Отраслевая структура предполагает деление национальной
экономики на отрасли – качественно однородные
группы хозяйственных единиц, выполняющие
в процессе общественного воспроизводства
одинаковые по социально-экономическому
содержанию функции. Отраслевая структура
играет важную роль в национальной экономике,
так как именно в отраслевом разрезе осуществляется
производство и происходит учет статистических
данных.
В отраслевой структуре промышленности
Беларуси основное место принадлежит
машиностроению, лесной, химической, легкой,
пищевой промышленности. Эти отрасли
дают до 9/10 валового продукта промышленности
республики. Ведущая отрасль –
машиностроение и металлообработка
– сама имеет развитую структуру:
тракторо- и сельскохозяйственное машиностроение,
автомобилестроение, электротехническая
промышленность, станко- и приборостроение,
производство вычислительной техники
и др. Оптимальное соотношение
всех отраслей очень важно для
общего «здоровья» экономики.
Территориальная структура определяется размещением
производительных сил на территории страны
и означает деление национальной экономики
на экономические районы. Например, в Беларуси
можно выделить западный, восточный и
полесский экономические районы со свойственной
им структурой производства, занятостью
населения, природными ресурсами и другими
характеристиками.
Инфраструктура национальной экономики включает в себя
отрасли, обслуживающие производство.
К ним относятся шоссейные и железные
дороги, энерго-, водо- и газоснабжение,
связь и другие отрасли. Она тоже имеет
свои виды – транспортная, кредитно-банковская
и др.
Следует отметить, что структура
любой национальной экономики имеет
тенденцию к изменению и усложнению
под влиянием научно-технического прогресса,
расширения и углубления разделения
труда, специализации производства,
возникновения новых видов производства
и отмирания старых, а также
других факторов.
Особенность структуры национальной
экономики Беларуси определяется тем,
что она сложилась в условиях
бывшего СССР и поэтому содержит
в себе специфические черты разделения
труда между республиками в едином
народнохозяйственном комплексе большой
страны. Для нее характерны высокая степень
развитости и концентрации металлообрабатывающих
предприятий, сборочных производств, предприятий
химической промышленности, отличающихся
высокой металло-, энерго- и ресурсоемкостью.
Республика фактически представляет собой
«сборочный цех» бывшего Союза, поэтому
промышленность для нормальной работы
нуждается в постоянных поставках комплектующих
изделий из других стран СНГ.
Для Республики Беларусь также характерны
высокоразвитые сельское хозяйство, строительная
индустрия и другие отрасли материального
производства. Сельское хозяйство специализируется
на производстве мясо-молочной продукции,
льна, картофеля.
Сфера нематериального производства
представлена высококвалифицированными
научными кадрами, академическими и
другими научно-исследовательскими
институтами, развитой системой здравоохранения,
культуры, искусства и др.
В непроизводственной сфере
ведущее место по затратам принадлежало
военно-промышленному комплексу. Беларусь
была западным рубежом СССР и поэтому
по количеству военной техники, приходящейся
на одного жителя, превосходила некоторые
другие западноевропейские страны. В
настоящее время решается задача
перевода промышленности на мирные рельсы,
т. е. осуществления конверсии
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ИХ
ПОКАЗАТЕЛИ
2.1 Предпосылки
становления, функционирования и
развития национальной экономики
Национальная
экономика Беларуси находится
в сложном процессе трансформации,
который охватывает следующие
направления:
• формирование
полной совокупности компонентов,
институтов и характеристик экономической
системы суверенного государства;
• преобразование
действующих и построение новых
институтов социально ориентированного
рыночного (смешанного) хозяйства;
• глубинные
преобразования структуры экономики
на основе новых высоких технологий,
мировых тенденций глобализации
хозяйственной жизни, эффективного
международного разделения труда.
Все эти
процессы происходят, естественно,
в режиме непрерывного функционирования
и развития, поскольку экономическую
деятельность страны остановить
нельзя.
Для успешного
осуществления указанных трансформационных
процессов необходимы достаточные
предпосылки и условия, которые
придадут экономической системе
качественные и количественные
характеристики зрелой национальной
экономики (суверенность, целостность,
социальность, рыночность, эффективность,
национальную ориентированность,
внешнюю открытость):
• общесистемные
предпосылки и условия конституционно-правового,
мировоззренческого, идеологического,
политического характера (новая
цивилизационная стратегия, тип
создаваемого государства и общества);
• системные
условия и предпосылки (единство
экономического, институционально-правового
пространства, общность характера
хозяйственных институтов, механизмы
и нормы взаимодействия с внешней
средой);
• внутрисистемные
предпосылки (обеспечение эффективности
и конкурентоспособности национальной
экономики на основе соблюдения
принципов рационального хозяйствования).
В силу
многовековых связей с европейскими
государствами Беларусь восприняла
многие черты европейской культуры.
Однако ее географическое положение
в центре Европы, историческое
тяготение к славянской культуре,
многолетнее вхождение в единый народнохозяйственный
комплекс бывшего СССР накладывают долговременный
отпечаток на геополитическую ситуацию
в стране, выработку ориентиров внешней
политики, предпочтений и принципов включения
в межгосударственные структуры. Всесторонний
учет этих аспектов, а также присущих Беларуси
геополитических, географических, социально-экономических,
экологических, демографических и других
особенностей является важнейшей методологической
предпосылкой выбора направлений, моделей
и механизмов развития национальной экономики.
Внешнеполитическими
и внешнеэкономическими предпосылками
выступают первичность суверенитета,
открытость экономики страны, многовекторность
внешней политики, стабильность
стратегических приоритетов международного
сотрудничества и дипломатических
отношений, глубокое знание и
прогноз конъюнктуры внешних
рынков. Располагая весьма ограниченными
сырьевыми возможностями для
самообеспечения, Беларусь вынуждена
добиваться желаемого уровня
удовлетворения своих потребностей
в разнообразных товарах и
услугах посредством торговли
со многими государствами мира.
Нынешняя белорусская экономика
практически не может функционировать
без импорта нефти и газа, металла
и комплектующих из стран СНГ.
Поэтому экономическое положение
республики в большой степени
зависит от экспортных товарных
потоков из Беларуси в Россию,
другие страны СНГ и дальнего
зарубежья, повышения качества
и конкурентоспособности нашей
продукции на внешних рынках.
Эти принципиальные аспекты должны
находить отражение при выработке
перспектив и путей развития
национальной экономики.
Внутриполитическими
предпосылками являются совершенствование
политической системы в рамках
Конституции Республики Беларусь
на пути становления демократии,
оптимизация государственных структур
управления, формирование общественных
объединений и повышение гражданской
активности.
Принципиальной
предпосылкой построения, функционирования
и устойчивого развития национальной
экономики является закрепление
в стратегических программах
социально-экономического развития
Беларуси долгосрочных ориентиров
и общесистемных условий упреждающего
характера. Опыт в этом отношении
в стране есть. Так, согласно
Национальной стратегии устойчивого
социально-экономического развития
(НСУР) Республики Беларусь до 2020 года,
в качестве общесистемных условий стратегического
характера определены:
• построение
и развитие унитарного демократического
социального правового государства
(в соответствии с Конституцией
Республики Беларусь);
• формирование
современного гражданского общества;
• создание
социально ориентированной рыночной
(смешанной) экономики.
Мировоззренческой
и идеологической основой этих
предпосылок является новая цивилизационная
стратегия, состоящая в смене
парадигмы общественного прогресса
с переходом на новые принципы
взаимодействия природы, общества
и человека, новые концепции социальной
справедливости, экономической эффективности
и экологической защищенности.
Важнейшей
предпосылкой является и уважение
социальных, социально-психологических,
культурных, ценностных ориентации
народа. Исторически сложившийся
менталитет нации, нравственные
устои, мировоззренческие позиции,
основанные на признании принципа
социальной справедливости, коллективизма,
дружбы народов, — это мощный
социальный потенциал развития
страны в правовой и институциональной
сферах.
Эффективность
становления, функционирования и
развития национальной экономики
обеспечивается также совокупностью
системных условий и принципов.
В их числе создание единой
институционально-правовой среды
для страны и ее регионов
и секторов экономики, регулирующей
отношения собственности, организационно-правовые
формы ведения хозяйства, функционирования
реального сектора, финансовой
системы, рыночных институтов
в процессе общественного воспроизводства
(стадий распределения, потребления,
накопления). Система таких институтов,
правовых норм и механизмов
определяется Конституцией Республики
Беларусь, Гражданским, Банковскими,
Налоговым, Таможенным и другими
кодексами, законами Республики
Беларусь.
К системным
предпосылкам относится и
полный учет специфики страны
в сфере экономики. Беларусь
располагает долговременными
факторами развития: высококвалифицированным
кадровым, значительными научно-техническим,
промышленным и агропромышленным
потенциалами, большими запасами
отдельных видов минерально-сырьевых
ресурсов. Наряду с этим национальная
экономика имеет и устойчивые негативные
аспекты: несовершенную структуру (воспроизводственную,
отраслевую, региональную, технологическую);
физически и морально устаревшие основные
фонды и технологии; медленные темпы их
обновления; несоответствие товарной
структуры производства и потребления,
в том числе малая доля производства услуг
в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность
многих видов продукции и услуг и т.д. Данные
явления должны объективно оцениваться
при формировании потенциала развития
национальной экономики.
Наконец,
следующая группа предпосылок
обеспечивает создание внутрисистемных
условий перевода экономики на
инновационный, высокотехнологический,
наукоемкий тип развития, оптимизацию
воспроизводственной, отраслевой, технологической
и региональной структур национальной
экономики. Построение системы
управления и регулирования экономики
на принципах рациональности, стратегической
целенаправленности, тактической гибкости,
структурной гармоничности, учета
социального, экономического и
экологического императивов устойчивого
развития — обязательная предпосылка
эффективного хозяйствования.
Указанные
предпосылки носят двойственный
характер. С одной стороны, они
являются предваряющими, упреждающими
условиями, с другой — постоянно
действующими требованиями (императивами)
к преобразованию государства,
общества, экономики, к обеспечению
политической и социальной стабильности
в стране.
Все описанные
выше группы предпосылок, условий,
императивов комплексно и
последовательно включаются в
программы и прогнозы социально-экономического
развития Беларуси, где указываются
задачи, сроки, средства и механизмы
их формирования и реализации.
2.2 Основные макроэкономические
показатели и система национального
счетоводства
Национальная
экономика (НЭ) представляет собой
единство хозяйствующих субъектов
и их отношений, структурированных
в правовом и институциональном
полях.
По отношению
к обществу и природе национальная
экономика является подсистемой,
управляемой общественными и
естественными законами.