Содержание:
Введение. ………………………………………………………………..3
Глава 1. Муниципальное управление………………………………….5
- Понятие сущность муниципального
управления……………….5
- Основные функции, методы, принципы
муниципального
управления ……………………………………………………………………6
- Основные направления муниципальной политики………………11
Глава 2. Муниципальное управление
в системе управления экономикой……………………………………………………………………15
2.1 Сущность муниципальной
экономической политики…………..15
2.2 Основные направления
управления экономикой муниципального
образования………………………………………………………………….16
2.3Муниципальный заказ………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………...27
Библиографический список……………………………………………28
Введение
Согласно Конституции местное
самоуправление в Российской Федерации
осуществляется гражданами в различных
организационных формах. В своей совокупности
эти организационные формы образуют единую
систему местного самоуправления в границах
соответствующих муниципальных образований.
Местное самоуправление имеет большое
значение для поиска новых моделей управления
обществом, формирования новой российской
государственности.
Органы местного самоуправления
наделяются в соответствии с уставами
муниципальных образований собственной
компетенцией в решении вопросов местного
значения. Они управляют муниципальной
собственностью, формируют, утверждают
и исполняют местный бюджет, устанавливают
местные налоги и сборы, осуществляют
охрану общественного порядка, а также
решают иные вопросы местного значения.
Экономическая деятельность
органов местного самоуправления, управление
экономическими ресурсами и экономическими
процессами на территории — важнейший
компонент муниципальной деятельности.
Именно использование экономических ресурсов
территории позволяет оказывать все виды
муниципальных услуг населению. В этом
смысле можно сказать, что муниципальная
экономика — это экономика оказания муниципальных
услуг.
Экономическая политика муниципального
образования может изменяться в зависимости
от многих факторов: географического положения,
отраслевой структуры градообразующей
сферы и соответствующего типа муниципального
образования (административный центр,
транспортный узел, промышленный или ресурсодобывающий
центр, научный центр, культурный центр
и т.д.), социально-демографического состава
населения, уровня квалификации его трудоспособной
части и т.п. Выбор наиболее эффективных
направлений и методов экономической
политики муниципального образования
служит одним из важнейших условий его
развития.
Цель данной работы состоит в рассмотрении
некоторых аспектов муниципальной экономической
политики. Задачи: рассмотреть
основы местного самоуправления, функции,
методы и принципы в процессе организации
муниципального управления; изучить сущность
и основные направления муниципальной
экономической политики. Объектом данной
курсовой является муниципальное управление. Предметом –
экономическая политика в системе муниципального
управления.
Глава 1 Муниципальное
управление
1.1 Понятие и
сущность муниципального управления
Понятие "муниципальное управление"
появилось в российской науке сравнительно
недавно и в настоящее время находится
в стадии становления.
Под термином муниципальное
управление (от лат. Minus тигля – тяжесть
,бремя; capio – беру, принимаю) понимают
взятие городским и сельским поселением
с разрешения правительства бремени общественной
власти по выполнению общественных задач
и решению хозяйственных вопросов местного
значения. 1
В ФЗ
№131 от 6 октября 2003 г.определение понятия
местного самоуправления сформулировано
следующим образом: «Местное самоуправление
в Российской Федерации - форма осуществления
народом своей власти, обеспечивающая
в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, а в случаях, установленных федеральными
законами, - законами субъектов Российской
Федерации, самостоятельное и под свою
ответственность решение населением непосредственно
и (или) через органы местного самоуправления
вопросов местного значения исходя из
интересов населения с учетом исторических
и иных местных традиций.» В этом определении
нашло свое отражение положение статьи
12 Конституции РФ.
Сущность муниципального управления
заключается в формировании новой российской
государственности, где пирамида формирования
и удовлетворения потребностей принципиально
перевернута: не государство определяет
то, что нужно местному сообществу и в
каком объеме, а само население посылает
импульсы-требования к местной власти,
а она, в свою очередь, - государству. Суть
в том, что полномочия по определенным
предметам ведения должны исполняться
на максимально приближенном к населению
уровне власти, где может быть достигнута
относительная замкнутость цикла оказания
услуг. Поэтому именно муниципальное управление,
являясь властью местного сообщества,
может реализовать эту идею, в силу знания
местных условий, интересов совместного
проживания и хозяйствования, а также
подконтрольности его органов власти
населению. Являясь властью специфической,
производной от государственной, местное
самоуправление имеет два вида полномочий:
собственные и переданные государством.
В то же время содержание управленческой
деятельности органов местного самоуправления
имеет двойственную природу. Она включает
в себя как вопросы общего взаимодействия
органов местного самоуправления с хозяйствующими
субъектами разных форм собственности,
действующими на территории муниципального
образования, так и регулирование хозяйственных
отношений для муниципальных предприятий,
учреждений и организаций.
В настоящее время
в связи развитием местного
самоуправления все возрастает
роль муниципального управления,
как особого типа управленческой
деятельности, основанного на муниципальном
праве и, в то же время, научной
дисциплины, носящей междисциплинарный
характер.
1.2 Основные функции, методы, принципы
муниципального управления
Функции местного самоуправления
обусловлены природой, местом в системе
народовластия, задачами и целями, к достижению
которых направлена муниципальная деятельность
.С учетом роли местного самоуправления
в организации и осуществлении власти
народа, задач, решаемых в процессе муниципальной
деятельности , и полномочий местного
самоуправления можно выделить следующие
основные его функции:
1)обеспечение участия
населения в решении вопросов
местного значения;
2) управление муниципальной
собственностью, финансовыми средствами
местного самоуправления;
3) обеспечение комплексного
развития территории муниципального
образования;
4) обеспечение удовлетворения
потребностей населения в социально
- культурных, коммунально - бытовых
и других жизненно важных услугах;
5)охрана общественного
порядка;
6)представительство и
защита интересов и прав местного
самоуправления, гарантированных Конституцией
РФ и федеральными законами.
Важной стороной муниципальной
деятельности должно быть создание условий
для эффективного участия граждан в осуществлении
местного самоуправления. К этим условиям,
прежде всего, относятся:
- наличие выборных органов местного
самоуправления;
- использование в муниципальной
деятельности институтов прямой демократии;
3)материально
- финансовая база для решения
вопросов местного значения.
С учетом вышеперечисленных
факторов изменяется состав и значение
отдельных функций муниципального управления.
Так, в последние годы возросло значение
таких функций муниципального управления,
как участие в охране окружающей среды
на территории муниципального образования;
установление местных налогов и сборов;
регулирования, поддержки и развития предпринимательской
деятельности и т.д. Вместе с тем в последние
годы уменьшается значимость некоторых
функций управления, вплоть до практически
их полного исчезновения (например, функция
оперативного управления хозяйствующими
субъектами). Перечисленные функции управления
можно обозначить как функции, выделяемые
в связи со спецификой объекта управления.
Методы управления – это способы
и приемы управленческой деятельности,
с помощью которых объект управления направляется
на достижение своих целей. Методы муниципального
управления основываются на объективных
экономических законах, закономерностях
социально-экономических систем, учитывают
достигнутый научно-технический уровень,
социальные, правовые и психологические
отношения в процессе управления. Классификация
методов управления может производиться
по различным признакам: по масштабам
применения — общие, относимые ко всей
системе, и особенные, обращенные к отдельным
составным частям этой системы; по отраслям
и сферам применения — в государственном
управлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности
и т. д.2
Обычно методы управления различаются
по их содержанию:
административные (организационно-распорядительные)
- оказывают прямое воздействие на управляемый
объект через приказы, распоряжения, оперативные
указания, отдаваемые письменно или устно,
через контроль за их выполнением, а также
систему административных средств поддержания
трудовой дисциплины и т.д. Эти методы
помогают обеспечить организационную
четкость и дисциплину труда. Регламентируются
они правовыми актами трудового и хозяйственного
законодательства;
экономические методы управления-
базируются на действии экономических
механизмов мотивации и стимулирования
активной производственной (реже - непроизводственной)
деятельности. В отличие от организационно-административных
эти методы управления ориентированы
не столько на административное влияние
(указы, распоряжения, указания и т.п.),
сколько на экономическое стимулирование
и вознаграждение за активную и эффективную
деятельность. Значимость экономических
методов управления резко возрастает
в условиях развития рыночных отношений,
ориентированных на получение прибыли
и возможно более высокого дохода;
социально-психологические
методы управления - познание и использование
законов психической деятельности людей
для оптимизации психологических явлений
и процессов в интересах общества и личности.
В этом состоит единство, тесная связь
и взаимообусловленность социальных и
психологических методов управления.
Однако между ними существует и различие:
при помощи социальных методов осуществляется
управление отношениями в группах и между
группами; при помощи психологических
- управление поведением индивида и межличностными
отношениями в группе.
политические
методы управления (руководства)
— это способы прямого или косвенного
(в большинстве своем) воздействия на поведение
и деятельность управляемых при помощи
политических средств. В первую очередь
речь идет о государственной политике,
разрабатываемой и проводимой правящей
властью. 3
Данное деление условно в том
смысле, что четко разграничить каждый
метод не представляется возможным: они
проникают друг в друга и имеют немало
общих черт. В то же время присущие им различия
в способах воздействия на объекты управления
позволяют рассматривать каждый из них
в отдельности. Методы муниципального
управления базируются не только на источниках
муниципальной власти, но еще и на потребностях,
нуждах, интересах объектов муниципального
управления. Методы муниципального управления
должны иметь двустороннюю направленность,
учитывая не только стремления управляющих,
но и управляемых. Поэтому основой методов
муниципального управления, должно стать
постоянное изучение объектов, тесная
связь с ними. Каждый объект имеет свои
особенности, и совокупность таких характеристик
делает оригинальной каждую организацию.4
Можно утверждать, что методы являются
средством проявления функций управления,
и главный вопрос заключается в том, как
именно руководитель должен планировать,
организовывать, мотивировать и контролировать.
Искусство управления заключается в овладении
этими методами, в правильном их выборе
и сочетании, умении применить на практике.
В основе организации
и функционирования местного самоуправления
в РФ лежат следующие принципы, прописанные
в Федеральном Законе от 06.10.2003г №131 ФЗ
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» :
Неукоснительное
соблюдение прав и свобод человека и гражданина
на любой муниципальной территории, в
том числе права граждан на осуществление
местного самоуправления;
Полновластие органов
местного самоуправления в пределах установленной
для них законом компетенции;
Законность в организации
и деятельности муниципальных образований,
органов и должностных лиц местного самоуправления;
Экономическая и
финансовая самостоятельность местного
самоуправления;
Соответствие материальных
и финансовых ресурсов местного самоуправления
установленным законом для него полномочиям;
Принцип гласности,
публичности в организации и функционировании
местного самоуправления, его органов
и должностных лиц;
Принцип государственной
поддержки местного самоуправления.5
1.3 Основные
направления муниципальной политики
Муниципальное управление -
это деятельность населения муниципального
образования и органов местного самоуправления.
Предметом муниципальной деятельности
является благоустройство жизни на территории
муниципального образования и организация
оказания населению различных муниципальных
услуг.
Муниципальная политика – это
система взаимосвязанных целей муниципальной
деятельности и механизмов их реализации.
На формирование муниципальной политики
влияют не только правовые нормы, но и
множество других обстоятельств, таких
как: состояние дел в государстве; приоритеты
федеральной и региональной политики;
деятельность населения, жителей муниципального
образования и различных местных структур
гражданского общества.
Главной целью и задачей муниципальной
политики должно являться повышение качества
жизни на территории муниципального образования.6
Достижение главной цели муниципальной
политики разделяется на отдельные, более
частные цели, каждая из которых обеспечивает
какую – либо из составляющих качества
жизни. Отсюда появился термин «частные
муниципальные политики». К числу частных
муниципальных политик относятся: правоохранительная
политика, экологическая, жилищная, валеологическая,
молодежная политики и др.7
Экономическая, социальная
и духовная сферы деятельности муниципального
образования являются основными направлениями
муниципальной политики.
Муниципальная политика в экономической
сфере направлена прежде всего на: стабилизацию экономического
положения и совершенствование структуры
градообразующей базы муниципального
образования; использование местных и
региональных ресурсов для развития в
муниципальном образовании эффективной
социально ориентированной экономики
и укрепления социальной сферы; формирование
в муниципальном образовании механизма
саморазвития; формирование рыночной
инфраструктуры, обеспечивающей эффективное
производство в условиях рынка; создание
системы финансово-экономическим мер,
стимулирующих развитие производительных
сил муниципального образования, реализацию
его ресурсного, кадрового, социального
и природного потенциала; оказание поддержки
предприятиям в преодолении спада производства,
минимизации социального и экономического
ущерба от свертывания неконкурентоспособных
производств; структурную перестройку
производства, его диверсификацию, перепрофилирование
отдельных предприятий на изготовление
товаров и услуг, пользующихся спросом
на рынке; реализация правовых и экономических
мер, содействующих укреплению местного
бюджета, расширению базы поступления
доходов; развитие малого предпринимательства;
создание благоприятных условий для привлечения
отечественных и иностранных инвесторов
и установление устойчивых производственно-технологических
и коммерческих связей между муниципальными
образованиями, а также с зарубежными
партнерами; реализация системы правовых,
финансово-экономических, организационных,
и социально-психологических мер, стимулов,
обеспечивающих создание предпринимательской
среды.