Муниципальный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты являются самыми многочисленными. Являясь низовым звеном этой системы, они, образно говоря, представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. В настоящее время около 60% всех бюджетных расходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Муниципальный бюджет…………………………………….4
1.1 Понятие и сущность муниципального бюджета………………….4
1.2. Структура муниципального бюджета……………………………..5
Глава II. Устойчивость муниципального бюджета………………….12
2.1 Понятие устойчивости бюджета…………………………………..12
2.2 Виды бюджетной устойчивости муниципального образования...15
Заключение ………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………….……….22

Файлы: 1 файл

Муниципальный бюджет.docx

— 44.86 Кб (Скачать файл)

Расходы местных бюджетов разделяются на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инновационной и инвестиционной деятельности. В бюджет текущих расходов включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития. Расходная часть  местных бюджетов включает расходы, связанные с:

  • решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта РФ;
  • осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  • обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
  • обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.

Если проводить оценку расходов местных бюджетов по функциональному  направлению, то основные их разделы  можно объединить в следующие  группы.

Первую группу составляют расходы на производственную сферу, куда включаются расходы по содержанию и развитию системы жилищно-коммунального  хозяйства, расходы на национальную экономику и охрану окружающей среды. На группу этих расходов приходится более 17% расходов. Основной объем расходов приходится на жилищно- коммунальное хозяйство. Расходы на национальную экономику  занимают, как правило, незначительную долю в местных бюджетах (от 1 до 5%) после внесения изменений в структуру  полномочий органов местного самоуправления. Как правило, данные расходы связаны  с содержанием и ремонтом автомобильных  дорог общего пользования между  населенными пунктами вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, а также с субсидированием  определенных градообразующих предприятий  муниципального образования или  дотированием предприятий, имеющих  важное социальное значение для местности.

Вторую группу расходов местных  бюджетов, имеющих важнейшее значение для повышения уровня и качества бюджетных услуг в муниципальном  образовании и отражающих эффективность  проводимой в нем бюджетной политики, составляют социально-культурные расходы, на долю которых приходится более 70% совокупных расходов. Наибольший удельный вес в этой группе занимают расходы  на образование, доля которых превышает 38% совокупных расходов местного бюджета. В группе совокупных социальных расходов на долю образования приходится более 50%.

 

Таким образом, направления  использования средств местных  бюджетов в целом по России характеризуются  большой долей расходов на социально-культурную сферу. Доля социальных расходов, финансируемых  местными бюджетами, составляет свыше 30% от всего объема средств, расходуемых  на данные цели. Вторым ключевым направлением муниципальных расходов является жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство  территории, которое отражает собственные полномочия органов местного самоуправления по содержанию и развитию коммунальной и территориальной инфраструктуры. Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его местным органам различного уровня.

Понятно, что такие пропорции  являются отражением распределения  расходных полномочий между уровнями бюджетной системы. Доля народно-хозяйственных  расходов наиболее высока в бюджетах городов областного и районного  подчинения (в основном, за счет поддержки  дотационного ЖКХ). Роль собственно производственных расходов (в промышленность и сельское хозяйство) относительно велика лишь в  региональных бюджетах. Социально-культурные расходы (в первую очередь – на образование) доминируют в сельских бюджетах.

Региональные и районные бюджеты выполняют функции «перераспределителей»  ресурсов между нижестоящими бюджетами, и потому для них высока доля расходов на внутрирегиональные трансферты.

 

          Глава II. Устойчивость муниципального бюджета

              2.1 Понятие устойчивости бюджета.

Устойчивость бюджета  – состояние бюджета, при котором обеспечивается нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных по бюджету расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга. Устойчивость бюджета позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта власти.

Понятие устойчивости бюджета аналогично понятию финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта: оба понятия основываются на общих принципах – полного покрытия текущих расходов, эффективности и экономности расходования средств, обязательности осуществления инвестиционных вложений, страхования непредвиденных расходов и рисков. Вместе с тем они различаются по своему характеру, содержанию одноименных принципов, факторам, влияющих на величину устойчивости, и т.д.

Устойчивость бюджета может быть определена по любому бюджету, начиная от федерального и кончая низовыми – сельскими и поселковыми. Особенно актуально в современных условиях выявление устойчивости по бюджетам 2-го и 3-го уровней бюджетной системы РФ. При этом, чем более длителен период расчета устойчивого состояния, тем более адекватной является оценка того, насколько эффективно и рационально орган публичной власти осуществляет деятельность по реализации своих полномочий и обеспечению развития соответствующего государства или муниципального образования.

Для определения количественных и качественных характеристик устойчивости бюджета используют расчетно-аналитические методы: метод коэффициентов и метод экспертных оценок. Количественные характеристики, выражаемые с помощью числовых показателей, показывают финансовое положение субъекта власти за определенный период при данном состоянии экономики.

Чтобы выявить способность  того или иного территориального образования приспосабливаться  к изменениям во внешней экономической  среде, добиваться мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в бюджет, а также получить информацию о характеристиках устойчивости бюджета, которые не выражаются в цифровом представлении, применяют экспертную оценку на основе системы баллов (это позволяет проводить сравнение с другими регионами).

Устойчивость бюджета характеризуют:

  • бюджетная самостоятельность; сбалансированность бюджета; платежеспособность субъекта публичной власти;

  • денежный характер расчетов;

  • экономическая эффективность расходования бюджетных средств;

  • размер и структура внутреннего и внешнего долга; качество бюджетного менеджмента и др.

Бюджетная самостоятельность  характеризуется способностью субъекта власти самому мобилизовать финансовые ресурсы в бюджет, не прибегая к финансовой помощи; показатель для ее оценки – соотношение собственных доходов бюджета (налоговых и неналоговых) и его расходов.

При оценке влияния  сбалансированности бюджета исходят из того, что устойчивость бюджета обеспечивается балансом между доходами и расходами, достигнутыми не только в пределах года, но и внутри него (по кварталам, месяцам, декадам, пятидневкам). Необходимость такого внутригодового анализа сбалансированности связана с тем, что даже минимальная величина внутригодовых кассовых разрывов может приводить к невыполнению или несвоевременному выполнению бюджетных обязательств. В ряде случаев, например, когда в расходах бюджета значительное место занимают платежи по обслуживанию внутреннего и внешнего долга, сбалансированность бюджета в рамках одного года не дает информации о возможностях территориях образования мобилизовать дополнительные доходы в будущих бюджетных периодах, особенно в условиях меняющейся экономии, конъюнктуры. Для получения такой оценки устойчивость бюджета необходимо определять не только в границах одного бюджетного года, но и для будущих периодов.

Платежеспособность  субъекта публичной власти – его  способность полно и своевременно отвечать по своим обязательствам. Для ее обеспечения органы власти (местного самоуправления) используют различные источники средств  – и текущие (реальные), и потенциальные. К реальным относятся: налоговые и неналоговые доходы, поступающие в бюджет; задолженность по начисленным, но неуплаченным налогам и сборам; предоставленные отсрочки по уплате налогов и сборов; просроченная задолженность по налоговым и неналоговым платежам.

Потенциальные доходы включают:

  • заимствования на рынке капиталов;
  • продажу имущества, принадлежащего субъекту власти;
  • рост поступлений налогов за счет увеличения рентабельности предприятий и повышения деловой активности;
  • повышение собираемости налогов и т.д.

Устойчивость бюджета имеет огромное значение в практике бюджетной работы: в современных условиях необходимо правильно оценивать финансово-экономическое (в т.ч. бюджетное) положение конкретных территориальных образований и на этой основе строить обоснованную бюджетную политику.

Анализ устойчивого бюджета нужен инвесторам, чтобы реально оценивать риск вложений капитала в те или другие территории образования. Устойчивость бюджета должна также учитываться и в процессе вынесения решения о несостоятельности субъекта власти дальше руководить экономикой и социальной сферой того или иного территориального образования и принятия мер ответственности к руководителям такого региона или муниципального образования.

    1. Виды бюджетной устойчивости муниципального образования.

Основной целью муниципального бюджетного управления является эффективное  использование ресурсов территории и их преобразование в жизненные  блага для населения. При этом ведущие направления муниципальной  экономической политики состоят  в управлении муниципальным имуществом и муниципальными финансами, центральным  звеном которых является местный  бюджет. В связи с этим, одной  из задач муниципального бюджетного управления является обеспечение бюджетной  устойчивости.

Различают статическую и  динамическую бюджетную устойчивость муниципального образования. Статическую  бюджетную устойчивость можно понимать как стагнацию, сохранение индикаторов  состояния бюджетной системы  приблизительно на одном уровне. Динамическая устойчивость муниципального образования  – это позитивное развитие бюджетной  системы, проявляющееся в улучшении  показателей, характеризующих ее состояние.

На устойчивость бюджетной  системы могут влиять внешние  и внутренние факторы. Если доминирует первая группа факторов, устойчивость принято называть внешней, если вторая – то внутренней.

В российской экономике стагнация  наступит в случае, если не возобновится инвестиционный спрос и кредитование реального сектора экономики  регионов, муниципальных образований. Стагнацией называют состояние экономики  страны, при котором отсутствует  рост промышленного и сельскохозяйственного  производства, а также торгового  оборота. Стагнация либо предшествует экономическому спаду, либо сопровождает его.

Эксперты подчеркивает, что одним  из условий бюджетной устойчивости является достижение сбалансированности между доходами и расходами местного бюджета. Решение этой проблемы требует  формирования устойчивости бюджетной  системы, которая может быть обеспечена моделью статической бюджетной  устойчивости (моделью стагнации).

Также важным условием бюджетной устойчивости является успешное управление бюджетными инвестициями и муниципальным долгом, поддержание стабильного уровня управления бюджетными инвестициями и  муниципальным долгом на уровне предыдущих бюджетных периодов в условиях развития кризиса в экономике. При этом необходим положительный показатель бюджетной устойчивости и действия модели статической бюджетной устойчивости.

Для поддержания бюджетной устойчивости (поддержания уровня бюджетной стагнации) муниципального бюджета необходимо перераспределить налоги в пользу муниципальных  образований, что приведет к устранению вертикального бюджетного дисбаланса между бюджетом субъекта Российской Федерации и консолидированным  бюджетом муниципальных образований  и увеличит финансовую самостоятельность  местного самоуправления.

Для поддержания статической бюджетной  устойчивости необходимо улучшать управление доходной базой бюджета. Наиболее управляемыми на муниципальном уровне являются неналоговые  доходы. К ним относятся: зачисление арендной платы за землю в доходы местных бюджетов независимо от уровня и формы собственности; учет этого  дохода при выравнивании бюджетной  обеспеченности муниципальных образований  и введение повышающего коэффициента к кадастровой стоимости земли, учитывающего инфляцию; проведение инвентаризации муниципального имущества и создание полного реестра нежилой муниципальной  недвижимости; разработка эффективной  системы тарификации и контроля арендных платежей, учета и контроля доходов по муниципальным акциям, долям; проведение аукционов на право аренды муниципальных помещений; проведение инвестиционных аукционов.

Таким образом, статическую бюджетную  устойчивость муниципального образования  можно понимать как стагнацию, сохранение индикаторов состояния бюджетной  системы приблизительно на одном  уровне. Основным условием бюджетной  устойчивости является достижение сбалансированности между доходами и расходами местного бюджета. Успешное управление бюджетными инвестициями и муниципальным долгом, перераспределение налогов в  пользу муниципальных образований, улучшение управления доходной базой  бюджета – являются условиями  для развития муниципального бюджетного процесса.

Информация о работе Муниципальный бюджет