Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:16, курсовая работа
В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты являются самыми многочисленными. Являясь низовым звеном этой системы, они, образно говоря, представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. В настоящее время около 60% всех бюджетных расходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Муниципальный бюджет…………………………………….4
1.1 Понятие и сущность муниципального бюджета………………….4
1.2. Структура муниципального бюджета……………………………..5
Глава II. Устойчивость муниципального бюджета………………….12
2.1 Понятие устойчивости бюджета…………………………………..12
2.2 Виды бюджетной устойчивости муниципального образования...15
Заключение ………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………….……….22
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
Санкт-Петербургский
Сосновоборский филиал
Курсовая работа.
По дисциплине: «Экономика муниципального хозяйства».
Тема: «Муниципальный бюджет».
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Муниципальный бюджет…………………………………….4
1.1 Понятие и сущность муниципального бюджета………………….4
1.2. Структура муниципального бюджета……………………………..5
Глава II. Устойчивость муниципального бюджета………………….12
2.1 Понятие устойчивости бюджета…………………………………..12
2.2 Виды бюджетной устойчивости муниципального образования...15
Заключение ………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………….……….22
С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. К сожалению, адекватного упрочнения финансового потенциала муниципальных образований пока не происходит. Формирование большого числа местных бюджетов, наделение органов власти местного самоуправления широкой самостоятельностью потребуют решения вопроса о внешнем контроле над ходом бюджетного процесса на этом уровне. Укрепление доходной базы местных бюджетов и развитие их самостоятельности – длительный процесс. Успешное решение этих проблем не только позволит адаптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, но и усилит влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны.
В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты являются самыми многочисленными. Являясь низовым звеном этой системы, они, образно говоря, представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. В настоящее время около 60% всех бюджетных расходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов.
Подытоживая все вышесказанное, не остается сомнений в актуальности данной темы. Поэтому целью данной курсовой работы является, прежде всего, рассмотрение проблемы устойчивости муниципального бюджета.
Глава I. Муниципальный бюджет
1.1 Понятие и сущность муниципального бюджета.
Каждое муниципальное
образование имеет собственный
бюджет. В соответствии со статьей 14
Бюджетного Кодекса РФ «Местный бюджет
(бюджет муниципального образования) –
это форма образования и
Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.
Местные бюджеты могут формироваться из трех основных источников:
Соотношение этих трех основных источников в структуре местных бюджетов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку преимущество в структуре бюджетов первой или третей группы источников порождает зависимость от органов государственной власти или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения муниципального образования. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе. Следовательно, самостоятельность местных финансов зависит в значительной степени от собственной финансовой деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций, а также от степени профессионализма кадров органов местного самоуправления, занимающихся организацией финансовой деятельности.
1.2 Структура муниципального бюджета.
Местные бюджеты состоят из доходной и расходной части.
Доходная часть местных
бюджетов состоит из закрепленных доходов
и поступлений от регулирующих доходов,
она также может включать финансовую
помощь в различных формах (дотаций,
субвенций, средств фонда финансовой
поддержки муниципальных
К закрепленным доходам местных бюджетов относятся доходы, полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе, в установленном порядке поступающие в местный бюджет. Это местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доля федеральных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. К другим собственным налогам местных бюджетов относятся:
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. К ним относятся:
Размеры минимальных долей
(в процентах) федеральных налогов,
закрепляемых за муниципальными образованиями
на постоянной основе, определяются законодательными
(представительными) органами субъектов
Российской Федерации. Расчет долей
федеральных налогов, подлежащих закреплению
за муниципальными образованиями, производится
исходя из общего объема средств, переданных
субъекту Российской Федерации по каждому
из этих налогов. В этих пределах законодательный
(представительный) орган субъекта
Российской Федерации устанавливает
в соответствии с фиксированной
формулой для каждого муниципального
образования доли соответствующих
федеральных налогов, закрепляемых
на постоянной основе, исходя из среднего
уровня по субъекту Российской Федерации.
Доли указанных налогов
Отчисления от вышестоящих бюджетов могут производиться через метод квотирования или метод присоединения ставок. Суть метода квотирования состоит в том, что налоги в определенной процентной доле остаются в распоряжении того муниципального образования, на территории которого они собраны, как, например, НДС, некоторые акцизы и другие. Преимущество данного метода является его простота и наличие гарантий в получении определенной части поступлений местными бюджетами.
Метод присоединения ставок
состоит в том, что территориям
разрешено взимать в дополнении
к федеральным одноименные
Регулирующие доходы – это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год. Нормативы отчислений от регулирующих налогов, как правило, дифференцируются в разрезе территориальных бюджетов в целях их сбалансированности до минимально необходимого уровня. В случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно, балансирование производится при помощи субсидий, выделяемых из вышестоящего бюджета.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять выпуск муниципальных облигаций. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.
Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.
Для рассмотрения структуры местных бюджетов важно учитывать относительно недавно законодательно введенное понятие минимального бюджета. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» устанавливает, что доходная часть минимального бюджета должна покрывать гарантируемые вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. При недостатке доходов расходы покрываются дотациями и субвенциями по решению представительного органа следующего уровня.