Национальная экономика. Ее результаты и показатели измерения (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:38, реферат

Описание работы

Однако это определение представляется не совсем точным, т.к. его можно отнести и к политической, и к социальной системе, и к другим видам человеческой деятельности. Можно конкретизировать толкование этого понятия. Национальная экономика — исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.
Понятие "национальная экономика" тесно связано с понятием "экономическая система", т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.

Файлы: 1 файл

REFERAT.docx

— 124.01 Кб (Скачать файл)

      Система  национальных счетов включает  показатели объема и динамики, структуры производства ВВП, счет  товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счет  распределения  первичных доходов,  счет вторичного распределения  доходов, счет использования национального  располагаемого дохода, счет операций  с капиталом.

      Статистическая  система Беларуси продолжает  совершенствоваться как в контексте  международных  процессов в  этой области, так  и с  учетом опыта создания в   стране статистической базы, адекватной  углублению рыночного характера  экономики и позволяющей более  эффективно использовать косвенные  регуляторы экономических процессов.  Информация, которую обеспечивает  система национальных счетов, является  основой для формирования и  проведения в жизнь государственной  стратегии, направленной на улучшение  функционирования экономики: без  точных расчетов макроэкономическая  политика базировалась бы в  основном на интуиции. Национальные  счета позволяют комплексно анализировать  макроэкономическую конъюнктуру,  формулировать экономическую стратегию,  вести международные сопоставления,  оценивать изменение национального  богатства и платежного баланса  и определять на этой основе  цели и инструменты экономического  развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ

3.1 Направления  развития национальной экономики  Республики Беларусь

 

Каждая экономика обладает своей специфической структурой, которая формируется в зависимости  от факторов экономического, социального  и культурного порядка. Не является исключением и экономика Республики Беларусь. Характерным здесь является то, что структура ее экономики  сложилась в рамках бывшего СССР и всегда рассматривалась как  сборочный цех Союза, что обусловило поставку значительной части продукции  за ее границы, в частности, по легкой промышленности она составляла примерно 50-60 %, по пищевой – 30, по химической, нефтехимической и машиностроению – 80-90 %.

Анализ инвестиционной сферы  республики показывает, что достижения здесь достаточно скромны.

Преодоление инвестиционного  кризиса возможно лишь при глубоком реформировании экономики. Сложность  заключается в наличии определенных дестабилизирующих факторов, сдерживающих этот процесс: инфляция, дефицит ресурсов, неконкурентоспособность продукции, ограниченность денежных средств у  большинства субъектов хозяйствования. Такое положение диктует необходимость  выбора приоритетных отраслей экономики, распыление же ограниченных капитальных  вложений по секторам не являются эффективным. В качестве приоритетных целесообразно  отметить приборостроение, электронику, биотехнологию, автомобильную, химическую, легкую, пищевую промышленность и  т.д. Для стимулирования инвестиционного  процесса необходимо прежде всего развитие системы самофинансирования. Это  предполагает рост доли собственных  источников предприятий (прибыли и  амортизационных отчислений) и дополнение их привлеченными средствами (кредиты, эмиссия ценных бумаг).

Практика структурной  перестройки развитых стран показывает, что в этом процессе активно используются возможности иностранных государств. Это может происходить как  в виде кредитов и займов, так  и посредством осуществления  прямых или портфельных инвестиций. Согласно международным нормам наша страна относится к категории  государств, «серьезно обремененных долгами». Это, очевидно, ставит под угрозу возможность доступа иностранному капиталу.

За 1 квартал 2012 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные  инвесторы вложили 2 млрд. USD, или  на 4,5% меньше, чем за такой же период прошлого года.

Это несколько не соответствует  запланированному на текущий год  росту, но куда лучше, чем у соседей-стран. Например, в России, по данным Росстата, объем иностранных инвестиций сократился в январе-марте 2012 г. на 30,3% по сравнению  с прошлым годом.

Основные инвестиции в  Беларусь поступили из России (70,7% от всего объема), Австрии (13,1%), Швейцарии (4,1%), Кипра и Великобритании (по 3,7%).

Наибольшие суммы из-за рубежа поступили в транспорт (54,7% от общего объема инвестиций), промышленность (18,8%), а также в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка (13,1%).

По сравнению с транспортом  иностранные инвестиции в промышленность невелики – всего 383,3 млн. USD, из них  прямых только 37,9 млн. USD. Год назад  поступление средств из-за рубежа в белорусскую индустрию было вдвое большим – 774,8 млн.USD. Общая  коммерческая деятельность по обеспечению  функционирования рынка собрала  в январе-марте текущего года 267 млн. USD- в 3,6 раза меньше, чем годом ранее, связь – 11,7 млн. USD (в 4,6 раза меньше), сельское хозяйство – 2,8 млн. USD (сокращение в 1,6 раза).

Зато в торговлю и общественное питание поступление иностранных  инвестиций увеличилось по сравнению  с январем-мартом прошлого года в 1,7 раза – до 201,8 млн. USD, а в материально-техническое  снабжение и сбыт – в 5,2 раза, до 8,2 млн. USD.

Прямые иностранные инвестиции составили 69,9% от всех зарубежных инвестиций, что 2,3 раза больше, чем январе-марте 2011 г. Основной формой их привлечения  были прочие прямые инвестиции (85,9%), т.е. прежде всего кредиты. Значительные объемы прямых инвестиций поступили  от резидентов России (89,2% от общего объема), Швейцарии – 5,6%, Кипра – 1,4%, Германии и Великобритании – по 0,6% общего объема прямых инвестиций. Наибольшие суммы прямых зарубежных инвестиций были направлены в транспорт (75,7%), торговлю и общепит (11,9%), общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка (7,4%). Прочих внешних инвестиций получено 612,6 млн. USD, или на 59,5% меньше, чем в январе-марте прошлого года. На их долю приходилось 30,1% от всех полученных иностранных инвестиций.

За I квартал 2012 г. наибольшие суммы зарубежные инвесторы вложили  в организации г. Минска (76,9%), Гомельской (9,8%) и Витебской (5,8%) областей.

Чистое поступление внешних  инвестиций в реальный сектор экономики  за I квартал 2012 г. составило 443 млн. USD, что  на 41,8% меньше, чем годом ранее. При  этом в ряде отраслей изъятие средств  иностранными инвесторами шло достаточно интенсивно: в промышленности сумма  чистого поступления капитала снизилась  с 119,1 млн. USD до 19 млн., в строительстве  – с 9,4 млн. USD до 3,3 млн. USD; cельском  хозяйстве – с 1,8 млн. USD до 1,6 млн., общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка  – с 577,8 млн. USD до минус 33,8 млн. Рос  чистого поступления иностранных  инвестиций выявлен в организациях транспорта – с минус 66,1 млн. USD до 379,9 млн. (85,8% общей суммы чистого  поступления иностранных инвестиций), торговле и общепите – с 55,6 млн. USD до 93,3 млн., материально-техническом  снабжении и сбыте – с минус 0,7 млн. USD до 7,3 млн.; связи – с минус 18 млн. USD до 4 млн.

Чистое поступление портфельных  инвестиций за январь-март 2012 г. составило  всего 51,3 тыс. USD, а по прочим чистое изъятие составило 80,2 млн. USD против 514,1 млн. чистого поступления за I квартал 2011 г. Это связано с тем, что предприятия реального сектора  экономики вынуждены тратить  все больше средств на погашение  и обслуживание внешних кредитов, значительная часть которых –  краткосрочные.

Чистое поступление прямых иностранных инвестиций, соответственно, составило за I квартал 2012 г. в реальный сектор экономики 523,1 млн. USD. При этом наибольшие суммы чистого поступления  прямых иностранных инвестиций за I квартал 2012 г. отмечаются в транспорте – 428,9 млн. USD, торговле и общепите – 91,1 млн. USD.

Чистое изъятие прямых иностранных инвестиций произошло  в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, а также в связи.

Беларусь имеет одно избранное  направление - социально ориентированная  рыночная экономика. Такая экономика  характеризуется следующими основными  чертами, отличающими ее от других сложившихся  систем. Она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность социально-ориентированной рыночной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами. Целью идущих преобразований в Беларуси и других странах СНГ, как отмечалось, является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор.

В национальной экономике  наблюдается качественное изменение  системных связей и отношений. Распались  и исчезли старые планово-директивные  связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние  еще носят "переходный' неустойчивый характер и проявляются в такой  деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Для дальнейшего развития экономики Республики Беларусь необходимо ориентировать ее на внешние рынки, так как национальный рынок недостаточно емкий. В этом плане основной проблемой  является проблема осуществления структурной  перестройки, так как экономика  отягощена большой энерго-, металлоемкостью  выпускаемых товаров и значительным удельный весом непроизводительных затрат.

С целью решения указанной  проблемы в мировой практике возможно применение двух вариантов. Первый состоит  в предоставлении свободы рыночному  механизму в решении проблемы структурных преобразований под  воздействием конъюнктуры. Второй предусматривает  определение приоритетных отраслей экономики, посредством которых  обеспечивается выход национальной экономики на международный рынок. Однако, какой бы вариант не был  выбран, особую роль в этом процессе призваны сыграть инвестиции, поскольку  именно они позволяют создавать  новый потенциал производства на качественной основе.

Беларуси на сегодняшнем  уровне взаимоотношений с странами ЕС добиться качественного прогресса  в торговле не удастся. В 2007 г. она  была исключена из Генеральной системы  преференций ЕС, которыми пользуется подавляющее большинство других стран мира. Из-за этого, по оценкам  экспертов, ежегодные потери отечественных  товаропроизводителей составляют несколько  сотен млн. USD.

Восточное партнерство может  дать Беларуси шанс серьезно повысить статус транзитного государства  за счет средств ЕС.

Содержанием социально-ориентированной  рыночной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической  политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических  отношений в направлении демократизации и либерализации.

Вместо материального  производства господствующее значение приобретают социальная сфера, сфера  услуг: на их долю в развитых странах  приходится свыше 2/3 занятых, а на материальное производство - соответственно, менее 1/3. Это значит, что произошел переход  от экономики материальной продукции  к экономике услуг. Принципиально  новая производственно-техническая  база обусловливает и обеспечивает универсальное развитие способностей и потребностей человека, устраняет  господство над ним вещей, материально-вещественного  богатства, изменяет систему ценностей  и ориентации. Человек, работник лишается односторонней функции исполнителя, выводится из непосредственного  производства, становится его контролером  и наладчиком, в той или иной мере участвует в управлении производством  и другими общественными процессами. Высокий уровень развития сферы  услуг-образования, науки, культуры, здравоохранения  и спорта - способствует всестороннему  развитию умственных и физических способностей человека, обогащает его интересы, поднимает его духовно. Распространяются тенденции социализации и гуманизации  общественно-экономической жизни. Следовательно, социальная сфера -это не только результат  высокого уровня развития материального  производства, но и мощный фактор развития НТП, способностей человека, производительных сил в целом. Все это оказывает  огромное влияние на реализацию достижений НТР, рост экономики. Переход от индустриальной к постиндустриальной стадии социально-экономического развития определяет главные черты  нынешнего периода. Это особенно проявляется в характере кризиса, который мы переживаем.

Внешний государственный  долг, который сейчас составляет около 5 млрд. USD, не настолько велик, чтобы  угрожать экономической безопасности Беларуси. Пик платежей по внешнему госдолгу придется на 2012-2013 гг. Но чтобы  эти выплаты не повлияли на безопасность государства, правительство должно предпринять ряд действий, в частности, сотрудничая с МВФ. Кредиты МВФ  выдаются на срок до 4 лет, но у них  есть программа расширенного финансирования, и эти платежи можно растянуть до 7 лет. Эта тема уже является предметом дискуссии в работе с фондом.

Правительство разработало  план дополнительных мер по поддержке  предприятий. Главными из этих мер являются снижение налоговых нагрузок и удешевление  банковских кредитов. Планируется уменьшить  налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования на 1,3% к ВВП. Расчеты правительства  показывают, что предложенные меры могут временно вызвать дополнительное отвлечение оборотных средств предприятий, однако позволят повысить рентабельность реализованной продукции и в  первую очередь поддержат экспортеров.

Еще одной мерой поддержки  предприятий должно стать двукратное уменьшение ставок по кредитам.

Также принято решение  правительством создать государственную  лизинговую компанию, которая поможет  экспортерам продвигать продукцию  на экспорт. Планируется, что она  будет взаимодействовать с лизинговыми  компаниями других стран, развивая сублизинг. Суммы, которые планируется влить  в этот проект, будут мультиплицированы  в разы, и это будет реальное продвижение нашей продукции  на внешние рынки.

Пойти на такие шаги правительство  вынуждают сложности, с которыми сегодня приходится сталкиваться белорусской  экономике.

Еще одной мерой либерализации  экономики является подготовка проекта  указа об отмене лицензирования на 14 видов хозяйственной деятельности. Изменения коснутся в первую очередь  розничной торговли, образования, транспорта, туризма, страхования, нотариальной и  риэлторской деятельности. Идет разработка документов по аренде, контрольной  деятельности, готовятся изменения  в КоАП.

Одним из достижений на пути либерализации называют упрощение  порядка регистрации. Если в январе текущего года в республике в день регистрировалось 48 юридических лиц, то сейчас – 137.

Чтобы поддерживать экономический  рост, занятость, нужны дополнительные меры системного характера. Для таких  отраслей, как розничный товарооборот, платные услуги населению – это  повышение реальных денежных доходов  и реальных зарплат. Поэтому изучается  повышение зарплаты. В частности, с 1 июня планируется повысить ставку 1-го разряда. Также запланировано  улучшение доступа населения  к потребительским кредитам при  приобретении продукции отечественного производства.

Информация о работе Национальная экономика. Ее результаты и показатели измерения (на примере Республики Беларусь)