услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • содержание и развитие муниципального транспорта и т.д.

Информация о работе Муниципальная собственность