Муниципальное управление в системе управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении некоторых аспектов муниципальной экономической политики. Задачи: рассмотреть основы местного самоуправления, функции, методы и принципы в процессе организации муниципального управления; изучить сущность и основные направления муниципальной экономической политики. Объектом данной курсовой является муниципальное управление. Предметом – экономическая политика в системе муниципального управления.

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………..3
Глава 1. Муниципальное управление………………………………….5
Понятие сущность муниципального управления……………….5
Основные функции, методы, принципы муниципального управления ……………………………………………………………………6
Основные направления муниципальной политики………………11
Глава 2. Муниципальное управление в системе управления экономикой……………………………………………………………………15
2.1 Сущность муниципальной экономической политики…………..15
2.2 Основные направления управления экономикой муниципального образования………………………………………………………………….16
2.3Муниципальный заказ………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………...27
Библиографический список………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 60.84 Кб (Скачать файл)

Муниципальная политика в социальной сфере прежде всего должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в частности: улучшение состояния окружающей среды; удержание на социально безопасном уровне безработицы; поддержку населения живущего ниже уровня прожиточного минимума.

Муниципальная политика в духовной сфере направлена на: поддержку и развитие в нынешних условиях учреждений культуры и образования; развитие у населения политического правового сознания; повышение уровня морали и нравственности в среде муниципальных служащих и населения; развитие эстетического сознания и культуры у подрастающего поколения; поддержку и развитие искусства на территории муниципального образования;   поддержку веротерпимости и помощь церкви.8

Муниципальная политика всегда отражает определенные интересы, прежде всего социально-экономические, она вытекает из экономического состояния муниципального образования и является эффективной, если соответствует потребностям развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Муниципальное управление в системе управления экономикой

2.1 Сущность муниципальной  экономической политики

Для проведения муниципальной политики необходимы соответствующие экономические ресурсы: земля, иные природные ресурсы, объекты городской инфраструктуры, сферы обслуживания и социального назначения. Наиболее эффективное использование экономических ресурсов территории в интересах населения составляет суть муниципальной экономической политики. Цели и задачи муниципальной экономической политики  вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним.

Кроме экономических ресурсов территории, при выработке муниципальной политики необходимо учитывать и использовать: правовую базу государства и региона (субъекта Федерации), права и полномочия местного самоуправления по использованию экономических и других ресурсов территории; кадровый, научный, интелектуальный потенциал населения, его готовность к участию в муниципальном управлении; демографические, политические, экологические и другие факторы.9

Правовую основу экономической политики составляет: Конституция РФ, Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы РФ,Федеральный закон №131 «Об общих принципх организации местного самоуправления в РФ», другие Федеральные законы, а также соответствующие законодательные акты субъектов РФ.

 

 

2.2 Основные направления  управления экономикой муниципального  управления

Важнейшей предпосылкой реального осуществления местного самоуправления является его финансово - экономическая обеспеченность. Согласно ст. 9 Европейской хартии о местном самоуправлении  финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям. Состояние и продуктивность экономических управляемых объектов характеризуют в главном уровень развития муниципального образования и возможности муниципального управления в нем.

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Функции органов местного самоуправления по управлению экономическими ресурсами территории сводятся к их эффективному использованию и преобразованию в жизненные блага для населения. Основные из этих функций: экономический анализ, планирование и прогнозирование развития территории муниципального образования; управление муниципальной собственностью как важным экономическим ресурсом, включающим собственность на землю и иные природные ресурсы; бюджетное, ценовое, налоговое, тарифное регулирование ряда экономических процессов; инвестиционная деятельность; экономическое регулирование предпринимательской деятельности; экономическое регулирование потребительского рынка; внешнеэкономическая деятельность; свободное финансовое планирование развития территории.

Исходя из функций можно выделить основные направления по управлению экономикой :

-управление муниципальным имуществом:

Объектами муниципальной собственности являются: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также другое движимое и недвижимое имущество.

Особенности управления муниципального имущества: муниципальное имущество подобно государственному делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, другая — составляет казну муниципального образования, включающую средства местного бюджета и иное муниципальное имущество; среди объектов муниципальной собственности есть и такие, которые являются исключительно муниципальной собственностью, т.е. изъяты из гражданского товарооборота. Это муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения данной территории, иначе говоря, имеют целевой характер. 10

Нормативную базу управления муниципальным имуществом составляют федеральные и региональные законы. Органы местного самоуправления обязаны вести учет наличия и изменения состава муниципального имущества. Так же органы местного самоуправления могут осуществлять с объектами муниципальной собственности операции купли – продажи, обмена, дарения, аренды. Выбор способа использования осуществляется исходя из целей и задач развития муниципального образования. Целью муниципальной политики в области управления собственностью является получение максимального эффекта от ее использования. Эффект может быть получен как в денежной форме (за счет арендной платы), так и путем извлечения прямой пользы (оказание услуг населению).

-финансовая политика — управление муниципальными финансами:

Важнейшей предпосылкой реального осуществления местного самоуправления является его финансово - экономическая обеспеченность. Согласно ст. 9 Европейской хартии о местном самоуправлении  финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям.

Муниципальные финансы – это совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения возложенных на него задач. В состав муниципальных финансов входят средства местного бюджета (основа муниципальных финансов), внебюджетные фонды, финансовые ресурсы муниципальных предприятий и учреждений, ссуды, займы, средства от продажи муниципальной собственности, ценные бумаги.11

Бюджетная политика муниципальных органов направлена на повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста муниципальной экономики. В связи с этим она должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательского климата, повышению конкурентоспособности муниципальной экономики, сокращению масштабов бедности и обеспечению социальной стабильности на основе одновременного роста доходов работников как государственного, так и частного секторов.

-промышленная политика — взаимодействие с немуниципальными --хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования:

Основная промышленность, градообразующие предприятия, расположенные в городах и поселках, формально не подчинены муниципальной власти и управление ими не относится к вопросам местного значения. Однако деятельность этих предприятий оказывает решающее влияние на жизнь муниципального образования. Они являются основными налогоплательщиками и работодателями. Взаимодействие с градообразующими предприятиями является одним из важнейших элементов муниципальной политики. В настоящее время так же важным элементом промышленной политики является ориентация на малый и средний бизнес, зачастую  имеющий большее значение, чем крупная промышленность.

-налоговая, тарифная, ценовая политика:

Налоговая компетенция органов местного самоуправления состоит в праве устанавливать и вводить на территории муниципального образования местные налоги и сборы. Содержание указанных прав и их пределы закреплены в Налоговом кодексе. Для России характерна трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов и сборов, что объясняется федеративным устройством государства. Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. К числу местных налогов отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Ценовая политика представляет собой систему определенных единых принципов и приоритетов, а также правил и методов, взятых за основу исполнительными органами муниципальной власти в сфере регулирования цен (тарифов), отнесенных к их компетенции. Ценовая политика органов местного самоуправления в разрезе отраслей, подлежащих государственному регулированию, предусматривает реализацию мероприятий, проводимых Правительством РФ. В соответствии с Федеральным Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", администрация осуществляет регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) предприятий и учреждений муниципальной собственности.12

-инвестиционная политика:

Муниципальная инвестиционная политика - целенаправленная, научно обоснованная деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования.13

-управление межмуниципальными и международными экономическими связями муниципальных образований:

Муниципальные образования могут решать экономические проблемы совместно и более эффективно. Кооперация позволяет удешевлять стоимость продукции для муниципальных нужд за счет увеличения серийности производства, обеспечить поставку комплектующих деталей и узлов, технологий.

Многие муниципальные образования активно участвуют в международных экономических связях, как с целью закупок ряда необходимых товаров, так и для привлечения инвестиций.

2.3 Муниципальный  заказ

 Муниципальный заказ - осуществляемые по инициативе органов местного самоуправления и за счет средств местного бюджета поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для решения вопросов местного значения. 14Он является механизмом привлечения к реализации муниципальных задач предприятий различных форм собственности для создания в муниципальном образовании конкурентной среды повышения качества услуг при одновременном уменьшении их стоимости, снижение накладных расходов, связанных с деятельностью муниципальных учреждений и предприятий.15

Муниципальный контракт - договор, заключенный органом местного самоуправления или уполномоченным органом от имени муниципального образования с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местных бюджетов.

Предмет муниципального заказа - поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг. Субъекты муниципального заказа - заказчики (органы МСУ, уполномоченные муниципальные учреждения) и исполнители (юридические лица, как правило, хозяйственные общества). 
Предмет муниципального заказа и расходование соответствующих средств связаны с производственной или иной предпринимательской деятельностью, облагаемой налогом и характеризующейся определенными сложностями подсчета расходов. Здесь же и необходимость наиболее экономного расходования муниципальных средств, вызываемая чаще всего их недостаточным объемом. Следствием является определение хозяйствующего субъекта, которому поручается выполнение муниципального заказа, как правило, на конкурсной основе. 
Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 
Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя. 
Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 
Большинство своих хозяйственных функций муниципальное образование может и должно передавать исполнителям (муниципальным и частным предприятиям) через систему муниципального заказа. Во многих муниципальных образованиях приняты нормативные правовые акты, регулирующие систему муниципального заказа. В различных городах России предметом муниципального заказа являются работы по благоустройству территории поселения, строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры, поставка горючесмазочных материалов для муниципальных нужд, переработка и утилизация отходов, содержание и обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилого и нежилого муниципального фонда, сетей тепло-, водоснабжения и канализации, производство отдельных видов продукции для муниципальных нужд, производство товаров народного потребления, в первую очередь, для детей и малоимущих граждан, оказание иных услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения. Можно сказать, что через систему муниципального заказа должна проходить подавляющая часть расходов местного бюджета. С помощью муниципального заказа решаются различные задачи: снижение затрат на отдельные виды товаров и услуг, адресное предоставление услуг муниципальных предприятий, предоставление услуг гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, приоритетное развитие отдельных видов услуг первой необходимости, объемы которых по разным причинам не регулируются рыночными механизмами, сокращение сроков исполнения и обеспечение качества предоставляемых услуг. 
Объем муниципального заказа и сферы его применения должны выбираться с учетом реально имеющихся ресурсов и приоритетов в решении отдельных задач. Муниципальная власть при выдаче муниципального заказа должна учитывать следующие моменты: 
необходимость жесткого контроля за размещением контрактов; 
экономное использование бюджетных средств; 
обеспечение честной конкуренции между предприятиями любых форм собственности.

Информация о работе Муниципальное управление в системе управления экономикой