Муниципальное управление в системе управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении некоторых аспектов муниципальной экономической политики. Задачи: рассмотреть основы местного самоуправления, функции, методы и принципы в процессе организации муниципального управления; изучить сущность и основные направления муниципальной экономической политики. Объектом данной курсовой является муниципальное управление. Предметом – экономическая политика в системе муниципального управления.

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………..3
Глава 1. Муниципальное управление………………………………….5
Понятие сущность муниципального управления……………….5
Основные функции, методы, принципы муниципального управления ……………………………………………………………………6
Основные направления муниципальной политики………………11
Глава 2. Муниципальное управление в системе управления экономикой……………………………………………………………………15
2.1 Сущность муниципальной экономической политики…………..15
2.2 Основные направления управления экономикой муниципального образования………………………………………………………………….16
2.3Муниципальный заказ………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………...27
Библиографический список………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 60.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание:

Введение. ………………………………………………………………..3

Глава 1. Муниципальное управление………………………………….5

    1. Понятие  сущность муниципального управления……………….5
    2. Основные функции, методы, принципы муниципального                  управления ……………………………………………………………………6
    3. Основные направления муниципальной политики………………11

Глава 2. Муниципальное управление в системе управления экономикой……………………………………………………………………15

2.1 Сущность муниципальной  экономической политики…………..15

2.2 Основные направления  управления экономикой муниципального  образования………………………………………………………………….16

2.3Муниципальный заказ………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………...27

Библиографический список……………………………………………28

 

 

 

 

 

 

Введение

Согласно Конституции местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами в различных организационных формах. В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в границах соответствующих муниципальных образований. Местное самоуправление имеет большое значение для поиска новых моделей управления обществом, формирования новой российской государственности.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и экономическими процессами на территории — важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов территории позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика — это экономика оказания муниципальных услуг.

Экономическая политика муниципального образования может изменяться в зависимости от многих факторов: географического положения, отраслевой структуры градообразующей сферы и соответствующего типа муниципального образования (административный центр, транспортный узел, промышленный или ресурсодобывающий центр, научный центр, культурный центр и т.д.), социально-демографического состава населения, уровня квалификации его трудоспособной части и т.п. Выбор наиболее эффективных направлений и методов экономической политики муниципального образования служит одним из важнейших условий его развития.

Цель данной работы состоит в рассмотрении некоторых аспектов муниципальной экономической политики. Задачи: рассмотреть основы местного самоуправления, функции, методы и принципы в процессе организации муниципального управления; изучить сущность и основные направления муниципальной экономической политики. Объектом данной курсовой является муниципальное управление. Предметом – экономическая политика в системе муниципального управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Глава 1 Муниципальное управление

1.1 Понятие и  сущность муниципального управления

Понятие "муниципальное управление" появилось в российской науке сравнительно недавно и в настоящее время находится в стадии становления.

Под термином муниципальное управление (от лат. Minus тигля – тяжесть ,бремя; capio – беру, принимаю) понимают взятие городским и сельским поселением с разрешения правительства бремени общественной власти по выполнению общественных задач и решению хозяйственных вопросов местного значения. 1

      В ФЗ  №131 от 6 октября 2003 г.определение понятия местного самоуправления сформулировано следующим образом: «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.» В этом определении нашло свое отражение положение  статьи 12 Конституции РФ.

Сущность муниципального управления заключается в формировании новой российской государственности, где пирамида формирования и удовлетворения потребностей принципиально перевернута: не государство определяет то, что нужно местному сообществу и в каком объеме, а само население посылает импульсы-требования к местной власти, а она, в свою очередь, - государству. Суть в том, что полномочия по определенным предметам ведения должны исполняться на максимально приближенном к населению уровне власти, где может быть достигнута относительная замкнутость цикла оказания услуг. Поэтому именно муниципальное управление, являясь властью местного сообщества, может реализовать эту идею, в силу знания местных условий, интересов совместного проживания и хозяйствования, а также подконтрольности его органов власти населению. Являясь властью специфической, производной от государственной, местное самоуправление имеет два вида полномочий: собственные и переданные государством. В то же время содержание управленческой деятельности органов местного самоуправления имеет двойственную природу. Она включает в себя как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования, так и регулирование хозяйственных отношений для муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

 В настоящее время  в связи развитием местного  самоуправления все возрастает  роль муниципального управления, как особого типа управленческой  деятельности, основанного на муниципальном  праве и, в то же время, научной  дисциплины, носящей междисциплинарный  характер.

1.2 Основные функции, методы, принципы  муниципального управления

Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность .С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности , и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции:

1)обеспечение участия  населения в решении вопросов  местного значения;

2) управление муниципальной  собственностью, финансовыми средствами  местного самоуправления;

3) обеспечение комплексного  развития территории муниципального  образования;

4) обеспечение удовлетворения  потребностей населения в социально -  культурных, коммунально - бытовых и других жизненно важных услугах;

5)охрана общественного  порядка;

6)представительство и  защита интересов и прав местного  самоуправления, гарантированных Конституцией  РФ и федеральными законами.

Важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся:

  1. наличие выборных органов местного самоуправления;
  2. использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;

        3)материально - финансовая база для решения  вопросов местного значения.

С учетом вышеперечисленных факторов изменяется состав и значение отдельных функций муниципального управления. Так, в последние годы возросло значение таких функций муниципального управления, как участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; установление местных налогов и сборов; регулирования, поддержки и развития предпринимательской деятельности и т.д. Вместе с тем в последние годы уменьшается значимость некоторых функций управления, вплоть до практически их полного исчезновения (например, функция оперативного управления хозяйствующими субъектами). Перечисленные функции управления можно обозначить как функции, выделяемые в связи со спецификой объекта управления.

Методы управления – это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых объект управления направляется на достижение своих целей. Методы муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, учитывают достигнутый научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения в процессе управления. Классификация методов управления может производиться по различным признакам: по масштабам применения — общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы; по отраслям и сферам применения — в государственном управлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности и т. д.2

Обычно методы управления различаются по их содержанию:

административные (организационно-распорядительные) - оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, через контроль за их выполнением, а также систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Эти методы помогают обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Регламентируются они правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства;

 экономические методы управления- базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной (реже - непроизводственной) деятельности. В отличие от организационно-административных эти методы управления ориентированы не столько на административное влияние (указы, распоряжения, указания и т.п.), сколько на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Значимость экономических методов управления резко возрастает в условиях развития рыночных отношений, ориентированных на получение прибыли и возможно более высокого дохода;

социально-психологические методы управления - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. В этом состоит единство, тесная связь и взаимообусловленность социальных и психологических методов управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе.

 политические методы управления (руководства) — это способы прямого или косвенного (в большинстве своем) воздействия на поведение и деятельность управляемых при помощи политических средств. В первую очередь речь идет о государственной политике, разрабатываемой и проводимой правящей властью. 3

Данное деление условно в том смысле, что четко разграничить каждый метод не представляется возможным: они проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности. Методы муниципального управления базируются не только на источниках муниципальной власти, но еще и на потребностях, нуждах, интересах объектов муниципального управления. Методы муниципального управления должны иметь двустороннюю направленность, учитывая не только стремления управляющих, но и управляемых. Поэтому основой методов муниципального управления, должно стать постоянное изучение объектов, тесная связь с ними. Каждый объект имеет свои особенности, и совокупность таких характеристик делает оригинальной каждую организацию.4  
Можно утверждать, что методы являются средством проявления функций управления, и главный вопрос заключается в том, как именно руководитель должен планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Искусство управления заключается в овладении этими методами, в правильном их выборе и сочетании, умении применить на практике.

В основе организации и функционирования местного самоуправления в РФ лежат следующие принципы, прописанные в Федеральном Законе от 06.10.2003г №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» :

Неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина на любой муниципальной территории, в том числе права граждан на осуществление местного самоуправления;

Полновластие органов местного самоуправления в пределах установленной для них законом компетенции;

Законность в организации и деятельности муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления;

Экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления;

Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления установленным законом для него полномочиям;

Принцип гласности, публичности в организации и функционировании местного самоуправления, его органов и должностных лиц;

Принцип государственной поддержки местного самоуправления.5

 

1.3 Основные направления муниципальной политики

Муниципальное управление - это деятельность населения муниципального образования и органов местного самоуправления.

Предметом муниципальной деятельности является благоустройство жизни на территории муниципального образования и организация оказания населению различных муниципальных услуг.

Муниципальная политика – это система взаимосвязанных целей муниципальной деятельности и механизмов их реализации. На формирование муниципальной политики влияют не только правовые нормы, но и множество других обстоятельств, таких как: состояние дел в государстве; приоритеты федеральной и региональной политики; деятельность населения, жителей муниципального образования и различных местных структур гражданского общества.

Главной целью и задачей муниципальной политики должно являться повышение качества жизни на территории муниципального образования.6

Достижение главной цели муниципальной политики разделяется на отдельные, более частные цели, каждая из которых обеспечивает какую – либо из составляющих качества жизни. Отсюда появился термин «частные муниципальные политики». К числу частных муниципальных политик относятся: правоохранительная политика, экологическая, жилищная, валеологическая, молодежная политики и др.7

Экономическая, социальная и духовная сферы деятельности муниципального образования являются основными направлениями муниципальной политики.

Муниципальная политика в экономической сфере направлена прежде всего на: стабилизацию экономического положения и совершенствование структуры градообразующей базы муниципального образования; использование местных и региональных ресурсов для развития в муниципальном образовании эффективной социально ориентированной экономики и укрепления социальной сферы; формирование в муниципальном образовании механизма саморазвития; формирование рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное производство в условиях рынка; создание системы финансово-экономическим мер, стимулирующих развитие производительных сил муниципального образования, реализацию его ресурсного, кадрового, социального и природного потенциала; оказание поддержки предприятиям в преодолении спада производства, минимизации социального и экономического ущерба от свертывания неконкурентоспособных производств; структурную перестройку производства, его диверсификацию, перепрофилирование отдельных предприятий на изготовление товаров и услуг, пользующихся спросом на рынке; реализация правовых и экономических мер, содействующих укреплению местного бюджета, расширению базы поступления доходов; развитие малого предпринимательства; создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов и установление устойчивых производственно-технологических и коммерческих связей между муниципальными образованиями, а также с зарубежными партнерами; реализация системы правовых, финансово-экономических, организационных, и социально-психологических мер, стимулов, обеспечивающих создание предпринимательской среды.

Информация о работе Муниципальное управление в системе управления экономикой