В мировой и отечественной
практике способы размещения муниципальных
контрактов различаются в зависимости
от целей и задач решаемой проблемы и в
основном сводятся к следующим:
открытый конкурс (одно и двухэтапный);
закрытый конкурс (с ограниченным числом
участников);
размещение по усмотрению заказчика на
основе переговоров.16
Открытый конкурс - наиболее
предпочтительный способ размещения муниципальных
контрактов. Объявления о проведении конкурса
публикуются в средствах массовой информации.
К конкурсу приглашаются любые предприятия
и организации, действующие на рынке данных
услуг и удовлетворяющие квалификационным
требованиям, предусмотренным положением
по размещению муниципального заказа.
К недостаткам открытого конкурса следует
отнести:
процесс рассмотрения заявок может быть
весьма продолжительным;
необходимо проделать большой объем работы
по учету и оценке заявок;
потребуются большие усилия по обеспечению
объективности оценки заявок; нет достаточного
опыта ведения переговоров у сотрудников
органов местного самоуправления. Двухэтапный
конкурс - проводится в исключительных
случаях, которые оговариваются в положении
о муниципальном заказе. Например, когда
у заказчика (местной администрации) нет
возможности составить подробные характеристики
заказываемых товаров, работ, услуг; либо
в случаях, когда поставщики не представили
заявки на участие в торгах, или же все
указанные заявки отклонены заказчиком
в соответствии с требованиями по выполнению
муниципального заказа.
Закрытый конкурс проводится
в следующих случаях:
сроки выполнения муниципального контракта
ограничены (например, услуги носят сезонный
характер);форс-мажорные (чрезвычайные)
обстоятельства: наводнения, пожары, разрушение
муниципальных объектов ;из-за невыполнения
требований конкурса все заявленные на
конкурс предложения отклонены.Заказчик,
как правило, приглашает заинтересованных
предпринимателей к участию в конкурсе,
публикуя в печати объявление.
Оплата муниципального контракта
учитывает имеющиеся финансовые возможности
и может осуществляться различными способами:
в денежной форме; путем зачета долгов
в местный бюджет предприятий, исполняющих
услуги; путем организации взаимозачетных
операций между поставщиками и заказчиками
;с использованием ценных бумаг.
Прежде чем сформировать муниципальный
заказ, администрация должна провести
анализ и выявить потребности муниципального
образования в необходимых услугах или
работах. Затем подготовить методическое
обеспечение муниципального заказа: выбрать
и обосновать форму проведения мероприятий
по отдельным контрактам (конкурс, тендер,
аукцион, подрядные торги); выработать
критерии отбора подрядчиков и исполнителей.
К потенциальным исполнителям
муниципальных контрактов в зависимости
от их характера могут быть предъявлены
следующие требования: исполнитель должен
иметь необходимые профессиональные знания
и квалификацию, финансовые средства,
оборудование и другие материальные возможности,
опыт и положительную репутацию, быть
надежным, обладать необходимыми трудовыми
ресурсами для выполнения муниципального
контракта, исполнять обязательства по
уплате налогов в бюджеты всех уровней
и обязательных платежей в государственные
внебюджетные фонды; не должен быть неплатежеспособным,
находиться в процессе ликвидации (для
юридического лица), быть признан несостоятельным
(банкротом); поставщиком не может являться
организация, на имущество которой наложен
арест и (или) экономическая деятельность
которой приостановлена.17
Заключение
Сегодня муниципальное управление
это - складывающаяся и развивающаяся
система знаний о закономерностях,
принципах и методах, механизме управления
муниципальным образованием и их структурами
в целях преобразования общественных
отношений, активизации человеческого
фактора, социального поведения людей,
достижения общественно значимых результатов
их деятельности и развития.
И пока преждевременно говорить
о нормальном местном самоуправлении
и реализации экономических методов в
нём. В каждом конкретном регионе, муниципальном
образовании существуют специфические
проблемы, тормозящие процесс развития
местного самоуправления. Наиболее распространенными
проблемами являются: отсутствие единой
концепции развития данного явления на
федеральном уровне; отсутствие полной
нормативно-правовой базы на уровне субъектов
РФ и в муниципалитетах, либо её несоответствие
нормам федерального законодательства;
финансово-экономические; организационные;
кадровые; информационно-методические
проблемы; а также пассивность самих граждан,
большинство из которых просто не знает,
что такое местное самоуправление; и другие
проблемы. А также местное самоуправление
пока еще больше востребовано государством
для управления своими нижними этажами,
а не населением. Специфика управленческой
деятельности на уровне муниципальных
образований ставит в повестку дня вопрос
о подготовке нового поколения управленцев,
отвечающих современным профессиональным
требованиям, способных работать в новых
условиях, находить оптимальные решения
в различных ситуациях, брать на себя ответственность.
Библиографический
список
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М., 1998.-301с.
- Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Вопросы муниципальной экономики: Учеб. пособие / Моск. обществ. науч. фонд. - М., 2001.-222
с.
- Василенко И.А.Государственное и муниципальное управление:— М.: Гардарики, 2005.-320 с.
- Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций.– Н.Новгород: Издатель: Гладкова О.В., 2000.-160 с.
- Гаврилов А. И. Региональная
экономика и управление: Учебное пособие
для вузов.―М.:ЮНИТИ-ДАНА,2002.-239 с.
- Гапоненко
А.Л. Теория
управления: Учебник */ Под общ.ред. А.Л.Гапоненко. А.П.Панкрухина.М.:Изд-во «РАГС», 2008. – 560с.
- Государственное управление: основы
теории и организации.Учебник. В 2 т. Т. 1 / Под ред. В.А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и доп. — М.: «Статут», 2002. — 366 с.
Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории
государственного управления: Курс лекций. Изд. 3-е, доп. и перераб. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский
центр «МарТ», 2007. -544 с.
В.Б.Зотов. Система муниципального управления. - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2006-493
с.
История государственного управления
в России: учеб. / В.Г. Игнатов [и др.]; отв.
ред. В.Г. Игнатов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005, - С. 392.
Лексин В. Парадоксальная реформа: факторы и тормозы. / Муниципальная власть. № 6 (ноябрь-декабрь). 2006. С.17-27.
Лексин В. Административная реформа: федеральный, региональный, местный уровни. / Российский экономический журнал № 4, 2006. С. 3-36.
- Рой О.М. Система государственного
и муниципального управления. 2-е изд. —
СПб.: Питер, 2005.
- Радченко Я. Классификация видов
управления // Проблемы теории и практики
управления. - 1994. - №4.
- Чиркин В.Е. Государственное
управление. Элементарный курс.- М. Юристъ.,2003-379 с.
1 Таболин В.В. право муниципального управления
2 Гапоненко В.В. Панкрухин А.П. Стратегическое
управление
3 Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы
теории государственного управления:
Курс лекций. Изд. 3-е,
4 Гапоненко В.В. Панкрухин А.П. Стратегическое
управление
5 В.Б.Зотов. Система муниципального
управления.
6 В.Б.Зотов. Система муниципального
управления.
7 Бабун Р.В., Муллагалеева З.З.
Вопросы муниципальной экономики: Учеб.
пособие
8 Васильев А.А. Муниципальное
управление: Конспект лекций
9 Бабун Р.В., Муллагалеева З.З.
Вопросы муниципальной экономики: Учеб.
Пособие/Моск.обществ.науч.фонд.-М.,2001
10 http://www.yuksha.ru/
11 В.Б.Зотов. Система муниципального
управления.
12 Бабун Р.В., Муллагалеева З.З.
Вопросы муниципальной экономики: Учеб.
пособие
13 Бабун Р.В., Муллагалеева З.З.
Вопросы муниципальной экономики: Учеб.
Пособие/М.,2001
14 Гаврилов А. И. Региональная
экономика и управление: Учеб.пособие-М.ЮНИТИ-ДАНА,2002
15 Васильев А.А. Муниципальное
управление:Конспект лекций.-Н.Новгород:изд.ГладковаО.В.,2000
16 Гаврилов А. И. Региональная
экономика и управление: Учебное пособие
для вузов.
17 Гаврилов А. И. Региональная
экономика и управление: Учебное пособие
для вузов